Внеклассное мероприятие по этикету для 9-10 класса

Внеклассное мероприятие по этикету для 9-10 класса

Внеклассное мероприятие 9-10 класс. Сценарий

Беседа о речевом этикете «Как слово наше отзовется…»

Цели: привлечь внимание детей к речевой культуре; познакомить с правилами общения, которые позволят достичь успеха.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Ведущий 1. Речевой этикет - один из важнейших элементов человеческой культуры. Мы еще не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре. Или бескультурье.

Корней Иванович Чуковский, писатель, литературный критик, замечательный знаток русского языка, в книге «Живой как жизнь», посвященной русскому языку, приводит примеры варварского отношения к языку, «извращения речи» (по его выражению).

Какая-то дама с собачкой, одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у нее дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно: «Ляжь!» Одного этого «ляжь» оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень ее духовной культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности.

Что, например, я мог думать о любящей матери, которая на великолепнейшей даче закричала дочери с балкона: «Не раздевай пальта!»

С глубокою тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:

- Возьми эту: ценная вещь. Там один так дает копоти!

- Эту не бери! Лабуда! Пшено!

- Вот это жутко мощная книжка!

С острой, пронзительной жалостью гляжу я на этих юнцов.

По мнению Чуковского, этот жаргон свидетельствует о духовном убожестве говорящего.

Ведущий 2. Этот язык, похожий на язык Эллочки-людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», распространен и в языковой среде современного молодого человека. Эта вульгарная, «людоедская» речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и отвыкнуть от нее не так-то легко. А отвыкать надо!

Русский язык

Могуч и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте

Калечить язык

Эллочкам-людоедкам!

К. Чуковский

Ведущий 1. Культура слова - это культура чувств, культура человеческих отношений. Истинно вежливый человек, по мнению французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо, всегда благожелателен к людям. А грубую, невежественную речь многие мыслители прошлого оценивали как отражение различных пороков развития личности.

А как чудовищно выглядят те из нас, которые засоряют свою речь нецензурными словами, т. е. сквернословят. Как больно слышать мат из милых девичьих уст. Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель считал, что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Обратите внимание, как тесно, по мнению великих мыслителей, переплетены грубая, вульгарная лексика и склонность к дурным поступкам.

Ведущий 2. Нецензурная речь оскорбляет слух, она унижает и того, кто слушает, и того, кто говорит. Я призываю вас, ребята, быть непримиримыми противниками мата. Выберите такую манеру поведения, когда при вас никто не осмелится произнести нецензурные слова.

Что с нами происходит? На мальчика, который не ругается матом, смотрят как на ненормального. У девочек - то же самое. Ругнуться последними словами в обществе парней у нас считается хорошим тоном. Что делать? Многие уже не могут объяснить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям. Еще немного, и мы совсем разучимся нормально разговаривать.

Ведущий 1. Человек культурный — это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой Жизни каждого. Русский писатель Александр Иванович Куприн сказал: «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение родного языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной Необходимостью». Это высказывание является актуальным и в наши дни.

Ведущий 2. Интонация разговора очень важна, ведь порой не только сами слова, но и тон, каким они произносятся, обижает оскорбляет окружающих. Предлагаем посмотреть сценки и обсудить умение героев общаться. Поможет в этом нам школьный психолог.

II. Театрализованная часть

Сценка 1

Прохожий 1. Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий 2.0, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.

Прохожий 1. Спасибо большое.

Прохожий 2. Пожалуйста, не стоит благодарности.

Сценка 2

Прохожий 1. Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий 2. Чего?

Прохожий 1. Простите, я спросил, как пройти на улицу Горького.

Прохожий 2. Первая направо.

Психолог. Резкий тон есть признак грубости и невоспитанности. Ничто не дает нам право быть невежливым в разговоре - ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком - спокойный, доброжелательный, тактичный.

Сценка 3

Юноша. Девушка, а можно с вами познакомиться?

Девушка. Хам!

Психолог. Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость и привлекает внимание окружающих. А реакция окружающих однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.

Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?

А теперь посмотрите и оцените несколько ситуаций знакомства. Вы услышите только первые слова, которые помогут начать разговор. В ситуации знакомства будьте предельно вежливы, не допускайте никакой развязности и помните, что чувство юмора выручает в очень многих жизненных ситуациях.

