Игровой классный час по этикету и этике, 8-9 класс

Классный час в форме игры «Счастливый случай», 8,9 классы. Тема: «Этика, этикет».

Порядок проведения и правила игры.

Приглашаются 2 команды. В игре 4 этапа - гейма.

1-й гейм. Номера вопросов выбираются капитанами по очереди. Среди вопросов есть счастливый, номер вопроса заключен в кружок, он оценивается в 3 очка (остальные в 1 очко). На обсуждение даётся 15 секунд, звучит гонг. После этого один из участников дает ответ.

Каждой команде дается по 6 вопросов. Если команда не отвечает, или ответ неверный, то ответ могут дать болельщики своей команды. Затем болельщики команды-соперницы. Болельщики за верный ответ получают жетон, который в конце игры будет чем-то отмечен. В нашей игре (в конце) будет также отмечена организованность команд и болельщиков. Из 4 команд игроков будет названа самая организованная, и совсем не обязательно, что ею окажется команда-победительница.

Первый гейм окончен. Счет. Музыкальная пауза (после окончания каждого гейма).

2-й гейм. Вопросы задаются каждому участнику по отдельности: каждый отвечает сам, команда не помогает, время на ответ 15 сек. Вопросы командам задаются по очереди. Начинает команда, у которой меньше баллов.

3-й гейм. «Заморочки».

4-й гейм. «Темная лошадка» (1 мин).

5-й гейм. «Блиц-турнир» (3 мин).

НАЧАЛО

В широком смысле этика - это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Существует и такое понятие, как этика производственных отношений - правила и нормы, а иногда традиции, которых следует придерживаться.

Аристотель (древнегреческий философ и ученый-энциклопедист) 2300 лет назад ввел новый термин «этика», образовав его от греческого слова ethos, обозначающего «обычай», «нрав», «характер».

Говоря об этике и морали, уместно будет привести слова известного философа, родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу мою все новым и все более сильным удивлением - звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас».

ЭТИКА

ПЕРВЫЙ ГЕЙМ

3 очка за правильный ответ.

1. Бережливость - моральное качество. Чем оно характеризуется?

Ответ: характеризуется заботливым отношением людей к материальным и духовным благам, к собственности.

2. Что входит в понятие «подвиг»?

Ответ: акт героизма, поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычайных трудностей, общественно-полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий.

3. Благородство. Как вы считаете, с точки зрения этики, что включает в себя это моральное качество? Пояснение: благородство характеризует поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы.

Ответ: самоотверженность; верность идеалам; мужество; великодушие.

4. Любовь - чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Что является противоположностью любви?

Ответ: ненависть.

5. Задание залу. Сформулируйте определение любви.

Приз - за самую лучшую «Формулу любви».

6. Грубость - отрицательное моральное качество, характеризующееся пренебрежением культурой поведения, противоположно вежливости. Это одно из внешних проявлений неуважительного отношения к людям. В чем проявляется грубость?

Ответ:

• Недоброжелательность к окружающим.

• Невнимание к чужим интересам и запросам.

• Беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и желаний.

• Неумение сдерживать свое раздражение.

• В непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства людей.

• В развязности.

• Сквернословии.

• В употреблении унизительных кличек и прозвищ.

• В хулиганских действиях.

7. Что такое клевета?

Ответ: ложное обвинение.

8. Почему люди клевещут?

Ответ: завидуют, пытаются таким образом отомстить, расправиться с недругами.

9. Какая из религий выдвигает требование всепрощения? «Прощайте врагам нашим».

Ответ: христианство.

Вопрос в зал. Назовите мировые религии.

Ответ: христианство, католицизм, ислам, буддизм.

10. Репутация - сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека, основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг. Как вы считаете, переводится латинское слово reputatio?

Ответ: размышление, обдумывание.

11. Когда идет речь о манерах человека (способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с людьми), то нужно ли обсуждать его речь, походку, жестикуляцию, мимику?

Ответ: Да!

12. Счастье - понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

«Счастье - это не то, что ты счастлив, это воспоминание, что ты был счастлив и надеяться, что ещё будешь».

«Счастье - это когда тебя понимают». (Из сочинения одного из главных героев кинофильма «Доживем до понедельника».)

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (А. Н. Толстой.)

Задание для зала. Лучшее определение счастья. Что такое счастье? Кто из вас окажется ближе всего к тому понятию, которое предлагает «Словарь по этике»?

13. На чем основано, на ваш взгляд, товарищество. Это, своего рода, отношения между людьми?

Ответ: общие интересы, помощь друг другу, уважение, доверие, доброжелательность, симпатия.

ВТОРОЙ ГЕЙМ

2 балла за правильный ответ.

Этикет - это свод правил поведения человека в обществе, часть нравственной культуры. Этикет как бы соединяет внутренний мир человека с его внешним поведением.

1. Что такое банкет?

Ответ: торжественный званый обед или ужин, устраиваемый в честь кого-либо, чего-либо.

2. Следует ли рассказывать в обществе сенсационные, но не достоверные новости?

Ответ: нет.

3. Если ваш знакомый говорит: «Жена болеет». Что предпочтительнее спросить: «Что с ней?» или «Что-нибудь серьезное?».

Ответ: второй вопрос.

4. Какой ложкой едят кашу: столовой, десертной или чайной?

Ответ: десертной.

5. Необходимо ли, давая деньги в долг, сразу же оговорить срок их возврата, не дурной ли это тон?

