Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем.
А платье-то и узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришёл месяц за платьем.
Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.
В третий раз пришёл месяц к портному.
Увидел портной: идёт по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл.
Так и остался месяц без платья.
Вопросы для закрепления
• Ты знаешь, как шьют одежду? Что нужно сделать для того, чтобы одежда получилась впору?
• Правильно ли сделал портной, когда снял мерку с месяца? Для чего он это сделал?
• Что же случилось, когда месяц пришёл за платьем?
• Сколько раз приходил месяц за своим платьем? Ты догадался, почему платье для месяца всё время оказывалось ему мало?
• Почему портной убежал, когда увидел месяц в третий раз?
• Ты знаешь, какой бывает месяц? Попробуй нарисовать несколько картинок, как постепенно узенький месяц растёт и превращается в полную луну. А потом нарисуй, как постепенно полная луна уменьшается и превращается в узенький месяц.
• А ты бы смог сшить платье для месяца? Каким бы оно у тебя получилось?
Жила в лесу коза с кудрявыми ножками. У неё было трое козлят: Алюль, Булюль и Хиштаки Саританур.
Однажды коза-кудрявые ножки отправилась на пастбище. Уходя, она сказала козлятам:
— Мой Алюль, мой Булюль, мой Хиштаки Саританур! Я ухожу пастись. Принесу вам на рожках травку, на языке водичку, в вымечке молочко. Заприте дверь на засов и сидите дома.
Алюль, Булюль, Хиштаки Саританур заперли дверь и остались дома.
Только скрылась коза из виду, подошла к двери собака, постучала лапой и пролаяла:
— Мой Алюль, мой Булюль, мой Хиштаки Саританур, отоприте мне дверь!
Алюль, Булюль, Хиштаки Саританур узнали по голосу, что это не мать, и не открыли двери.
Ушла собака ни с чем. Только она ушла, прибежал шакал и завыл:
— Мой Алюль, мой Булюль, мой Хиштаки Саританур, отоприте скорей!
Но козлята узнали шакала и не открыли.
Тогда подошёл к двери волк (он прятался за углом дома и всё слышал). Волк изменил свой голос и тоненько запел:
— Алюль мой, Булюль мой, мой Хиштаки Сарита- нур! Поскорее отоприте мне дверь! Принесла я вам на рожках травку, на языке водичку, в вымечке молочко.
Услыхали козлята эти слова и распахнули дверь.
Волк вбежал в дом, проглотил всех козлят и ушёл.
Вечером вернулась с пастбища коза — кудрявые ножки. Увидела она открытую дверь, вошла в дом и не нашла ни Алюля, ни Булюля, ни Хиштаки Саританура.
Заплакала коза, запричитала:
— Алюль мой, Булюль мой, Хиштаки Саританур мой! Где вы? Я принесла вам на рожках травку, на языке водичку, в вымечке молочко!..
Никто не откликался. Долго плакала коза, но горю не помогла.
«Не собака ли съела моих детей?» — подумала она и пошла к собаке.
Взобралась на крышу собачьего дома и постучала ножками: тук-тук!
Услышала собака стук и спросила:
— Кто взобрался на мою крышу? У меня гости! Пыль сыплется в мой плов. Мои гости ослепли от пыли!
Коза отвечала:
— Я коза — кудрявые ножки.
Это я стучу в твою крышу.
Ты съела моего Алюля,
Ты съела моего Булюля,
Ты съела моего Хиштаки Саританура!
Выходи на бой, вставай перед моими рогами!
Испугалась собака, поджала хвост и сказала:
— Не ела я твоего Алюля,
Не ела твоего Булюля,
Не ела Хиштаки Саританура!
Не выйду я на бой, не встану перед твоими рогами! Иди к шакалу: наверно, это он съел твоих детей.
Коза пошла к шакалу, взобралась на крышу его дома и постучала ножками: тук-тук-тук!
Услышал шакал стук и спросил:
— Кто взобрался на мою крышу? У меня гости! Пыль сыплется в мой плов. Мои дорогие гости ослепли от пыли!
Коза отвечала:
— Я коза — кудрявые ножки.
Это я стучу в твою крышу.
Ты съел моего Алюля,
Ты съел моего Булюля,
Ты съел моего Хиштаки Саританура!
Выходи на бой, вставай перед моими рогами!
Трусливый шакал завыл:
— Не ел я твоего Алюля,
Не ел я твоего Булюля,
Не ел твоего Хиштаки Саританура!
Иди к волку: это волк их съел!
Пошла коза к волку, взобралась на крышу волчьего дома, сердито застучала по крыше: тук-тук-тук!
Волк грубо закричал:
— Кто взобрался на мою крышу? У меня гости! Пыль сыплется в мой плов. Мои гости ослепли от пыли!
Ещё сильнее застучала коза и грозно заблеяла:
— Я коза — кудрявые ножки.
Я стучу в твою крышу!
