Форма проведения: беседа, игры с элементами драматизации.
Цель:
• рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношения между людьми (в школе, семье);
• показать причины возникновения конфликтов;
• отметить значение роли посредничества в различного рода конфликтах.
Подготовка
• Найти соответствующий материал по теме. 0 Подготовить учащихся с докладами.
• Отрепетировать сценки конфликтных ситуаций.
Доклад учащегося по теме «Почему возникают конфликты? Научные представления»
Конфликт — это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.
Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины «конкуренция», «соперничество», «соревнование», «враждебность», «кризис», «противоречие».
Конкуренция — особый тип противоборства, цель которого — получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции — в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.
Соперничество — борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.
Соревнование — более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.
Враждебность — фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, так же как не в любом конфликте доминирует враждебность.
Кризис — состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям.
Противоречие — объективное, не всегда осознаваемое, внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличие от противоречия, — внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.
«Роль посредника в конфликтах»
Пояснение к теме
Разрешение конфликтной ситуации противоборствующих сторон часто в жизни осуществляется с помощью посредника, т.е. человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение.
Предлагаемая игровая форма участия посредника в различных смоделированных конфликтных ситуациях поможет учащимся быть не только активными участниками разыгрываемых жизненных сценок, но и как бы независимыми арбитрами, имеющими свой объективный взгляд со стороны.
В классе выбирается группа ребят, которым доверяется роль посредников. Организуется конкурс «Лучший миротворец». Подведение итогов конкурса проводится каждое полугодие всем классом на собрании.
Учитель объясняет детям, что в любой конфликтной ситуации они должны оставаться дружественными по отношению ко всем сторонам, так как они выполняют роль миротворца, а не судьи.
Напоминает требование компетентности — зная процедуру разрешения конфликта, действуйте уверенно и профессионально, умейте, где этого требует ситуация, проявить власть (настойчивость, требовательность), но не забывайте, что нужно подчиняться старшим (родителям, психологу, учителям).
Профессионализм посредника означает:
1. Быть серьезным и твердым, но вместе с тем «теплым» и «позитивным».
2. Высказывать доверие и заботу.
3. Быть ответственным, т. е.:
• нейтральным;
• демонстрировать уважение;
• не вовлекать и не вовлекаться в конфликт;
• не руководствоваться эмоциями;
• не давать советов, не навязывать свои идеи для поиска решения;
• не действовать свысока;
• принять вашу ответственность серьезно.
Правила управления конфликтом:
1. Не прерывайте собеседника.
2. Говорите правду.
3. Не переходите на личности.
4. По-настоящему работайте над решением проблемы.
Шаги посреднического процесса:
1. Приблизьтесь к спорящим.
2. Успокойте их, если необходимо.
3. Представьтесь и спросите их имена, если вы еще не знакомы.
4. Объясните свою компетентность.
5. Получите согласие.
6. Объясните процесс сотрудничества.
7. Начните процесс посредничества:
• не делайте предположений;
• слушайте;
• повторяйте услышанное;
• проверяйте;
• получайте больше информации;
• предлагайте множество решений;
• достигайте соглашения.
8. Закончите на позитивной ноте.
Три результата конфликта:
1. Победа — поражение — одна сторона удовлетворена, другая — не удовлетворена.
2. Поражение — поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.
3. Победа — победа — обе стороны приходят к согласию.
Посредничество в любом конфликте:
• создает более мирную среду;
• снижает враждебность, напряженность, фрустрацию;
• способствует доверию, дружбе, самоуважению, уверенности в себе;
• учит принимать решения, решать проблемы, контролировать эмоции;
• объединяет людей, предупреждает насилие и физические оскорбления.
В своей работе посредники, кроме участия в разрешении конфликтов, могут:
• придумывать смешные сценки на тему посредничества и показывать их ученикам;
• создать классный уголок «миротворцев», где в шуточной форме смогли бы обыгрывать результаты своей деятельности;
• рисовать плакаты, описывающие процесс посредничества, и расклеивать их в школе;
• выступать как наставники, т. е. обучать маленькую группу учеников нахождению путей выхода из конфликтов.