Ответ: да, необходимо.

6. Обязателен ли разговор во время танца?

Ответ: нет. Впрочем, многие современные танцы и не позволяют этого. Однако если появится такое желание, поговорить можно.

7. Обязательно ли посещение больного его сотрудниками?

Ответ: нет, иногда это бывает связано с работой, однако и в этих случаях нужно осведомиться у родных, можно ли это сделать.

8. Ложкой или вилкой можно есть яичницу?

Ответ: или тем, или другим, в зависимости от консистенции.

9. Уместно ли будет проверить счет, выданный вам после ужина в ресторане?

Ответ: да.

10. Снимает ли шляпу мужчина в переполненном лифте, если он сопровождает женщину?

Ответ: нет, это не обязательно.

11. Как дать понять, что гости засиделись, а вы валитесь с ног?

Ответ: зимой открыть форточку: «Завтра рано вставать»,

«Впереди трудный день». Встать, говоря о заботах на завтрашний день: «Жаль, что тебе уже надо идти» (если гость не был приглашен).

12. Вы получили сообщение о бракосочетании вашего друга и пожелали поздравить его с этим событием. В течение скольких дней необходимо послать поздравление молодым?

Ответ: в течение 8 дней.

13. Американцы любят повторять: «Чистота на кухне должна быть как в... (Где?)

Ответ: в операционной.

14. В какой руке необходимо держать букет, если вы его преподносите кому-либо?

Ответ: в левой.

Почему?

Ответ: правая рука должна быть свободна для приветствия.

15. Какой формат должна иметь визитная карточка?

Ответ: 5 на 9 см.

16. Продолжите фразу: «Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, того дебют в любви частенько ...»

Ответ: неудачен.

«ЗАМОРОЧКИ»

1. Как вы думаете, из чего состоял праздничный обед Петра I (царь был скромен в еде)?

Ответ: колбаса с чесноком, похлебка, вареная в сахаре дыня. (Все это в меру.)

2. Составьте текст письма другу.

«Дорогая почта, передайте точно! Дила отличные, новостей никаких нет. А вчера мне фингал поставили, а я две шишки Иванову. Потом колено смазали зеленкой. Щипало. А типерь не щиплет.

Вчера был дождь, а сегодня солнце. Ну, я письмо заканчиваю. Писать больше нечего. Ты мне тоже пиши. Найдите ошибку - примите за улыбку. Писать кончаю, ставлю точку. Я вас целую прямо в щечку.

Лити с приветом, вернись с ответом. Вот и все».

3. Продолжите фразу: «Если ты не чувствуешь красоту цветов, если не любишь дружбы и если на тебя не производит никакого впечатления песня, если ты скуп и равнодушен к чужому горю, то тебя надо...

Ответ: лечить.

4. Вольтер работал над новой книгой и велел прислуге никого к себе не пускать, и вот в двери его замка постучался какой-то толстяк; судя по разговору, англичанин.

«Господина Вольтера нет дома. Будет поздно», - отрезал слуга.

«Я подожду», - ответил англичанин и на самом деле остался у ворот.

Услышав, что гость не уходит, Вольтер подал голос: «Я болен».

«Я поставлю Вас на ноги, - ответил гость, - ведь я изучал в молодости медицину».

«Я умер!» - крикнул Вольтер.

«Тогда я поклонюсь Вашему праху, отслужу панихиду и, с Вашего позволения, похороню Вас», - ответил находчивый гость.

Тогда Вольтер уже с любопытством выглянул из-за двери, пораженный не только настойчивостью, но и остроумием гостя. Что сказал Вольтер?

Ответ: «Входите, - проворчал он и добавил, желая оставить за собой последнее слово. - За вход в мой дом я беру шесть су». «Вот двенадцать, - ответил гость. - Я приду и завтра».

Вольтер расхохотался и протянул англичанину руку. С тех пор они стали друзьями, Вольтер и знаменитый историк, умнейший из людей той эпохи - Гиббон.

5. При каких обстоятельствах нельзя курить?

Ответ: там, где висит объявление, запрещающее курить: в театре, кино, на бензозаправочной станции, в больничной палате, экзаменационной комнате, в частной квартире, в учреждении, в магазине, в общественном транспорте, комнате, где находится больной, во время танца, за обедом между супом и вторым блюдом, во время торжественных заседаний, женщине - на улице.

Конкурс «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА»

Задание: назовите одним словом.

1. Особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.

Отдельная личность, группа людей, иногда нация берут на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагают на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевают в связи с этим особые препятствия.

Ответ: героизм.

2. Признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах.

Ответ: раскаяние.

БЛИЦ-ТУРНИР

Команде определяют время (3 минуты).

1. Назовите положительные качества (наиболее типичные черты поведения людей).

Ответ: бережливость, благородство, вежливость, великодушие, благодеяние, искренность, мужество, ответственность, правдивость, самолюбие, самоотверженность, скромность, смелость, сострадательность, терпимость, трудолюбие, человечность, честность, чуткость, сознательность.

2. Назовите отрицательные качества.

Ответ: вероломство, высокомерие, грубость, зазнайство, злодеяние, лицемерие, ненависть, себялюбие, скупость, смирение, трусость, тунеядство, тщеславие, ханжество, чванство, эгоизм, пошлость, цинизм.

Рекомендуем посмотреть:

Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Правила поведения в общественном транспорте

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Правила поведения в кинотеатре

Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками

Нет комментариев. Ваш будет первым!