Ты съел моего Алюля,
Ты съел моего Булюля,
Ты съел моего Хиштаки Саританура!
Выходи на бой, вставай перед моими рогами!
Волк отвечал:
— Да, я съел твоего Алюля,
Я съел твоего Булюля,
Я съел твоего Хиштаки Саританура!
Выйду к тебе на бой, встану перед твоими рогами!
Сговорились они и назначили час, когда биться.
Пошла коза домой, испекла на своём молоке лепёшки, принесла их слесарю и попросила:
— Отточи поострей мне рожки!
Слесарю понравились сдобные лепёшки, и он отточил козе рога острей алмазных граней.
Волк налепил лепёшек из глины, отнёс их кузнецу и сказал:
— Отточи мне зубы, да поострей!
Кузнец выбросил волчьи лепёшки и не отточил, а затупил волчьи зубы.
Вот встретились коза с волком в назначенном месте.
Волк только щёлкал тупыми зубами, а коза — кудрявые ножки разбежалась и так метко всадила волку в живот свои острые рожки, что разорвала ему жадное брюхо. И оттуда, живые и невредимые, выскочили Алюль, Булюль, Хиштаки Саританур.
Счастливые и весёлые, побежали домой коза — кудрявые ножки и её козлятки.
Вопросы для закрепления
• О ком эта сказка?
• Сколько частей в сказке? С каких слов начинается сказка?
• О чём говорится в первой части сказки? Расскажи, что мама-коза, уходя на пастбище, сказала своим козлятам?
• О чём говорится во второй части сказки? Расскажи, кому козлята открыли дверь? Кто отточил козе рожки? Кто затупил волку зубы?
• Какой у сказки конец? Вспомни, какие ещё ты знаешь сказки, герои которых коза или волк?
• Теперь попробуй пересказать сказку самостоятельно. Подумай, как сказка будет начинаться, о каких событиях ты расскажешь дальше, чем закончится сказка.
Давным-давно в лесу жила собака. Одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко.
Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест!
«Неважный это друг, — подумала собака, — волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж, — отвечает волк, — вдвоём веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко.
Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Ах ты, такая-разэдакая!.. Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас.
«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем».
Пошла она к медведю:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань! Придёт человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым».
Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
— Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей построил возле своей избы.
Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает её за это — спасибо говорит.
С тех пор собака и человек живут вместе.
Вопросы для обсуждения:
• О ком эта сказка?
• Что сказочного в этой истории?
• Попробуй пересказать сказку. С каких слов начинается сказка?
• Расскажи, кого встретила собака в лесу? Кто стал дружить с собакой?
• Какой у сказки конец? Как ты думаешь, могла ли эта сказка закончиться по-другому? Почему ты так думаешь?
В роду самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка Айога. Красивая девочка. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее Айоги ни в этом, ни в каком другом стойбище никого нет.
Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит — не может оторваться. Глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.
Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
— Пойди принеси воды, Айога!
Дочка отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись, — говорит ей мать.
— Куст оборвётся! — отвечает Айога.
— А ты за крупный куст возьмись.
— Руки поцарапаю... Мать говорит ей тогда:
— Рукавицы надень.
— Изорвутся, — говорит Айога. А сама всё в медный таз смотрится, какая она красивая.
— Ты зашей рукавицы иголкой.
— Иголка сломается!
— Возьми толстую иголку, — говорит отец.
— Палец уколю! — отвечает дочка.
— Напёрсток надень из крепкой ровдуги.
— Напёрсток прорвётся!
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Я схожу за водой, мать. Пошла и принесла воды.
Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:
— Дай мне лепёшку, мать!
— Горячая она. Руки обожжёшь, — отвечает мать.
— Я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу.
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепёшку. Мне не жалко!
Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — так замахала, что руки у неё в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась Айога в воду и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась.
Все слова забыла. Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Вопросы для обсуждения:
• Понравилась тебе эта история? Это произведение — рассказ или сказка? Почему ты так думаешь? Эту сказку можно назвать волшебной? Какое волшебство в ней происходит?
• О ком эта сказка? Какой ты представляешь себе главную героиню сказки, Айогу?
• Что произошло с Айогой, почему она загордилась?
• Чем она занималась всё время, почему она стала ленивой?
• Расскажи, как Айога превратилась в гусыню.
• За что была наказана эта девочка?
• Тебе понравилась соседская девочка? Какой она была? (Доброй, заботливой, внимательной, приветливой, работящей.)
• Давай сравним двух девочек. Айога — ленивая, нерадивая, а соседская девочка какая? Айога — жадная, завистливая, а другая девочка какая? Айога — злая, а соседская девочка какая? Айога — невнимательная, чёрствая, а та девочка?
• Чему учит эта сказка?
• Если бы тебе пришлось нарисовать несколько иллюстраций к сказке, что бы ты изобразил на каждой из них?
Александр Пушкин «У лукоморья»
Русская народная сказка «Заяц-хваста»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!