Беседа на тему «Восход солнца» в детском саду в подготовительной группе

Беседа про восход солнца для детей дошкольников 5-7 лет

Ребята! Сегодня наша беседа посвящена одному из прекраснейших природных явлений, которое мы можем наблюдать каждый день утром. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться о том, что это такое.

* * *

Солнце озарило

Бледный небосвод.

Лебедь белокрылый

Медленно плывет.

 

Тает отраженье

В зеркале воды,

Дремлют без движенья

Сонные пруды.

 

Капля серебрится

В венчике листа.

Может быть, мне снится

Эта красота?

Конечно же — это восход солнца! Вы верно догадались!

♦ Когда восходит солнце? Какие изменения происходят в природе?

Верно! В конце ночи, когда густой мрак начинает рассеиваться, небо становится светлее, звезды светят слабее или исчезают вовсе.

Восход — время, а также место появления солнца на горизонте.

♦ Почему же происходят заходы и восходы солнца?

За время суток наша планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. На той части планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли — светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.

Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов.

Послушайте стихотворение.

Утренние лучи

Первый луч упал на птичку,

На синичку-невеличку.

Та проснулась: «Тень-тень-тень,

Ах, какой чудесный день!»

 

Луч второй упал на зайку.

Встрепенулся в миг косой,

Поскакал он на лужайку

За росистою травой.

 

Третий луч зари, играя,

Разбудил кур и гусей.

Он проник сквозь щель сарая —

Сразу стало в нем светлей!

 

На насесте, наверху

Пробудился петушок.

Он запел: «Ку-ка-ре-ку!»,

Распушил свой гребешок.

 

Луч четвертый поднял пчел,

Им сказал: «Цветок расцвел!»

Пятый луч проник ко мне,

Осветил мою кровать,

 

Пробежался по стене

И шепнул: «Пора вставать».

♦ Подумаем о том, всегда ли солнце восходит в одно и то же время?

В каждое время года солнце восходит по-разному. Зимой ночи долгие, а дни короткие. Летом, наоборот, ночных часов меньше, чем светлых, дневных. И только в дни равноденствия — 23 сентября и 21 марта дни и ночи равны по продолжительности.

Послушайте стихотворение.

Столько же света, сколько тьмы!

Идет красная девица,

Несет в ведрах водицу.

Улыбается сама:

В ее ведрах свет и тьма.

Заглянули в ведра мы:

Столько ж света, сколько тьмы!

Зимой солнышко поднимается из-за горизонта поздно, словно нехотя, и рассветает в средней полосе часов в 8—9. Зимой рассветы тусклые, серые или чуть желтоватые.

Зато летним утром солнце поднимается над горизонтом рано, удивительно красиво окрашивая в нежно- розовые, тончайшие золотистые тона край неба на востоке.

За полярным кругом зимой солнце вообще не поднимается из-за горизонта, и восход не наступает. Здесь царит длинная полярная ночь, которая не сменяется ни утром, ни днем.

Но весной и летом в этих суровых снежных краях солнце не опускается за линию горизонта. Настоящих темных ночей там нет. Такое время суток называют белыми ночами. Солнце здесь не всходит и не заходит, поэтому ни восхода, ни заката в этих краях нет.

Послушайте сказку.

Четыре лебедя

Высоко-высоко в горах, в гнезде, которое находилось на вершине неприступной скалы, жили четыре прекрасных лебедя. Они были сыновьями Солнца. А звали их Утро, День, Вечер и Ночь.

Перья первого лебедя были розовыми, второго — белыми, третьего — серебристо-серыми, а четвертого — черными, как смоль.

Когда Солнце начинало медленно подниматься над землей, из гнезда вылетал Розовый лебедь.

— Сын мой младший, лети над землей, неси на крыльях светлое утро! — напутствовал его отец.

Широко раскинув крылья, Розовый лебедь кружился в поднебесье, и все кругом озарялось нежным сиянием.

Начинался рассвет. Розовело небо, становились розовыми, словно лебединые перья, легкие облака, светлели воды в реках и озерах, раскрывались венчики душистых цветов, пробуждались люди.

♦ Видели ли вы рассвет? Расскажите о нем.

Солнце поднималось выше. Розовый лебедь возвращался в гнездо, а в небо взлетал Белый лебедь, неся на своих крыльях светлый день.

