Занятие в творческом объединении ОДОД, посвященное 310-летию города Санкт-Петербурга

Методическая разработка познавательной игры для школьников младшего и среднего возраста

Автор: Токаревских Наталья Александровна, методист ОДОД  ГБОУ школа № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Краткий анонс статьи:

«Воспитание Петербургом» - познавательная интерактивная игра для обучающихся младшего и среднего возраста. «Воспитание Петербургом» -по сути своей интерактивная ролевая игра.

Применение новых технологий дает возможность ребенку «окунуться» в эпоху просвещения, культуры, красоты, тех духовных ценностей, которых так не хватает сегодня школьникам.

Обновленная форма досуга  светского общества XIX века  помогает современным школьникам приобщиться к истории и культуре прошлого.

Разработка занятия в творческом объединении ОДОД, посвященного 310-летию города Санкт-Петербурга.

(оформлена в виде технологической карты занятия)

Мы очень любим город свой.

Сияет солнце над Невой,

Или дожди стучат в окно – 

Его мы любим все равно.

Мы в этом городе живём.

И он растёт, и мы растём

М. Борисова

Данному занятию предшествовали занятия по истории города, дети знакомы с архитектурой дворцово-парковых ансамблей, дети знают как было положено начало прекрасному городу - северной столице, которую восторженно называют Второй Венецией и Северной Пальмирой.

На болотах топких и опасных

Шумные столицы не растут.

Но наш город, как цветок прекрасный,

Словно в сказке, появился тут.

Сколько мастера над ним не спали:

Украшали, укрепляли град.

Ангел осенил его крылами!

Тысячи врагов поумирали

У его заговоренных врат!

Я. Кондрашевич

Общая характеристика учебного занятия

Тема занятия

«Петербургский салон»

Цель

 

Закрепить уже знакомые  понятия через создание игры в рамках проекта и закрепить полученные на ранних занятиях знания; помочь детям сделать новые шаги в освоении проекта:

- проблема, способы решения проблемы, выводы;

- закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи;

- способствовать формированию умений работать в группе,

- рассуждать, делать выводы.

Творческое объединение

Занятие в творческом объединении «Петербуржец» ОДОД по образовательной программе эколого-краеведческой направленности

Возраст детей

Сборная группа обучающихся 4-6 классов

Этап образовательного процесса

Итоговое занятие в форме поисково-апробационной игры, предназначенной как для закрепления пройденного материала, так и  для развития интеллектуального и творческого потенциала, направленного на поиск, разработку и испытание новых идей, направлений,  новых видов деятельности.

Название используемого метода

 

«Мини-игра».

Проводится по проекту «Воспитание Петербургом», посвященному 310-й годовщине со дня основания Санкт-Петербурга (1703-2013гг) в рамках образовательной программы «Моя малая Родина»

Цели использования активного метода обучения

Целенаправленная активизация мышления, поскольку активность детей должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);

Самостоятельная творческая выработка решений каждым ребенком, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

Включение всех обучающихся в учебный и познавательный процесс с  высокой степенью активности;

Интерактивный характер занятия, т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и педагога) посредством прямых и обратных связей;

Направление их творческой деятельности на решение поставленных задач.

Количество участников

Обучающиеся творческого объединения ОДОД школы – 15 человек.

На итоговое занятие можно объединить две группы, занимающиеся параллельно, но время занятия будет увеличено

Планируемый результат

 

Предметные:

Знать и правильно применять понятия.

Уметь применять полученные знания на практике.

Личностные: 

развитие познавательных мотивов

Коммуникативные: взаимодействие в группе

Познавательные:

Общеучебные: выделение и структурирование  необходимой информации

Логические: формулирование проблемы, установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений,  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Структура учебного занятия (этапы)

Содержание проведения занятия

В занятии активно используются музыкальные фрагменты, видео и аудио сюжеты, наглядные пособия.

Можно использовать и костюмированные элементы как педагогом, так и детьми.

Занятие начинается с погружения детей в историческую эпоху 19 столетия, в Петербурге. Звучит музыка, ее может исполнять концертмейстер или может использоваться аудиозапись. На экране – исторические виды города. Обстановка кабинета стилизована и оформлена по старину. Столы расставлены для занятий в малых группах.

 

1. Педагог рассказывает о том, как проводили свободное время в Петербурге в 19 веке (игры) и знакомит с понятием «буриме».

Буриме (фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов,

После этого педагог предлагает обучающимся самим придумать стихи на срифмованные слова, что у каждой группы на столах.

……….. город

……….. молод

……….. Нева

……….. берега.

 

………… блеском

………… Невский

………… шпили

………… взмыли.

 

………… острова

………… Нева

…………небо

………… светом.

Все вместе заслушивают стихи каждой группы и дают оценку каждому, выбирая наиболее удачные.

 

2.Педагог проводит игру «догони куклу» - подвижная физкультминутка в стиле времени ушедшей эпохи.

