Игра по этикету для школьников 5 класса

Игра по формированию навыков культурного поведения «Светское общество», 5-8 классы

Цель: формировать навыки культурного поведения; выявить организаторские, интеллектуальные, творческие способности детей; выявить наиболее активных членов общества.

Ход игры

В игре столько туров, сколько команд принимает участие в игре, и еще заключительный тур (т. е. 5-й этап в данном случае).

В турах каждая команда получает задание, после выполнения которого эксперт выставляет оценки за каждое задание тура участникам игры и выбирает из команды, в которой он работал, одного- двух человек, набравших наибольшее количество баллов.

Эти ребята переходят в следующем туре в другую команду.

Задача каждого участника - сменить как можно больше команд (максимальный результат: пройти все и вернуться в свою команду).

Заключительный тур проводится для наиболее активных членов коллектива. Лучший из них награждается медалью «Светский человек».

1-й тур «Я вас вижу».

а) Экспресс-опрос: какими приветствиями пользуются люди в разных странах при встрече друг с другом?

б) Команды получают карточки с заданиями: найти ошибки в предложенных ситуациях и обыграть эти ситуации.

2-й тур «Добро пожаловать».

а) Как должен вести себя хозяин дома и какие правила он должен соблюдать, чтобы гостям в его доме было хорошо и уютно?

б) Команды получают карточки с заданиями: найти ошибки в предложенных ситуациях и обыграть эти ситуации.

3-й тур «Дары приносящие».

а) Как выбрать подарок?

б) Команды получают карточки с заданиями. Полученные рисунки проанализировать и решить, что кому подарить.

4-й тур «Театр начинается с вешалки».

Решить кроссворд.

5-й тур «Светский разговор».

Наиболее активные участники предыдущих этапов отвечают на вопросы тем, которые не требуют специальных знаний, на которые может дать ответ и юная леди, и седовласый джентльмен.

1-й тур «Я вас вижу» (экспресс-опрос)

1) Вспомните, какими приветствиями пользуются люди в разных странах при встрече друг с другом.

2) Ответьте на вопросы (каждой команде задается по одному вопросу):

а) Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Кто подает первым руку?

б) Кто здоровается первым, если встретились мальчик и девочка? Кто подает первым руку?

в) Кто здоровается первым, если встретились два мальчика? Кто подает первым руку?

г) Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? Приведите примеры.

3) Команды получают карточки с заданиями:

Найдите ошибки. Обыграйте ситуации.

Ситуация 1.

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

Ситуация 2.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

Ситуация 3.

С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

Ситуация 4.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семенович». Все ли в порядке в данной ситуации?

Ответы (ключ к заданиям на карточках).

1. Первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой, но руку они первыми не подают.

Из двух людей одного возраста и положения первым здоровается тот, кто лучше воспитан. Если твой товарищ поздоровается с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе.

Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься (продавца в булочной, почтальона, жильца из соседнего подъезда, учителя, который преподает в других классах), даже если ты с ними незнаком, обязательно.

2. Увидев знакомых в автобусе, в читальном зале, на другой стороне улицы, их приветствуют, если они вас заметили. Кричать, конечно, не следует. Слова заменяют жестом, улыбкой, поклоном.

3. Олег поступил невежливо. Надо было сказать общее «Здравствуйте».

Приложение 1

По-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком.

«Здравствуйте», «Чао», «Салам алейкум!», «Хау ду ю ду». Словами «Я вас (тебя) вижу» обмениваются при встрече зулусы. Племя других африканских жителей Африки изобрели приветствия на все случаи жизни: акуше - работающему, акуаре - уставшему, акурин - путешественнику, аквалидо - чужестранцу и т. д.

Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Одни кланяются в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом (били челом), третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык. А офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли, словно подрубленную, голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.

Доблестные мушкетеры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрала тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Рабы Древнего Рима обнажали обритые головы... Словом, всего не перечислить. Да и сейчас... Посмотрите вокруг. Вот прошли военные, отдали честь. Встретились двое мужчин, обменялись рукопожатием. А те издалека приветственно помахали друг другу. Женщины, наверное, долго не виделись, обнимаются. А вот девчонки: налетели друг на друга - чмок-чмок, потараторили и разбежались. Да, но по-разному отмечают люди встречу друг с другом. И все-таки общее тут есть. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое, обыкновенное - ЗДРАВСТВУЙТЕ.

2-й тур «Добро пожаловать!»

Как должен вести себя хозяин и какие правила он должен соблюдать, чтобы гостям в его доме было хорошо и уютно?

