Сценарий народного осеннего праздника урожая в подготовительной группе

Праздник последнего валка для детей 6-7 лет

Зал оформлен в виде жнивного поля. В центре находится сноп. На занавесе у центральной стены - изображение луны и звёзд. Прожектор направлен на эту часть оформления. Свет в зале выключен. Звучит спокойная музыка. Зажигаются звёзды-гирлянды, месяц опускается. Постепенно включается свет, поднимается солнышко.

Голос.

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Под казачью игровую песню «Как за нашим за двором» дети входят в зал.

1-й ребёнок.

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля.

2-й ребёнок.

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря –

Это русские картины,

Это Родина моя.

3-й ребёнок.

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Ведущий. С давних пор повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, тёплой весны, красного лета, урожайной осени. Приглашали выглянуть солнышко, прилететь птиц, пролиться дождику. Складывались в народе пословицы, загадки, припевки о временах года. Примечали люди, что снежная зима обещает богатый урожай хлеба, что после дождливого мая хорошо растёт рожь и пшеница. Из уст в уста передавались народные приметы и дошли до наших времен. Сегодня у нас в гостях побывает Осень. Давайте её закликать.

ЗАКЛИЧКА «ОСЕНИННАЯ»

Дети (идут «змейкой» и говорят).

Осень, осень, в гости просим,

Осень, осень, погости недель восемь:

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём! Ау-у-у!

В зал «влетает» девочка-«кукушка».

Дети.

Кукушечка, кукушечка,

Птичка серенькая - рябушечка.

К нам осень пришла,

Нам добра принесла:

1-й ребёнок.

В коробью - холста,

На гумно - зерна.

2-й ребёнок.

В коробью - лён, конопель!

На гумно - рожь, ячмень!

Все. Прощай, прощай, кукушечка!

3-й ребёнок.

До частых гроз,

До зелёных берёз.

4-й ребёнок.

До новой травы,

До красной зари.

Садятся на стульчики.

Ведущий. Осень - это не только печаль и грусть. Осень - это ещё и праздник урожая, конец жатвы. Этот праздник казаки называют «Дожинки» или «Праздник последнего валка».

Распределение обязанностей в семье казаков основывалось на народном представлении о связи мужчин с внешним миром, а женщин - с внутренним жилым пространством (хатой, печью). Мужчины выполняли главные полевые работы: пахоту, сев, уборку хлебов. Занимались также обустройством базов и хлевов, подправляли хату. А какие же работы считались женскими?

Дети. Женскими считались работы по дому: приготовление пищи, уборка, стирка, прядение, ткачество и вязание, шитьё и починка одежды, а также содержание огорода.

Ведущий. Женщины помогали мужчинам во время уборки хлебов (вязка снопов), при покосе (скирдование). Одна из характерных особенностей казачьей семьи - это то, что женщины всегда могли заменить в работе мужчин. Это было связано с обязанностью казаков нести воинскую службу и частыми отлучками из дома. Дети с малых лет приобщались к домашней работе. Мальчики помогали ухаживать за домашними животными, особенно за лошадьми, пасли свиней, с 15 лет парни косили наравне со взрослыми. А как называли хлеб в старину?

Дети. Жито!

Ведущий. Правильно! Это была трудная работа, её выполняли вручную. А чем жали жито?

Дети. Жито жали серпами, а молотили цепами.

Ведущий. Работали от зари до зари не покладая рук. Днём в полдень (в самую жару) отдыхали в холодке. Хлебный квас из студёной родниковой воды утолял жажду. А чтобы легче было работать, люди помогали себе припевками, песнями, посвящали своей работе стихи.

На середину зала выходят двое детей.

5-й ребёнок.

Как у нашего овса

Растёт русая коса.

У нашей пшеницы –

Жёлтые ресницы.

6-й ребёнок.

У нашей гречки -

Чёрные колечки.

У нашей картошки –

Головы-лепёшки.

Ведущий.

Поле моё русское!

Сторона родная!

Поднимайся к солнышку,

Пшеница золотая!

Группа девочек исполняет «Танец с колосьями» под русскую народную мелодию «Выйду ль я на улицу». По окончании танца выходят дети и останавливаются полукругом у центральной стены.

7-й ребёнок.

Будем жито жать,

Во снопочки вязать,

На ток возить, цепами молотить.

8-й ребёнок.

Уж вы, жнецы молодые,

Серпы золотые,

Уж вы, жнецы, жните, не ленитесь,

А обжавши ниву, вместе веселитесь!

Дети исполняют песню «Ой вы, молодые, серпы золотые», а мальчики-«жнецы» инсценируют.

По окончании песни «жнецы» выстраиваются в шеренгу, в руках держат колосья (жито).

1-й «жнец». Кто пахал - тому силку.