Вывод: Такие деловые игры дают хорошие результаты в реальной жизни, во взаимоотношениях ребят между собой, в семье, в отношениях между учениками и учителями.
Тема «Тренажер общения»
Выработка групповых правил
Типичные правила:
1. «Конфиденциальность» — то, что происходит в группе, не обсуждается вне занятий, с другими людьми.
2. «Стоп» — если участник не желает дальше обсуждать свой опыт, он говорит «стоп». Обсуждение после этого прекращается.
Учащиеся высказывают свое согласие или несогласие с правилами. После короткого обсуждения они принимают их путем голосования. Если кто-то не согласен с каким-то правилом, то обсуждение продолжается.
Упражнение 1 «Триады»
Формируются триады: «клиент», «советник» и «посредник», «Клиент» пытается определить пять свойств личности, над которыми он хотел бы поработать: одни усилить, а другие ослабить или свести к нулю. «Советник» помогает ему в этом задании. Он пытается определить наиболее важные, по его мнению, свойства личности. «Посредник» наблюдает за разговором. Если в ходе беседы наступают непонимание, противоречия, затруднения, то он предлагает попробовать другие варианты. Советов по содержанию беседы «посредник» давать не стремится, так как это не входит в круг его обязанностей. После составления программы личностного совершенствования идет смена ролей в триадах. Каждый должен побывать в роли «клиента», «советника» и «посредника».
Упражнение 2 «Сделайте «узел» из людей»
Ученики разбиваются на группы по 5—7 человек. Группы встают в тесные кружки. Каждый участник правой рукой берется за чью-нибудь руку. Не следует каждому брать руку соседа. Затем то же делается левой рукой. Никто не должен держать обе руки одного человека. Цель игры — развязать узел, не отпуская рук. Учащиеся могут перешагивать, изгибаться и разговаривать, пока держатся за руки. Узел считается развязанным, когда группа образует круг (иногда два пересекающихся круга). Если учащиеся начинают терять надежду, их нужно подбодрить: почти все такие узлы могут быть развязаны.
Упражнение 3 «Десять „я"»
Учащиеся на листочке пишут в колонку десять «я», затем напротив каждого «я» записывают те мысли, которые приходят в голову. Например: «Я люблю шоколад».
Упражнение 4 «Фантастическая обратная связь»
Ученики садятся лицом друг к другу в два круга — внешний и внутренний. Каждый смотрит на сидящего напротив, расслабляется и высказывает ассоциации, которые у него возникают. Как вариант тренер может предложить представить сидящего напротив каким-нибудь животным. Тот, кто вызвал ассоциации, задает любые уточняющие вопросы: «Как ведет себя это животное? Оно агрессивное или нет?» и т. д. Затем ученики меняются ролями. После этого внешний круг по часовой стрелке пересаживается на одного человека. Так образуются новые пары, и все повторяется. Таких пересадок может быть 3—5, в зависимости от настроения группы. В завершение учащиеся все обобщают и делают выводы о своих свойствах и о своем отношении к другим участникам.
Упражнение 5 «Танец на пальцах»
Учащиеся поднимают обе руки, прикасаются кончиками пальцев к кончикам пальцев соседа и делают любые движения, используя все пространство. Танец продолжается 8—5 минут. После танца партнеры сообщают друг другу о своих чувствах, что понравилось в поведении партнера, а что вызывало противоречивые чувства. Это делается одновременно во всех парах. Затем внешний круг пересаживается по часовой стрелке на одного человека. Упражнение повторяется 3—5 раз.
Тема «Взгляд на конфликт со стороны» (Шуточные сценки, сказки с конфликтом)
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. Прочитайте эту старинную индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы узнаем, какой он — слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
«Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он.