Команды получают карточки с заданиями.

Обыграйте ситуации. Найдите ошибки.

Ситуация 1.

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге поспорили, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: «Пошли к нам, ребята. У меня «Жизнь животных» есть, заодно поедим, а то здорово есть хочется».

- А мама ругаться не станет? - спросил Витя.

- Ну что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

- Вы уж извините, ребята, у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю что-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация 2.

Скоро в школу. Уроки еще не сделаны. А мама просила почистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И все не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Туею. Отрабатывали на ковре приемы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Ситуация 3.

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит «Клуб кинопутешествий». Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

- Здравствуй, Наташа. Папа дома?

- Папы нет, - Наташа нетерпеливо смотрит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

- Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация 4.

В дверь постучали. Сергей, продолжая сеть, крикнул: «Входите, открыто!» На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, были знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе.

Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином? Продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в другой комнате, как следует поступить?

Ответы (ключ к заданиям).

1. Виноват Алеша. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, и в первую очередь у мамы, будет ли это удобно.

2. Бывает, что ребята злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует вежливо сказать, что у него есть дела, он просит извинить его и приглашает гостей прийти в другой раз.

3. Наташе следовало сказать гостю, что отец скоро придет, пригласить его в комнату, предложить посмотреть телепередачу или дать журнал, газету.

4. Гостью надо встретить, помочь ей раздеться, если есть возможность, предложить поужинать, если нет, отложить свой ужин. Спрашивать о причине посещения не принято, гость должен сам сообщить ее. Можно предложить Марине какое-либо занятие (посмотреть журнал, марки, кассеты), пока Сергей будет искать книжку.

Приложение 2

Как должен вести себя хозяин и какие правила он должен соблюдать, чтобы гостям было в его доме хорошо и уютно. Вы, поразмыслив, ответили.

Остается прибавить немногое.

Быть приветливым хозяином - это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь.

Быть внимательным хозяином - это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто стеснителен или впервые в доме, уделить побольше внимания. Неслучайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение гостей к себе.

Быть предупредительным хозяином - это значит заранее подумать не только о том, чем вы угостите своих друзей, но и чем займете их; а кроме того, предупредительный хозяин угадывает желания гостей и выполняет их, по возможности не дожидаясь, чтобы его просили.

Быть щедрым хозяином - это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, аудио- и видеокассет, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.

Быть бескорыстным хозяином - это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом, не напоминать без конца, как хорошо вы все устроили, и, самое главное, не рассчитывать на ответный прием, угощения, подарки.

Быть тактичным хозяином - это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговор на неприятную для него гему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.

И, наконец, быть воспитанным хозяином - это значит выполнять все, о чем написано выше, быть уравновешенным, вежливым и, что бы ни случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.

3-й тур «Дары приносящие»

Строить - строитель. Учить - учитель. Дарить?.. Даритель.

Правильно, только непривычно. А ведь было в русском языке такое слово. Оно обозначало человека, который даром (обратите внимание) дает другому что-нибудь хорошее. Но подарок надо умело выбирать, учитывая очень многие обстоятельства.

Команды получают карточки с заданиями.

На рисунке 1 изображены многие разные люди. У них есть общая черта: все они любят собак.

На рисунке 2 нарисованы подарки.

Решите, кому и что подарить, и обязательно объясните свой выбор.

Приложение 3

1. Кто и когда сделал первый подарок? Как это произошло? Мы ничего не знаем об этом. Но за три вещи можно ручаться:

- кто-то отдал другому что-то ценное;

- увидел на лице его благодарность и сделал величайшее открытие;

- давать, может быть, даже радостнее, чем брать.

Это в подарке главное.

И если, выбирая подарок, ты ищешь среди своих вещей то, что похуже, то, что самому уже не нужно, - это не подарок.

И если тебе жаль расставаться с чем-то, и ты отдаешь, потому что велела мама, или неудобно, или по другой причине, - это гоже не подарок. И если ты пошел в магазин и в спешке купил что попало, и принес, лишь бы это считалось подарком, то, конечно, эту вещь тоже настоящим подарком не назовешь.

2. Подарок надо умело выбирать, учитывая очень многие обстоятельства:

- и повод для подарка (день рождения это, Новый год или просто сюрприз);

- и возраст человека;

- и ваши отношения с ним;

- и, конечно же, его интересы и увлечения.