Сценка 4

К девушке подходят молодые люди, и каждый начинает беседу.

Юноша 1. Добрый день! Всем известно, очень неприлично обращаться к человеку, не зная его имени. Давайте мы с вами познакомимся, и тогда разговаривать нам будет легче. Меня зовут Дима. А как зовут вас?

Юноша 2. Мне нужна ваша помощь. У моей сестры день рождения. Я хочу что-нибудь купить, а что не знаю. Посоветуйте!

Юноша 3. Добрый день. У меня к вам совершенно традиционный вопрос. Меня интересует: как бы вы отказали тому молодому человеку, который подошел бы к вам, улыбнулся и сказал: «Здравствуйте. Давайте познакомимся».

Ведущий 1. Предложите, пожалуйста, ваши варианты ситуации знакомства.

Ведущий 2. Еще одна ситуация, связанная с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнении ваших товарищей инсценировку из рассказа Н. Носова «Телефон». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы будем обсуждать Речевые ошибки действующих лиц.

Сценка 5

Мишка. Алло! Алло!

Колька. Алло!

Мишка. Слышно что-нибудь?

Колька. Слышно. А тебе хорошо слышно?

Колька. Хорошо. А тебе?

Мишка. И мне хорошо! Давай разговаривать.

Колька. Давай. А о чем разговаривать?

Мишка. Ну, о чем... О чем-нибудь... Хорошо, что есть телефон, правда?

Колька. Правда.

Мишка. Вот если бы не было, было бы плохо... Ну...

Колька. Что «ну»?

(Пауза.)

Мишка. Чего ты не разговариваешь?

Колька. А ты почему не разговариваешь?

Мишка. Да я не знаю, о чем разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь...

Ведущий 1. Как вы думаете, ребята, в чем заключалась главная ошибка Мишки и Кольки? (Это был разговор ни о чем)

Психолог. Есть ситуации, в которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Следует при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на свадьбу. Начиная телефонный разговор, назовите себя и не вопрошайте запросто: «Кто говорит?», «А кто у телефона?..» В ответ вы, скорее всего, услышите: «А кто вам нужен?» Для того, чтобы избежать этого нелепого разговора, нужно после того, как вы представитесь, сразу сказать, с кем и по какому вопросу вы хотите поговорить.

При пользовании домашним телефоном соседей старайтесь не злоупотреблять их добрым к вам отношением и отнеситесь с уважением к их времени. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей как свой собственный. Добрососедские отношения могут быть омрачены одним- единственным неумным или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.

А если по вашему телефону спрашивают то прачечную, то мясокомбинат, то неведомую бухгалтерию? Вам это может порядком надоесть, но все-таки неучтиво грубить, бросать трубку или проявлять «остроумие» с помощью фраз типа «Нет, это зоопарк». Лучше спокойно объяснить, что человек ошибся номером, ведь чаще всего в таких случаях виноваты не люди, а автомат.

Даже если вы очень разгневаны, не стоит по телефону кричать, угрожать, грубить. Любой разговор по телефону должен быть предельно вежливым.

III. Советы Дейла Карнеги

Ведущий 1. Современные представления об умении общаться с людьми во многом основываются на рекомендациях современного американского специалиста в этой области Дейла Карнеги. Его система известна всему миру. Самая популярная книга Д. Карнеги называется «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Давайте познакомимся с 6 правилами, соблюдение которых позволяет понравиться людям.