2-й «жнец». Кто сеял - тому две.

3-й «жнец». А кто жал-тому все.

Раскидывают жито на пол.

Ведущий. Завершив работу, девушки катались по ниве, приговаривая слова, к ней обращенные.

Девочка.

Нивка, ты, нивка,

Отдай мою силу,

Уж я тебя жала,

Силку потеряла

На пост, на колотило,

На молотило, на кривое веретено.

«Жнеи»-девочки кувыркаются по ниве, затем встают, повернувшись друг к другу лицом, и говорят:

Ох, и слава Богу,

Что жито пожали

И в копны поклали:

На гумне стогами,

В клети закромами,

А в печи - пирогами.

Затем перевязывают колоски лентой, то есть «завивают бороду».

Ведущий. По старому обычаю, на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев. Жнеи перевязывали их лентой.

1-я «жнея».

Вейся, вейся, борода,

Бородушка, вейся,

Сусек, наполняйся.

2-я «жнея».

Батюшка Илья-борода,

Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!

Ведущий. Этот обряд называется «завивание бороды». Делалось это для того, чтобы на земле сила осталась до будущего урожая.

Последний сжатый сноп - «именинник». Ему особый почёт. Его ставят в красный угол под икону - несут ему хлеб-соль, низко кланяются.

Дети переходят в хату. В центре горницы - русская печь, стол с кухонной утварью, лавка, прялка. Сноп-«именинник» ставят под икону.

Выходит девочка с рушником и подносом, на котором несет хлеб и соль, ставит его к снопу-«имениннику».

Девочка. Урожай ноне на славу уродился. Слава Богу, зимой будет, что поесть да скотинушку покормить.

Ведущий. Незаменимой в хате была русская печь. «Добра ты речь, что в избе есть печь» - так гласит русская поговорка. Будут вам блины и пироги различные, пышки да вареники. Можно наварить лапшу на утином бульоне, лапшевник. Это блюда традиционной казачьей кухни. А знаете ли вы, девочки, рецепт казачьего хлеба?

Ответы детей.

Ведущий. Хлеб пекли на хмелинах. Хмель собирали на огороде ближе к осени. Сушили на зиму побуревшие, мягкие, с пряным запахом шишечки. Густой степной хмель облегал плетни на левадах и вился по зарослям терновника...

А готовили для хлеба опару так. На литр кипятка засыпали горсть хмеля и минут через десять засыпали муку. Ставили в тёплое место и перемешивали до тех пор, пока тесто становилось однородной жидкой массой. Хлеб требует любви и тепла рук и печётся обязательно с молитвой.

Ставит хлеб в печь.

Ведущий. Пока хлеб печётся, давайте песню сыграем.

Играют казачью песню «Яблонька».

По окончании пения выполняют элементы танцев: с перестроением идут по кругу, «змейкой», заводят «улитку».

За дверью слышна казачья песня «Чубатые ребяты», и в хату с пением входят мальчики.

Ведущий. Вижу, к нам гости идут...

1-й мальчик. Здравствуйте, хозяева, позвольте в горенку войти.

2-й мальчик. Во горенку войти да на лавочку сесть.

Ведущий. Проходите, гости дорогие, места всем хватит.

Все девочки.

Ай да казачки, нам под стать!

Просто глаз не оторвать!

Казачок. Где казак - там смех да веселье!

Казачата. Что-то пляска не видна!

Девочки. Нет, не правда, вот она!

Казачата. Плясуны не хороши?

Девочки. Сам пойди да попляши!

Казачата. Мы присядем - ногу в бок!

Девочки. А мы ногу на носок!

Казачата. Топотушками пойдем!

Девочки. А мы сядем, отдохнем!

Казачата.

С вами мы плясать пойдем!

Да и в игры поиграем!

Девочки. Лучше после отдохнем!

Проводится игра «Тяни холсты».

Инсценируется песня «Патока с имбирём». Девочка. Казаки, весёлый вы народ, а не хотите ли чаю?

Казачата. С преогромным удовольствием!

Ведущий. А вот и хлеб горячий поспел! Угощайтесь на здоровье!

3-й мальчик. Ай да горенка!

4-й мальчик. Горенка новая!

Играют казачью песню «Горенка».

Казачата. Казачьи песни слушать,

Что мёд ложкой кушать!

Ведущий. Дожали, дожили,

Спожинки встретили!

Пора и по домам!

Исполняют песню «Пора, пора домой идти».

Уход из горенки.

Автор: Эльмира Михайловна Гамидова

Рекомендуем посмотреть:

Конспект осеннего развлечения в подготовительной группе

Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Ноябрь

Беседа на тему «Листопад» в подготовительной группе

Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Октябрь

Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Сентябрь

Нет комментариев. Ваш будет первым!