Ответы (ключ к заданиям на карточках). Упражнение «Что кому подарить»:

1) малышу - резиновую собаку (она хорошо моется);

2) поводок и шлейку - хозяйке болонки;

3) мальчику книгу о дрессировке;

4) статуэтку - молодой женщине (сестре, вожатой);

5) девочке - открытки, самоделку, но эти подарки подойдут и другим.

4-й тур «Театр начинается с вешалки»

(Константин Сергеевич Станиславский)

Команды получают карточки с заданиями.

Решить кроссворд.

По горизонтали: 1. Форма выражения благодарности артистам, авторам и другим создателям спектакля.

По вертикали: 1. Театральное действие, часть спектакля. 2. Место, куда наиболее «культурная» часть публики начинает собираться задолго до окончания последней части спектакля. 3. Капельдинер (билетер) укажет его, если ты опоздал к началу спектакля.

4. Это можно бросить на сцену, если вручить, поднявшись на нее, или передать артисту с работником театра. 5. То, что отделяет сцену от зрительского зала.

Ответы:

По горизонтали: 1. Аплодисменты.

По вертикали: 1. Акт. 2. Тардероб. 3. Место. 4. Цветы. 5. Занавес.

5-й тур. «Светский разговор»

Наиболее активные участники предыдущих этапов отвечают на вопросы:

I. 1. Какое художественное произведение о кошках может послужить рекламой страхования жилища?

2. В какой стране кошка является священным животным?

3. Какая собака пала жертвой полицейского произвола?

4. Как звали собак, одна из которых пригласила другую в отсутствие дедушки?

5. Кто мог при езде обходиться половиной лошади?

6. Как называется поэма - сказка русского писателя XIX века о лошади?

7. Как звали человека, который очень хотел создать каменный цветок?

8. Какой известный писатель заставил цвести подснежник в феврале?

9. Согласно народным приметам, что будет, если на лужах появляются пузыри?

10. Как звали девушку, которая больше всего боялась жаркой погоды?

II. 1. Какой кот внес немаловажный вклад в развитие фермерства в пашей стране?

2. У какого режиссера - мультипликатора самая кошачья фамилия?

3. В какой европейской стране самое уважительное отношение к собакам?

4. В чем главное отличие зрения собаки и человека?

5. Какую лошадь боготворят все поэты?

6. Как называется одеяло для лошади?

7. В гербе какого государства можно увидеть цветок хризантемы?

8. В каком балете П. Чайковского цветы танцуют вальс?

9. Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае?

10. Какая погода ожидается, по прогнозу Гайдая, на Брайтон- бич, если в это время на Дерибасовской светит солнце?

Приложение 4

В светском обществе есть такая традиция: никогда не говорить на темы, требующие специальных знаний, профессионального кругозора, чрезмерной эрудиции или блестящего ораторского искусства. В неловкое положение может попасть тот, кто заговорит о ситуации на бирже, выступит с политическими прогнозами или попытается объяснить преимущество новой модели роторного бульдозера. Об этом следует говорить на работе.

Неписаный закон светских салонов требует касаться лишь тем, которые может поддержать и юная леди, и седовласый джентльмен. Поэтому светские люди обычно говорят о погоде или о возможных хобби, а таковыми чаще всего являются цветы или домашние животные. Даже в мировой литературе вы встретите такие фразы: «Они вели светский разговор о лошадях» или «Давайте поговорим о собаках» - это самый светский разговор.

Мы предлагаем и вам поиграть в светское общество и поговорить на темы, близкие и понятные светским людям.

Ответы на вопросы:

I. 1. С. Маршак «Кошкин дом».

2. Египет.

3. Муму, рассказ И. С. Тургенев «Муму».

4. Бобик и Барбос, рассказ Н. Носова.

5. Барон Мюнхгаузен.

6. «Конек-Горбунок», автор П. П. Ершов.

7. Данила - мастер, персонаж сказа П. П. Бажова.

8. С. Я. Маршак, сказка «Двенадцать месяцев».

9. Дождь будет затяжным.

10. Снегурочка.

II. 1. Кот Матроскин, герой сказки Э. Успенский.

2. В. Котеночкин, режиссер мультфильма «Ну, погоди!».

3. Англия.

4. Собаки различают только два цвета - черный и белый.

5. Пегас.

6. Попона.

7. Япония.

8. «Щелкунчик».

9. Зонт.

10. «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди». Кинофильм Л. Гайдая.

Каждый тур игры оценивается по пятибалльной системе.

Рекомендуем посмотреть:

Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками

Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Правила поведения в общественном транспорте

Правила поведения в кинотеатре

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Нет комментариев. Ваш будет первым!