Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие по физической культуре для учащихся 2-4 класса

Внеклассное занятие по физической культуре с использованием технологии «Педагогические мастерские»
(обобщение опыта в рамках Районной стажировочной площадки)

Разработчик: А.В.Кирик, Учитель физической культуры МБОУШР «Гимназия», г.Шелехов



Характеристика.
Название: педагогическая мастерская.
Авторы: учитель физической культуры МБОУШР «Гимназия» - А.В.Кирик;
Форма работы: система малых групп + Мастер.
Подход к ребёнку: свободное образование и воспитание.
Преобладающие методы: проблемно - поисковый, диалогический, мозгового штурма.
Типы мастерских: - мастерства,
самоконструкции и самопознание.
Участники: учащиеся 2,3,4-х классов.

2 Актуальность
В современном российском обществе назрела необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса. Поэтому разработка нового поколения образовательных стандартов – это вызов времени, в котором мы живем. С 2015 года вводится Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования, и учителя средней школы должны быть готовы работать с учениками, уже познакомившимися с новыми образовательными технологиями. К таким технологиям принадлежит и технология «Педагогическая мастерская».
Современное общество ставит перед учебными заведениями задачу подготовки выпускников, способных:
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, искать пути рационального решения возникающих проблем, используя современные технологии; четко осознавать, где и как приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Что для этого необходимо? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.
3.Цели
1.В результате обобщения педагогического опыта оказать помощь коллегам в освоении технологии педагогической мастерской.
2.Проделать путь от культуры полезного к культуре достоинства (человек самоценен) путем привлечения к работе по технологии мастерской.
3.Продемонстрировать УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ, ИННОВАЦИОННОСТЬ и ЦЕННОСТЬ технологии педагогической мастерской.

4.Особенности методики
Мастерская как локальная технология охватывает часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из 4 упражнений, входящих в программу «Президентских состязаний школьников», которые выполняются группами ребят по методу «круговой тренировки».
Перед началом выполнения заданий, учащиеся осуществляют выбор средства для достижения цели, определяют способы выполнения упражнений. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе и только после этого точка зрения группы объявляется классу.
В технологии мастерских разработан алгоритм в виде последовательности шагов, блоков деятельности:
1.Индуктор.
2.Работа с материалом:
а) Самоконструкция.
б) Социализация.
в) Разрыв.
3. Рефлексия
4. Новизна
Изучив методику проведения мастерской, участвуя в районных семинарах, познакомившись с конспектами мастерских ведущих учителей физической культуры города и района, предстояло самим построить мастерскую, непосредственно связанную с изучением программного материала.
На основе алгоритма построения технологии педагогической мастерской был создан свой конструктор урока, где проведены параллели этапов урока - мастерской с методами, соответствующими каждому этапу.

5. Условия реализации.
Чтобы овладеть этой техникой педагогической деятельности, учителю - мастеру нужно многое в себе изменить. Нужны широкие знания, учитель предварительно работает с большим объёмом информации, чтобы в мастерской остаться в тени. Нужно освободиться от стереотипов, уметь придумывать увлекательные ситуации, стимулирующие познавательный поиск. Учитель должен чувствовать себя не «над», а рядом с обучающимися.
6. Идея обобщения педагогического опыта.
Основная идея данной работы заключается в том, чтобы показать универсальность технологии педагогической мастерской, эффективность её использования в учебном, воспитательном, образовательном (имеется в виду научно - методическая работа в малых группах на педсоветах, методических объединениях, тематических семинарах) процессах, и самое главное – доказать благотворное влияние педагогических мастерских на здоровье обучающихся.

Конструктор внеклассного занятия по ТПМ.
1.этап Индуктор - первое задание мастерской, направленное на создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.
Индуктором служат изображения упражнений, которые отображены на экране. (Метод компьютерных технологий)
1. прыжки в длину с места;
2.подъем туловища из положения лежа на спине (пресс);
3.прыжки через скакалку;
4. челночный бег 3х10
-каждая группа выбирает карточку с заданием
Решение проблемы 1. – определить средства и способы выполнения упражнения;
2. -рассказать какие качества развиваются, какие группы мышц работают при выполнении данного упражнения. (проблемно-поисковый метод)

2. этап Работа с материалом На этом этапе работы происходит исследование проблемы учащимися в группах (соответственно самоконструкции и социоконструкции), создаётся основа для дальнейшего выполнения упражнения.
Самоконструкция: ребята подходят к определенному месту задания и готовят выбранное оборудование и инвентарь для выполнения упражнения.
Переход к Социоконструкции- каждый индивидуально выполняет упражнение, вся группа наблюдает и корректирует выполнение, (присутствует эмоциональный командный настрой).
этап Социализации, - На этом этапе каждый про себя сравнивает: соотносит свои результаты с «эталоном» – осваивает все возможные открытия.