«Вы оба не правы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Слон похож на копье», — воскликнул четвертый.
«Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы,— сказал он,— слон похож на змею».
«Нет, на веревку!» — «Змею!» — «Стену!» — «Вы ошибаетесь!» — «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Вывод
Учитель: Вы смеялись, когда мы читали эту сказку? В чем же было дело? Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.
Прочтите текст сказки «Красная Шапочка», написанный на современный лад, но с выраженным конфликтом противоборствующих сторон. Попросите учащихся занять позицию одного из участников конфликта и с этой позиции проанализировать события.
• Кто виноват в конфликте?
• Кто явился инициатором конфликта?
• На каком этапе его можно было избежать?
Действующие лица:
Красная Шапочка
Мама
Плохой Волк
Бабушка
Красная Шапочка: Привет, ребята, я живу с мамой на краю большого леса.
Мама: Вчера я попросила свою дочку отнести корзинку с пирожками бабушке, которая живет на другом конце леса.
Квасная Шапочка: В это время я смотрела по телевизору мое любимое шоу, поэтому сказала, что сделаю это позже. Представляете, что мне сказала мама?
Мама: Когда я хочу, чтобы что-то было сделано, то это надо сделать немедленно, и мне не важно, что другие в это время чем-то заняты!
Красная Шапочка: Итак, я взяла пирожок и отправилась в путь. По дороге я налетела на этого типа по имени Плохой Волк. Собственно, налетела на него не я, а он выпрыгнул на меня.
Плохой Волк: Привет! Ты че так вырядилась? Что, другой шапки не нашлось? Куда одна идешь, может, проводить?
Красная Шапочка: С уродами не разговариваю! Думаешь, что ты клевый, а на самом деле — серость лесная. Уйди с дороги и оставь меня в покое! У меня и так настроение испорчено, а тут еще ты подливаешь масла в огонь! Уйди, а то как пну — мало не покажется!
Плохой Волк: Ты что, с коня упала? Ворчишь как ужаленная! Ладно, иди своей дорогой!
Красная Шапочка: Придя к бабушке, я застала ее в кровати. Подумав, что она выглядит больной или что- то вроде того, я сказала: «О, бабушка, на твое волосатое лицо страшно смотреть! Твои глаза слезятся, весь нос у тебя мокрый. Ты ужасно выглядишь!»
Плохой Волк: Эта дерзкая девчонка наговорила мне кучу гадостей но поводу ушей, моих выпученных глаз, а главное, я не мог стерпеть оскорблений в адрес моих зубов! И грозно ей сказал: «Очень ты права, внученька! Мне станет лучше, когда я получу свой десерт!»
Красная Шапочка: Тут я внезапно поняла, что под десертом она имеет в виду меня. Было что-то странное в том, как она это сказала. Я оказалась права, когда из кровати прямо на меня выпрыгнул Плохой Волк.
Плохой Волк: Что, испугалась? Как наезжать, так смелая! Вот теперь я тебя пну и очень больно!
Красная Шапочка: Как ты оказался здесь раньше, чем я? Где моя любимая бабушка?
Плохой Волк: Думать надо головой! Я пошел короткой дорогой, мимо озера на холм! А где ты плутала, непонятно!
Красная Шапочка: Где моя бабушка? Что ты с ней сделал, мерзкий тип!
Плохой Волк: Да ничего особенного. Посмотрел в окно, постучал в дверь. И сказал, что внучка принесла пирожков! Дверь была открыта, я зашел, а бабуля твоя куда-то сбежала.
Красная Шапочка: Так ты напугал до смерти мою любимую бабушку! И еще меня хотел съесть?
Бабушка: Напугал, милая, да не досмерти. Я по сотовому уже лесную охрану вызвала. Скоро будут.
Красная Шапочка: Бабушка, как я рада, что ты жива- здорова!
Плохой Волк: Надо уносить ноги, пока они обнимаются!
