Цели: развитие у учеников чувства ответственности и самостоятельности, подготовка их к безопасному нахождению на улице без сопровождения взрослых; обучение ориентировке в пространстве; закрепление умения различать правую и левую стороны.
Оборудование: плакаты о безопасности дорожного движения; иллюстрация «Человечек Вуш»; карты движения для групповой работы, карточки с представленными в них заданиями для индивидуальной работы; сюжетный видеофильм; призовые карточки для каждой команды; кружки красного, желтого и зеленого цветов для деления учащихся на команды.
I. Организационный момент.
Учитель. Добрый день! Сегодня на нашем занятии присутствует необычный гость. Это инопланетный человечек - Вуш. Он будет нашим помощником (показывает иллюстрацию).
II. Актуализация знаний.
Учитель. Давайте вспомним основные правила поведения на дороге (переходить дорогу в установленном месте, пользоваться подземным переходом, знать и выполнять действия при определенных сигналах светофора).
Мы с Вушем предлагаем вам проверить, насколько хорошо вы усвоили данные правила.
Как вы заметили, на партах у каждого из вас лежит разноцветный кружочек. Поднимите его. Посмотрите вокруг себя и скажите: каких цветов эти кружочки? (Красные, желтые, зеленые.)
Учитель предварительно раскладывает кружки таким образом, чтобы дети были разделены на равносильные команды или каждый ряд учащихся составил бы команду. Деление происходит с учетом индивидуальных способностей детей и их умения работать в группе.
- Почему выбраны именно такие цвета? (Цвета светофора.)
- Что обозначает каждый цвет?
Дети отвечают.
Учитель. Так и разделимся на команды: у кого кружки красного цвета - это команда «Стоп», желтого цвета - команда «Внимание», зеленого цвета - команда «Движение».
Каждая команда выбирает себе в классном кабинете место для работы.
- Каждой команде будут даны определенные задания. Чтобы найти их, вы должны пройти определенный маршрут и разыскать конверты, предназначенные только для вашей команды. Команда «Стоп» ищет красные конверты, команда «Внимание» ищет желтые конверты, а команда «Движение» соответственно - зеленые. Все конверты пронумерованы, и поэтому задания должны выполняться строго по порядку.
Конверты с заданиями спрятаны в разных частях кабинета.
— Мы с вами превращаемся в автомобильчики. Условие - «ездить» нужно так, чтобы не создавать опасности при передвижении.
Звучит музыка, дети передвигаются согласно указанному маршруту, находят конверты, выполняют задание.
Задание 1. На иллюстрации изображена улица города, на которой необходимо найти и отметить людей и транспортные средства, мешающие окружающим.
- Удобно ли было вам передвигаться по кабинету? Почему на дорогах нет такой неразберихи? Кто всем руководит и чему подчиняются все участники дорожного движения?
Теперь настало время проверить, правильно ли выполнено задание 1, может, кто-то допустил ошибки?
Вывешивается увеличенная иллюстрация, на которой правильно отмечены люди и транспортные средства, мешающие окружающим.
Та команда, которая справилась с заданием, получает жетон с изображением летающей тарелки.
- Скажите, а почему именно летающие тарелки представлены на жетонах? Кто может на них передвигаться? (Вуш.)
Вуш попал к нам из компьютерной игры, и ему очень сложно одному.
III. Постановка цели.
- А в каких ситуациях вы обходитесь без помощи взрослых?
- Что вам удалось сделать самим без напоминания взрослых?
- Какие поездки вы совершали самостоятельно? Когда?
- Спрашивали вы разрешения у взрослых на самостоятельное передвижение по городу или это предложили родители? -Какова же будет тема нашего занятия? (Как вести себя на улице без взрослых.)
Учитель открывает на доске тему: «Один на улице».
- Чему должны научиться на этом занятии? (Научиться быть одному на улице.)
И Вушу предстоит самостоятельно постигать азы безопасности на дорогах города, а наши «умники» дадут ему советы.
IV. Постижение правил безопасного поведения на дорогах города.
Подготовленные учащиеся представляют вредные советы.
Ученик 1.