Шумели зеленые леса, порхали бабочки и стрекозы, ярко пестрели цветами луга, синели реки, люди занимались делами.

Когда Солнце опускалось ниже, и его косые золотистые лучи скользили по глади речных вод и зеленым травам, Белый лебедь спешил домой, а в путь отправлялся Серебристо-серый лебедь. Он нес с собой вечер.

Темнело небо, облака становились лиловато-сиреневыми. Сумрак окутывал землю. Люди спешили завершить начатые дела. Хозяйки накрывали столы, и семьи дружно садились ужинать.

После ужина женщины занимались рукоделием, рассказывали детям сказки.

А когда Солнце скрывалось за высокой горой и возвращался домой Серебристо-серый лебедь, из гнезда вылетал Черный лебедь.

♦ Какое время суток наступало на земле?

Этот лебедь нес на своих бархатных крыльях темную ночь, озаренную лишь лунным светом и блеском далеких звезд.

Так повторялось изо дня в день, из года в год.

Но однажды один злой волшебник проснулся очень рано. Он увидел, как по небу летит прекрасный Розовый лебедь, и все радуются восходу солнца.

Разозлился колдун и решил погубить чудесную птицу.

«Пусть никогда не наступит утро! Не увидят люди прекрасного рассвета! Пусть на земле царит тьма!» — подумал он.

Обратился волшебник коршуном, взвился в облака и напал на лебедя.

Розовые перышки полетели с небес на землю, и одно из них упало рядом с богатырем по имени Никита. Он поднял голову и увидел небесную битву. Никита снял с плеча лук, вложил в него стрелу, натянул тетиву, прицелился и выстрелил.

Громко вскрикнул коршун и упал на землю, пронзенный стрелой богатыря, а израненный Розовый лебедь опустился к его ногам.

Кругом потемнело, закрылись венчики цветов, поднялись высокие волны в реках, подул сильный ветер, заскрипели вековые деревья.

Никита склонился над бедной птицей и услышал шепот трав:

— Обрызгай Розового лебедя живой водой из родника, его раны затянутся, и рассвет наступит!

— Да где же находится родник с живой водой? — спросил воин.

— Ищи его там, где упало лебединое перо. Мать-земля даст тебе живой водицы! — опять послышался шепот.

Раздвинул Никита траву возле упавшего перышка и увидел, что из-под земли пробивается маленький сверкающий родничок.

Богатырь положил птицу к роднику и побрызгал ее живой водой. Лебедь открыл глаза, попил воды из рук Никиты, склонил с благодарностью голову, а затем взмахнул крыльями и взмыл в небеса.

И тотчас темнота рассеялась — порозовели дали, посветлели воды, раскрылись венчики цветов и наступило радостное утро. В сарае громко закукарекал петушок, заквохтали куры, загомонили проголодавшиеся за ночь гуси и утки. Выбрались из улья и полетели за ароматным нектаром пчелы, вылетели из гнезд и защебетали птицы, проснулись взрослые и дети.

Все любовались рассветом и радовались наступлению нового дня!

♦ Где жили лебеди?

♦ Как их звали?

♦ Когда вылетал из гнезда Розовый лебедь?

♦ Какое время суток он «нес на крыльях»?

♦ Какой лебедь вылетал на смену Розовому лебедю? Какое время суток наступало?

♦ Когда прилетал Серебристо-серый лебедь?

♦ Когда вылетал из гнезда Черный лебедь? Что наступало с его прилетом?

♦ Почему злой волшебник захотел погубить Розового лебедя?

♦ Расскажите о том, как Никита спас птицу.

Ответьте на вопросы

1. Что такое восход?

2. На сколько частей можно разделить сутки? Перечислите их по порядку. Назовите вторые и четвертые части суток.

3. Какое время суток самое светлое?

4. Какое время суток самое темное?

5. Что такое равноденствие?

6. Когда наступает восход зимой, а когда летом?

7. Что такое полярная ночь?

8. Что такое «белая ночь»?

Рекомендуем посмотреть:

Об учителях духовных для детей

Беседа о Конституции для старших дошкольников

Беседа о Президенте России в старшей группе

Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»

Конспект беседы в старшей группе «Добро не умрет, а зло пропадет»

Нет комментариев. Ваш будет первым!