Вывод и комментарии
• Налицо явное непонимание со стороны мамы и дочки. Мама в приказном тоне велит девочке срочно идти к бабушке, хотя можно сделать это попозже, что вызывает негативное отношение, у девочки: испорчено настроение, она не посмотрела телепередачу.
• Маме можно было бы так не настаивать на том, чтобы срочно собираться и идти к бабушке, тогда не испортилось бы настроение у обеих.
• Этот негатив перешел от Красной Шапочки к Волку, который даже как бы симпатизирует Красной Шапочке, правда, делает это неуклюже и грубовато.
• А грубость распространяется дальше, и в конфликт вступают Волк с Красной Шапочкой.
• Волк сильно обижается. Он решает подшутить над девочкой, а делает это опять грубо. Пугает бабушку и получает в свой адрес «кучу гадостей», сказанных Красной Шапочкой.
Действующие лица
Отец
Мать
Сын
Хор общественности
Пролог
Типовой многоквартирный дом в Сиракузах. На первом этаже левого крыла жилуправление. Недалеко от дома вещевой рынок.
Отец: Терпенья чаша моего наполнена!
Мать:
А моего уж переполнилась давно!
Довольно слов, я завтра ухожу!
И сына заберу.
Отец:
О, неразумная!
Лишаешь сына ты мужского воспитания.
Мать: А также и дурацкого влияния!
Отец:
Я утомлен от постоянных грубостей, упреков,
Свидетель Зевс — терплю их со смирением,
Но ты учти, что сын наш — взрослый юноша,
И может сам решить, с кем он останется.
Мать: Я в выборе его почти уверена.
Отец и мать уходят.
Со стороны жилуправления в крылатых колесницах появляется хор общественности.
Хор:
О, внемлите нам, стены родных Сиракуз!
Что ни день, то развод!
Распалась семья,
Сиракузского общества —
Мощный оплот
Демократии нашей.
О стыд! О позор!
Сам по себе неприятен развод,
Делят супруги имущество, деньги,
Жилплощадь меняют большую свою
На меньшие две в отдаленных районах.
Хуже всего то, что надо делить
Им неделимое — чадо свое.
Мальчишка же, пользуясь тяжбой такой,
Смекает, где выгоды будет побольше.
Действие первое
Входят отец и сын.
Отец:
Мой сын, я верю — ты со мной останешься,
Ты роскошью и негой не избалован.
Тебя я воспитал суровым воином.
Мы жизнь устроим с простотой спартанскою,
А к маме будешь ездить ты по праздникам.
Сын:
О да, я не избалован воистину,
Ни центра музыкального,
Ни караоке звуков мне не ведомы.
Я не испорчен буржуазною культурою,
Что вместе с «видео» явилась
к нам из-за моря,
Не развращен ни «Найк», ни «Адидасами»,
Ни «компа» нет, ни простенького плейера,
Что дарят всем моим ровесникам родители.
Отец:
Впервые слышу от тебя подобное.
И это все иметь тебе хотелось бы?
Сын:
Увы, отец, растут мои потребности.
Так быстро, как и я расту.
Отец:
Но это все так дорого...
Ну, что ж, хоть я достатка небогатого,
Ты можешь на меня рассчитывать,
Но все ж скажи: чего-нибудь хотелось бы
Тебе поболе, чем другого прочего?
Сын:
Ах, папа! Есть желание заветное:
Его я видел по ночам во снах моих,
О двух цилиндрах, вида превосходного,
С двумя, но быстроходными колесами,
Великолепный, с мягкими сиденьями,
Весь по стандартам с супермощностью.
Ах, папа, мотоцикл, конечно,
лучше импортный.
Отец:
Всего-то навсего?
Нешуточные у тебя желания.
Я попытаюсь... то есть... я подумаю...
Хор:
О, Зевс, посмотри — задумчивый сын
На стуле сидит, в окошко глядит,
Измучен тоской.
Быть может, отец не сможет купить
Ему мотоцикл вожделенный?