А начнем мы свой рассказ
Для тех, кто слушать не привык,
Кто делать все наоборот
Назло врагам так любит.
Примерных же попросим удалиться –
Наши советы не для них!
Ученик 2.
Если ты на перекрестке
Видишь, что машин не счесть,
Смело выбирай любую
И шагай к ней напролом.
И тогда задавлен будешь –
Пусть не этой, так другой.
Ученик 3.
Если вдруг ты заприметил
Светофора глаз зеленый,
Стой как вкопанный, иначе
Интереса никакого
Тут тебе не испытать.
Вот когда зажжется красный,
Мчись скорее на дорогу.
Можно там повеселиться,
В «вышибалы» поиграть.
Ученик 4.
Если стало дома скучно,
Не с кем в салки поиграть,
Ты беги скорей к дороге
Взрослым нервы потрепать.
Можно очень интересно
Свое время провести,
Бегая, как заяц в поле,
И пугая всех шоферов...
Ученик 5.
А на рельсах под трамваем
Не бывали вы ни разу?
Жаль, вы много упустили.
Развлеченье - высший класс!
Посмотреть, как разлетятся
Ваши ноги по дороге,
Ваши руки, голова –
И не будет больше вас.
Ученик 6.
А еще по льду кататься
На проезжей части можно
И на роликах, на скейте, самокате.
Посмотреть потом на лица
Перепуганных шоферов.
Это ж здорово, что дяди
Побелели как стена.
Учитель. Это очень вредные советы. Им ни в коем случае нельзя следовать, это не просто плохо, а даже опасно для жизни!
- Помогли наши «умники» своими советами Вушу? (Нет.)
Давайте все вместе поможем Вушу добраться до магазина компьютерных игр, чтобы он смог вернуться домой.
На доске вывешивается плакат с символической картой дорог и улиц города, где изображены перекрестки, пешеходные переходы, различные городские объекты: бассейн, супермаркет, школа, магазины, фонтан, поликлиника и т. д.
— Вуш находится вместе с нами в школе. Ему необходимо помочь выбрать самый безопасный путь до магазина компьютерных игр.
Работа выполняется коллективно. Дети проговаривают направления маршрута, один ученик передвигает фигурку Вуша по карте.
- Какие знания нам понадобились для того, чтобы направлять Вуша? (Знания ПДД, умение ориентироваться в пространстве: налево-направо, вперед-назад.)
Учитель. Вуш попал в магазин и предлагает нам сыграть в игру «Это я». На вопрос вы должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья», если вы действительно делаете именно так.
Кто из вас в трамвае тесном
Уступил старушке место?
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Знает кто, что красный свет –
Это значит: хода нет?
Кто из вас, играя в мяч,
Мчится по дороге вскачь?
Пришло время отправиться на поиски задания 2.
Звучит музыка, дети, работая с маршрутными листами, находят в кабинете задание и выполняют его.
Задание 2. Необходимо дойти до определенного пункта и описать свой маршрут. Он должен быть самым коротким, а главное - безопасным.
Проверка. На карте города прокладывается путь каждой команды. Данное решение о пути следования обсуждается. Если путь выбран верно, то команда получает следующий жетон.
Учитель. Осталось выполнить еще задание 3.
Звучит музыка, дети, работая с маршрутными листами, находят в кабинете задание и выполняют его.
Задание 3. Каждый член команды должен написать один полезный совет для Вуша и ребят, как правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах города без сопровождения взрослых.
Советы пишут маркерами или фломастерами на полосках бумаги.
По окончании работы учащиеся прикрепляют свои советы на доске. Идет коллективное обсуждение этих советов: приемлемы они или по какой-то причине нет.
— Посмотрите, Вуш уже находится в своей летающей тарелке, значит, он попал в магазин и нашел там свою игру, теперь отправляется домой.
V. Подведение итогов.
Подсчет жетонов, выявление победителей.
- Что мы должны уметь делать, находясь на улице самостоятельно?
— Каких правил должны придерживаться, чтобы благополучно пребывать без посторонней помощи на улицах города?
- Понравилось ли вам наше занятие?
- Что было самым интересным?
Автор: Н. С. Воловик
Правила безопасности для младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!