3.этап Афиширование – представление результат участников мастерской

Каждая группа представляет маршрутный лист с результатами задания мастеру, который подводит итоги, подсчитывает общее кол-во баллов и демонстрирует все на экране.

4. этап Разрыв (ядро). Этот этап в построении мастерской очень важен, так как именно в этот период обучающиеся должны получить новые знания, вступающие в конфликт с прежними:
После выполнения каждого упражнения (прыжки со скакалкой, челночный бег и т.д.) учащийся с помощью таблицы оценки результатов анализирует выполнение упражнения, определяет уровень подготовленности: высокий, средний, низкий, (поисково - исследовательский метод), кол-во баллов фиксируются в маршрутном листе. Учащийся осознанно приходит к выводу над развитием какого физического качества необходимо работать. Происходит столкновение старых знаний с новыми (мозговой штурм).
5 этап Рефлексия
- что я открыл сегодня – в себе, в окружающих?
С каким вопросом вышел? Чего не понял? Какие были затруднения? Как бы вы оценили свою работу? - это этап отражения чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.



З А К Л Ю Ч Е Н И Е.
В ходе представления педагогического опыта по теме «Использование технологии педагогической мастерской в образовательном процессе», считаем, что удалось показать и доказать:
1. Универсальность – использование в учебном, воспитательном процессах.
– подход к обучению как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим. Мастерская выступает как совокупность пространств - игрового, учебного, творческого, где ребёнок приобретает опыт жизни, сам выстраивает собственные знания, формирует нравственные ценности.
Ценность – проблемности рассуждений, создании собственного продукта творчества; в незавершённости мастерской, когда итогом оказываются новые вопросы, над которыми человек размышляет, находится в поиске ответов.
Самооценка. В ходе изучения методики проведения мастерской удалось самой освоить данную технологию.
На основе алгоритма построения технологии педагогической мастерской создан свой конструктор урока, где проведены параллели этапов урока - мастерской с методами, соответствующими каждому этапу.





В ходе работы в мастерских пришли к выводу:
у обучающихся повышается:
1. мотивация к учению
2. интерес к занятиям физической культуры;
3. учащимся удалось преодолеть себя, раскрыть физические возможности
4. важной составляющей здорового образа жизни является психологический компонент, который включает уверенность в себе, основанную на умении управлять своими мыслями и чувствами. А это значит, происходит реализация основополагающих принципов современной педагогики.


В качестве рефлексии к своей работе предлагаем форму дискуссионных вопросов
- Можно ли считать технологию педагогической мастерской универсальной?
- Является ли данная технология инновационной?
- В чём ценность технологии мастерской?
- Является ли мастерская условием развития творческих способностей личности?
- Должен ли учитель владеть этой технологией, то есть хотеть стать Мастером.
Считаем, отвечая на эти вопросы, вы придёте к выводу, что самый лучший способ стать Мастером – ПОНЯТЬ и НАЧАТЬ проводить педагогические мастерские и на основе собственного опыта достигать успехов в формировании ценностных ориентиров, личностных знаний и успешности в постижении ЗНАНИЯ, следовательно, и ИСТИНЫ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Белов Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску. - Частная школа. - 1997 г., №1.
2. О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, Т.Б.Казачкова Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. - СПб: КАРО, 2014г.
Окунев А. Как учить не уча. - СПб: Питер-Пресс, 1996.
3. Педагогика наших дней. Сост. В. П. Бедерханова. - Краснодар,1989 г.
4. Педагогические мастерские; интеграция отечественного и зарубежного опыта. - СПб,2005 г.
5. Селевко Т. К. Альтернативные технологии. - Москва, 2006 г.

Рекомендуем посмотреть:

Планы-конспекты уроков по физической культуре в начальной школе с региональным компонентом, 3-4 клас Дополнительная образовательная программа по физической культуре, 3 класс Открытый урок по волейболу для детей с ЗПР, 4 класс
Методика проведения подвижных игр
Опубликовано: 249 дней назад (5 апреля 2016)
Просмотров: 509
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!