Он ногти грызет, он матери ждет
Прихода с работы.
И вот приходит мать его,
Вся чадолюбием полна.
Она готова влезть в долги,
Чтоб только мужу досадить...
К мамочке льнет почтительный сын,
Тайную мысль лелея в груди:
— Купит ли мама ему мотоцикл,
Если откажет отец?
Плачь и стенай же, народ Сиракуз!
Нравственность пала в лоне семьи!
Эта ли смена, достойная нам,
Сын меркантильный какой!
Действие второе
Входят мать и сын.
Мать:
Не сомневайся, для родного дитятки
Я раздобуду чудо двухколесное.
Сын:
Ах, мама! Я бы жить всегда с тобой хотел,
А к папе буду ездить лишь по праздникам.
Мать:
О, мой любимый, подожди меня немного,
Пока я в Сиракузский жилсоцбанк схожу.
Мама уходит. Входит отец.
Отец:
Тебя, мой сын, хотел обрадовать —
На авторынок мы с тобой отправимся,
И сам ты выберешь мотоциклет себе.
Сын:
Но дело усложнилось наше, папочка,
Быть может, ты найдешь еще возможностей
И купишь мне хотя бы «Пентиум».
Отец: Что ж, я подумаю.
Отец уходит.
Сын:
Что ж он все время думает и думает!
О, Боги! Вот и мама моя возвращается.
Входит мать.
Сын:
Мамуля, родная, так странно случилось,
Что обстоятельства изменились,
И сотовый нужен мне позарез,
Иль пейджер в крайнем случае на первое
время подойдет.
Мама хватается за голову, уходит.
Действие третье
С противоположных концов сцены появляются мать и отец. Каждый из них катит перед собой коробки с вещами. Посередине сцены стоит сын.
Отец: Мой сын, сие предел моих возможностей.
Мать:
Я, муж мой, думала,
Что раньше ты сломаешься.
Отец: Жена, мне не до смеха. Здесь — трагедия!
Мать:
Какой там смех! Мой муж, услышь стенания
Истерзанного сердца материнского!
По магазинам бегать я замучилась,
Истратила свои я сбережения,
В долги такие влезла я бездонные,
Что, видит Зевс, по гроб из них не выбраться!
Отец:
И я в долгах, и жизнь влачу я жалкую.
Быть может, мы с тобой жена, помиримся?
Приди на грудь мою, прими мое лобзание!
Мать:
Соединимся вновь, мой муж, семьей единою!
И с нами будет жить сынок любимый наш!
Отец: И продадим к чертям всю эту технику!
Сын: О, мотоциклы, «Найки», «Адидасы»!
Заламывает руки.
Богатство это осязал и обонял уж я,
Но в одночасье я, увы, утратил все!
Заламывает ноги.
Зачем не согласился я на малое!
О, крах надежд! О, кара непомерная!
Заламывает голову.
Хор:
Несчастный, не мучай сам себя!
Не рви одежд, не царапай чело.
Все к лучшему — главное, что твои
Родители соединились вновь.
А счастье — не в вещах дорогостоящих
и модных,
Всего гораздо и важней,
Что не распалась дружная семья
И будет больше очагом одним
Во славных Сиракузах!
Выводы и комментарии
• Несмотря на хэппи энд, получилась настоящая трагедия. Вернее, существование такой семьи — трагедия для всех ее членов.
• Наша жизнь пропитана вещизмом. Появилось много нужных, хороших полезных, современных вещей, но есть сферы человеческой жизни, в которых денежные расчеты, вообще всякие оплачиваемые отношения не должны существовать.
• Не должны, так не должны, но семья, полностью свободная от таких отношений, — редкое явление.
• Увы, это так, и начинается с, самого раннего детства: «Пятерочку получил!» — «Молодец, держи шоколадку!» — «Полы помыла!» — «На, доченька, деньги на кино».