 

3.Педагог рассказывает, как разгадываются шарады. Каждая группа получает листок с заданием разгадать шараду. Ответ на нее надо представить  не словами, а изобразить всей группой. Остальные группы пытаются отгадать правильный ответ по представленной им импровизированной постановке. Это и творческая и познавательная и подвижная часть занятия.

 

Начало мое — нота,

Потом — краса оленья.

А в целом — это место

Оживленного движенья.

 

Первая половина слова — ГРОМКО.

Вторая половина — ТИХО.

А в целом - музыкальный инструмент.

 

Начало — голос птицы.

Конец — на дне пруда.

А целое в музее

Найдешь ты без труда.

 

4.Каждая группа разгадывает «Петербургский кроссворд». В него включены все термины, изученные ранее на уроках

(приложение Кроссворд Павловск и кроссворд А.С. Пушкин)

 

5. Для закрепления материала – игра в мяч. Педагог кидает детям по очереди мяч, они возвращают его, называя: (фамилии архитекторов, возводивших архитектурные ансамбли города, архитектурные памятники Царского села, архитектурные памятники Павловского парка и т.д. по выбору педагога)

Для занятий с детьми старшего возраста интересно использовать, так называемые, исторические задачи на темы Санкт-Петербурга. В поисках решения задачи, ученики лучше запоминают цифровые параметры исторических объектов.

(приложение задача 1, задача 2, задача 3)

 

6. В заключении занятия – игра в фанты. Каждая группа создает свой фант, складывает его в шкатулку, выбирая тот или иной фант (кто-то из детей выбирает его не показывая всему классу), получает от педагога или остальных групп задание на историко-краеведческую тему.

 

7. Занятие заканчивается подведением итогов и музыкой.

 

Для подведение итогов используются стихи- загадки:

В болоте родился,

 Три раза крестился.

(Петербург, Петроград, Ленинград.)

Я  – город-герой,

 Стою над Невой.

(Санкт-Петербург.)

 

Триста лет тому назад

 Был заложен этот град.

 В Невской дельте, средь болот.

 Здесь рождался русский флот.

(Санкт-Петербург.)

(Ю. Юдин)

 

Летнее чудо! Как же тут спать?

 Праздником надо те ночи назвать.

 Можно читать, можно играть,

 Можно совсем не ложиться в кровать…

 Если ты знаешь тот город, мой друг,

 Мне подскажи. Это  – ...

(Санкт-Петербург)

(Е. Ефимовский)

 

Площадь эта главная,

 Площадь эта славная.

 Побывать на ней все рады:

 Тут проводятся парады,

 Проходят демонстранты,

 Играют оркестранты.

 Бывают здесь гуляния,

 На лошадях катания.

 Хоть она и старая,

 Но выглядит, как новая,

 Площадь наша главная

 По имени …

(Дворцовая.)

(Е. Ефимовский)

 

Есть в Петербурге чудо – сад

 Украшен кружевом оград

 Дворец в нём есть царя Петра

 И статуи, как божества.

 В тени аллей, возле оград,

 Скажите, что это за сад?

 (Летний сад.)

(Е. Ефимовский)

 

Свернём на Большую Морскую.

 Арку увидим. Скажите какую?

 Арки у нас есть любого масштаба,

 Но главная – в здании...

(Главного штаба.)

(Е. Ефимовский)

 

Красивый мост, любимый нами,

 Известен четырьмя конями.

 Но имя носит он не Клодта,

 А полковника, чья рота

 Здесь мост срубила из осины.

 Недолговечна древесина…

 Опоры каменными стали,

 А мост всё так же люди звали

 По старой дедовской привычке..

 И мы зовём его…

(Аничков)

(Е. Ефимовский)

Как явь впились в твои туманы

 Виденья трехсотлетних снов,

 О, самый призрачный и стройный

 Из всех российских городов!

 

И майской ночью в белом дыме,

И в завываньи зимних пург

Ты всех прекрасней, несравнимый

Блистательный Санкт-Петербург!

Н. Агнивцев

Продолжительность

2 х 45 минут

Предварительная подготовка

Сформулировать рифмы для буриме и разложить листки на столах.

Написать шарады для каждой группы.

Составить для каждой группы кроссворд на тему.

Необходимые материалы

1. Ручки и карандаши

2. Картон, цветная бумага, клей, заготовки для создания фантов.

3. Элементы исторического костюма.

4. Оформление кабинета.

5. Музыкальный центр и ПК, подключенный к мультимедийному проигрывателю.

Примечание

 

1. Длительность проведения метода зависит от обучающихся.

2. Даже итоговое занятие может проходить в несколько этапов, включая в себя игры «Брейн-ринг», «Крестики-нолики», «Исторический морской бой», «Поле чудес» на закрепление терминов, историческое лото и т.д.

3. Метод можно использовать не только на итоговом, но и на каждом практическом занятии группы.

Приложения

 

Татьяна Сергеевна Потерюха # 19 февраля 2014 в 11:54 0
Наталья Александровна, спасибо Вам огромное за возможность познакомиться с удивительным городом через Вашу познавательную игру!Столько нового и интересного открывается детям, Ваш труд бесценен!Спасибо!