Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры для развития речи у детей с ТНР

Речевое и познавательное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Кабеткина Анастасия Анатольевна, учитель-логопед МДОУ "Детский сад № 193", г. Ярославль.
Описание материала: данный материал содержит рекомендации по речевому и познавательному развитию детей с тяжелыми нарушениями речи и будет полезен для учителей-логопедов, дефектологов, воспитателей, родителей.
Количество детей с тяжелыми нарушениями речи неуклонно растет с каждым годом. К тяжелым нарушениям речи относится общее недоразвитие речи (ОНР).
Общее недоразвитие речи - нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
У детей с ОНР отмечается:
- Недостаточный словарный запас
- Грубые ошибки при употреблении грамматических категорий
- Нарушения слоговой структуры слова
- Низкий уровень развития фонематического восприятия
- Нарушения звукопроизношения
- Недостаточное развитие связной речи
- Недостаточное развитие психических функций
- Слабое развитие мелкой моторики
Для повышения уровня коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми с ОНР эффективно используются текстильные развивающие игрушки. Преимущество этих дидактических пособий в том, что они мягкие, многофактурные, красочные и интересные.
Игры для развития детей с тяжелыми нарушениями речи
«Развивающий куб»

Игра «Ёжик на прогулке»

Задачи:
- Развивать словарный запас
- Развивать грамматический строй речи
- Развивать связную речь
- Развивать ориентировку в пространстве
- Развивать мелкую моторику
Ход игры
Ребенку предлагается озвучить что он видит перед собой, попробовать поучить божью коровку полетать (влево, вправо, по середине). Затем необходимо рассказать что ёжик унес на иголках.

Игра «Остров»

Задачи:
- Развивать словарный запас
- Развивать грамматический строй речи
- Развивать связную речь
- Развивать мелкую моторику
Ход игры
Сюжет игры начинается с того, что светило солнышко и было очень жарко, вдруг внезапно пошел дождь и из моря стали показываться обитатели морских глубин. Ребенку предлагается продолжить игру самому и рассказать, кто плывет по волнам, кто выбрался на берег, кто висит на пальмах, что на них растет.

Игра «Улитки»

Задачи:
- Закреплять знание геометрических фигур, понятие «большой-маленький»
- Закреплять знание основных цветов и их оттенков
- Развивать внимание
- Развивать грамматический строй речи
- Развивать мелкую моторику
Ход игры
Педагог начинает игру с того, что улитки потеряли свои домики. Нужно помочь каждой улитке найти именно свой домик и крышу, чтобы дом и крыша подходили по форме и цветовому оттенку. Затем необходимо назвать какой у каждой улитки домик и, какая крыша.

Игра «Космос»

Задачи:
- Развивать словарный запас
- Закреплять правильное звукопроизношение (автоматизация звука [р] во фразе)
- Развивать грамматический строй речи
- Развивать мелкую моторику
Ход игры
Игра начинается с рассказа о космосе, о том, что там есть. Затем ребенку предлагается рассказать, что в ракете.

Игра «Лягушка-квакушка»

Задачи:
- Развивать грамматический строй речи
- Развивать связную речь
- Развивать мелкую моторику
Ход игры
Лягушка-квакушка очень любит много есть. Ребенок рассказывает кого поймала большая лягушка. В траве живет еще одна маленькая лягушка, которая прыгает туда-сюда. Ребенок повторяет за педагогом: лягушка выпрыгнула из травы и снова прыгнула в траву. И так несколько раз.

Игра «Божьи коровки»

Задачи:
- Развивать грамматический строй речи
- Развивать элементарные математические представления
- Развивать мелкую моторику
Ход игры
Божьи коровки на полянке. Вдруг пошел дождь, и они решили спрятаться в травку. Ребенок расстегивает молнию и прячет божьих коровок в кармашек. Необходимо сосчитать сколько их: одна божья коровка, две божьих коровки, три божьих коровки. Затем ребенку предлагается соотнести цифру на листочках с количеством точек на божьих коровках. Ребенок выполняет задание и прикрепляет божьих коровок на свои места.

Игра «Большая стирка»

Задачи:
- Закреплять знание геометрических фигур
- Закреплять умение соотносить предметы по цвету и форме
- Развивать внимание
- Развивать грамматический строй речи
- Развивать мелкую моторику
Ход игры
Для игры можно использовать мультипликационного героя, например, Машу. Маша решила устроить стирку и постирать салфетки, но салфетки эти разной формы. Ребенок называет какой формы салфетка и с помощью какой прищепки Маша повесит салфетку. После того, как салфетки высохли, их нужно положить в таз каждую на свое место.

Игра «Огород»

Задачи:
- Обогащать словарный запас
- Развивать грамматический строй речи
- Развивать связную речь
- Развивать мелкую моторику
Ход игры
Для игры может использоваться любая игрушка. В данном случае это мультипликационный герой. Педагог помогает ребенку начать рассказ с того, что у героя созрел урожай и нужно помочь ему собрать урожай. Далее ребенок сам рассказывает, сопровождая игру действиями. Перечисляет какие овощи созрели, сколько их. Можно предложить описать эти овощи, используя дополнительную схему для составления рассказов.

Рекомендуем посмотреть:

Материал для речевого развития дошкольников Речевые игры для детей младшей - средней группы ДОУ Речевые игры на гласные звуки для детей дошкольников Речевая игра для дошкольников на формирование синтаксической стороны речи «Предлоги»

Похожие статьи:

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Конспект занятия. Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях
Опубликовано: 1244 дня назад (1 декабря 2020)
Просмотров: 1074
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!