• И обратные требования: «Я тебя родил — ты мне всем обязан; я тебя кормил, поил, одевал — ты обязан в старости меня содержать». То есть не потому, что отец и мать стали престарелыми, а как бы расплачиваясь за их труды тяжкие. Это похоже на трогательный натуральный обмен эпохи феодализма.
• Так, может быть, не надо вообще поощрять детей?
• Речь не об этом, просто такие вещи, как любовь к детям и родителям, так же как и стремление развиваться, приобретать знания, не нуждаются в материальном вознаграждении. Они ценны сами по себе и платить за них просто безнравственно. В противном случае неизбежны конфликты и трагедии, причем посерьезнее, чем тут разыграли в сценке.
Учитель: Ребята, тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятна как сама жизнь. Раскрыть ее в течение нескольких занятий практически невозможно. Эту науку вы будете постигать в дальнейшем сами на примере чужого и собственного опыта, а также по книгам. Но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из представленного нами теоретического обоснования конфликтов. И, конечно, веселые сценки помогли взглянуть со стороны на часто встречающиеся в жизни конфликтные ситуации, а их обсуждение дало пищу для размышления, привело к решению собственных проблем.
Дополнительная информация к теме «Конфликт и выход из него»
Основные понятия
• «Глобальные» утверждения, которые обвиняют и оскорбляют личность в целом, а не конкретный поступок. Например: «Ты всегда... ты никогда... ты плохой... ты эгоист». В конфликтных ситуациях необходимо избегать «Ты»-утверждений, «глобальных» утверждений. Для оценки каких-то событий желательно использовать «Я»-утверждение.
• «Мы»-утверждение используется для объединения усилий конфликтующих сторон. Например: «Ребята, давайте попробуем вместе разобраться в данной ситуации».
• «Ты»-утверждение заставляет слушателя чувствовать себя виноватым или осуждаемым. Это заставляет человека больше защищаться, чем стараться решить проблему. Например: «Ты всегда одалживаешь у меня деньги и никогда не отдаешь и т.д.» В «Ты»-утверждении есть оценка действия, неприятного для говорящего: «... никогда не отдаешь».
• «Я»-утверждение применяется для выражения своего отношения к событиям. Однако посреднику при разрешении конфликта нужно пользоваться им крайне осторожно.
• Активное слушание — собеседник проявляет деятельное, энергичное участие в разговоре, давая понять, что ему близки высказываемые проблемы, и только 50% того, что сказано, бывает понято или даже просто услышано другими людьми. Следовательно, в посредничестве и общении вообще активное слушание является решающим.
• Альтернатива (от лат. «попеременный») — выбор одного из двух единственно возможных решений.
• Антипатия — чувство нерасположения, неприязни, отвращения.
• Мозговой штурм — совместное решение проблемы, разбор ее с разных сторон и всевозможных подходов. Помогите конфликтующим сторонам выдвинуть различные идеи и варианты возможных решений. Сообщите, что при выдвижении идей критика отсутствует. Идеи фиксируются для дальнейшего анализа. Иногда полезно выделять те моменты, в которых есть согласие сторон. Предлагайте, но не навязывайте. Помните, вы можете подавать идеи, но вы не можете советовать, что делать.
• Принятие — кроме понимания, в процессе общения наблюдается процесс принятия. Если понимание — это насколько говорящие одинаково представляют себе предмет обсуждения, то принятие — это насколько они соглашаются с высказываниями друг друга. В разрешении споров необходимо добиваться согласия, т. е. нахождения общего решения.
• Перефразирование — не обязательно повторение того, что говорит другой. Это скорее способность выразить основные моменты сказанного. После того как первый одобрит пересказ второго, второй говорит на заданную тему, а первый пересказывает.
Этикет для школьников. Правила поведения в компании
Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками
Правила поведения в кинотеатре
Правила поведения в общественном транспорте
Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками
Татьяна Александровна Мурзаханова # 30 октября 2016 в 08:34 0 |
Наталья Юрьевна Кудряшова # 29 ноября 2016 в 23:50 0 |