Турнир знатоков этикета для школьников, 5-7 класс

Изучение этикета в школе

Рекомендации по организации и проведению

Турнир знатоков этикета — это очень веселая состязательная форма групповой деятельности, эффективное средство для формирования у учащихся положительной установки к этикету. Ненавязчиво, легко и наглядно разворачивается перед школьниками широкий спектр регламентированных общепринятых форм поведения. Они выступают как давно решенные поведенческие задачи, как наиболее оптимальный вариант поведения в типичных ситуациях. В результате ознакомления учащихся с этикетом пополняются их знания в этой области и накапливается индивидуальный поведенческий опыт.

Соблюдение этикета - это освобождение человека от необходимости заново решать часто повторяющуюся задачу человеческого общежития. Несмотря на то, что этикет направляет свои предписания на внешние формы поведения и эта внешняя форма может быть использована при разном содержательном наполнении, обучению этой форме следует уделять достаточное педагогическое внимание, так чтобы школьник с возрастом легко владел культурными поведенческими формами для выражения своих тонких отношений. К тому же нельзя не учитывать, что школьник обретает внутреннее через внешнее, идет к отношению, прежде всего, через действие.

Турнир знатоков этикета - командное состязание. Обычно команды составляются из учеников одного класса, и состязание идет между двумя классами. Но по мере усвоения игровых правил рождаются самые разнообразные способы создания команд: это может быть представительная группа возрастной параллели (например, команда семиклассников вызывает на состязание восьмиклассников); не исключен принцип половых различий (например, команда девочек приглашает мальчиков проверить свои рыцарские качества); возможны разновозрастные группы, когда школьник второго класса на равных с юношей десятого класса сражается в ситуационных решениях (например, капитаны подбирают команду из представителей всех возрастных групп); очень остро проходит игра при введении команды из взрослых людей - тогда школьники создают свободную команду из лучших «этических» сил, чтобы достойно сражаться с противником.

Судейская бригада (жюри, комиссия) составляется, как правило, из учащихся разных классов, туда приглашаются принципиальные ребята и «звезды» общешкольных симпатий, в число судей может входить и какой-нибудь педагог.

Однако успех турнира решают два условия:

1) содержание состязательных задач, выдвигаемых перед командами, последовательно, от тура к туру: они непременно должны носить характер ситуационный, так чтобы исполнение задачи театрализовалось и являлось зрелищным воплощением этического правила - отношения к человеку;

2) комментарий ведущего должен вскрывать сущность правил этикета, его тонкости и жесткие регламентации в виде «надо», «нельзя». Комментарий ведущего следует за выполнением задачи, поставленной перед командой, и предшествует моменту судейской оценки - таким образом обеспечивается единый критерий оценок.

Соблюдение этих двух условий и составляет всю подготовительную работу по организации турнира. Правда, если не считать общеорганизационных компонентов, таких как красочное весёлое объявление, приготовление зала для болельщиков и мест для соревнующихся, музыкальные заставки, юмористические призы и прочее.

Методика же составления этических задач предельно проста: в одном и том же разделе свода правил по этикету выбираются две однотипные нормы (например, как пользоваться чайной ложкой и как пользоваться столовой ложкой) - их и предлагается продемонстрировать поочередно представителям команд. Так как эти разделы в литературе по этикету традиционно выстраиваются по принципу «сферы жизни человека» («в транспорте», «в театре», «в гостях» и т. д.), и контрольные задания, предъявляемые командам, будут разнообразны, они как бы окунают участников в разные сферы человеческой жизни. Не стоит в подборе задач-ситуаций ограничиваться узкими сферами жизни сегодняшнего школьника: пусть он в воображении заранее переживает будущую ситуацию, в действии реальном заложит основы для завтрашнего необходимого действия (например, «пригласить даму в театр», «сесть в автомобиль», «развлечь гостью», «предложить финансовую помощь попавшему в беду»).

От тура к туру задания должны усложняться, а предлагаемые ситуации - вынуждать школьника к творческому акту. Эти сложные ситуации наблюдаются в жизни: вот мужчина с зонтом стоит на автобусной остановке, а рядом без зонта мокнет под дождем женщина; вот в электропоезде пассажир начинает лакомиться конфетами; вот сидящая девушка видит стоящую с тяжелой сумкой молодую женщину; вот в театральном вестибюле оторвалась у кого-то и зазвенела по полу пуговица; вот гостю предлагают блюдо, которое ему противопоказано, и т. д.

Проводя первый турнир знатоков этикета, необходимо предвидеть серию последующих, так как данная игровая форма групповой деятельности увлекает детей и рождает у них желание еще раз пережить момент захватывающего состязания. Можно планировать заранее годовой цикл таких турниров, заведомо составив график этических сражений. Но данная форма деятельности может возникать и спонтанно, в контексте какой-либо другой деятельности: во время проведения таких мероприятий, как, например, литературная гостиная, заседание философского стола, вечер отдыха, встреча друзей и другие.

Добавим: ни в коем случае нельзя забывать, что турнир знатоков этикета - игра и шутка, дружеское состязание и удовольствие. Он проводится ритмично, легко, изящно, остроумно и мягко, так чтобы эта игра духовных сил никого не обидела, не унизила, а, наоборот, возвысила и уверила в собственных возможностях, «утеплила» взаимоотношения в школе.

Рекомендуем посмотреть:

Правила поведения в кинотеатре

Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Правила поведения в общественном транспорте

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками

Татьяна Николаевна Колесникова # 8 мая 2016 в 14:57 +1
Очень интересная веселая форма проведения, решаются главные вопросы современного этикета, очень подробно изложено проведение такого рода мероприятия! Огромное спасибо за оказание нам педагогам помощи!!!
Оксана Дмитриевна Подбуцкая # 2 августа 2016 в 13:18 0
Очень увлекательная форма проведения турнира. Спасибо, что учли современный этикет.
Галина Геннадьевна Щепарева # 9 января 2017 в 15:44 0
Считаю актуальным проведение таких форм работы,так как многие и взрослые, и дети понятия не имеют, что такое этикет.А мы педагоги должны научить современную молодежь этому.В первую очередь самим быть образцом для подражания,быть эталоном,на который можно было бы равняться.