Страницы: 1 2

Анастасия Игоревна Ведерникова # 27 января 2014 в 06:19 0
очень интересные сценки, материал хороший. Можно использовать не только на классных часах, но и на различных форумах. Спасибо, возьму на заметку.
Елена Михайловна # 31 января 2014 в 16:48 0
Благодарю всех авторов, создателей. Профессиональная, шикарная, востребованная тема. В которой остро нуждаются не только дети. Расскажу всем.
Людмила Николаевна Четверикова # 1 февраля 2014 в 17:39 0
Большое спасибо за интересную разработку. Для моих 9 классников это актуальная тема.
Лариса Александровна Комарова # 2 февраля 2014 в 07:34 0
Интересный сценарий.Спасибо!!
Татьяна Михайловна Пфаф # 13 февраля 2014 в 13:55 0
Очень актуально для старшеклассников!
Раиса Даниловна Окунева # 25 февраля 2014 в 18:16 0
Очень полезное внеклассное мероприятие для старшеклассников и не только  hoho Сценарий надо взять на заметку. Спасибо.
Ирина Алексеевна Каймалова # 1 июля 2014 в 09:40 0
Спасибо Вам за данную разработку. Вопрос современного этикета актуален, необходим. Научить ребят говорить грамотно и культурно сложно. Слишком много в их речи слов - паразитов, сленга, ненужных аббревиатур и поддержать разговор они не всегда могут.Спасибо Вам за разработку.
Надежда Ивановна Сластенина # 7 октября 2014 в 16:17 +1
Здравствуйте. Добиться от школьников грамотной речи, довольно, сложно. Они ведь сейчас все в виртуальном общении, а живое слово утрачивает свое значение. Как следствие, они и вести себя не умеют, не знают, что и где сказать. Такие мероприятия в школе, действительно, нужны. Спасибо за хорошую разработку, можно смело использовать не только в старших классах. С уважением Надежда
Светлана Юрьевна # 21 октября 2014 в 09:54 +1
Хороший материал. С манерами общения школьников нужно готовить с начальной школы. Спасибо, использую в своей деятельности.
Юлия Станиславовна Евтушенко # 8 ноября 2014 в 12:22 +1
Речевая культура современной молодежи находится на недостаточном уровне. И этот материал очень актуален.
Наталья Сергеевна Катаева # 11 ноября 2014 в 09:37 +1
Мероприятия по культуре речи, по этике очень важны и актуальны, особенно в наше время. мероприятие интересное, с применением сценок, примеров из жизни, советов. Спасибо за разработку.
Наталья Владимировна Александрова # 26 ноября 2014 в 13:48 +1
Очень хороший материал, будет полезен в работе. Тема является актуальной. Грамотное оформление и содержание. Спасибо.
Ирина Константиновна Яшина # 17 февраля 2015 в 17:12 +1
Спасибо большое за разработку, очень интересно! Для моих студентов это будет самое то!)))))
Узленко Зоя Анатольевна # 17 мая 2015 в 16:51 +1
Речевой этикет,как драгоценно стать его обладателем и в каком он пренебрежении у большинства студентов! Желая показать свою значимость друг перед другом они демонстративно позволяют себе грубо,а порой и нецензурно выражаться. В разработке мероприятия правильно отмечено: "древнегреческий ученый и философ Аристотель считал, что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Обратите внимание, как тесно, по мнению великих мыслителей, переплетены грубая, вульгарная лексика и склонность к дурным поступкам". Всегда стараюсь именно на этом аспекте речевой культуры студентов акцентировать внимание студентов и запрещаю использовать её,особенно,в образовательной организации. В новом законе"Об образовании" было бы уместно прописать штрафы для родителей школьников и студентов,кто позволяет себе систематически осквернять свою речь и слух окружающих.Благодарю за увлекательный и полезный сценарий!
Елена # 16 января 2016 в 19:04 +1
Спасибо! Очень интересный и полезный материал!
Наталья Александровна Туманова # 16 января 2016 в 20:30 +1
Очень полезный материал. Интересные и разнообразные сценки. Можно использовать некоторые фрагменты и не только в 9 классе, ведь речевая культура сейчас страдает у многих.
Салтанат # 3 февраля 2016 в 18:21 +1
Хороший материал.Можно использовать в работе .спасибо
Ирина Владимировна Нусс # 8 февраля 2016 в 20:33 +1
Добрый вечер! С большим интересом познакомилась с содержанием этической направленности для старшеклассников! Я - классный руководитель двух классов: 10 и 11 одновременно. Хочу заметить , что данный материал актуален и для некоторых, без пяти минут выпускников. Иногда складывается впечатление, что юноши и девушки просто стесняются говорить культурно. Поэтому, вопросы этикета необходимо рассматривать, обсуждать, проигрывать, возвращаться к спорным вопросам, возникающим из-за пробелов в воспитании , обязательно! Большое спасибо автору разработки за материалы,которые имеют свою "изюминку". Всего Вам самого хорошего! Мой голос Вам...