Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по развитию речи в начальной школе на тему: Загадки

Конспект урока по развитию речи в начальной школе на тему:
«Секреты загадки. Сочинение загадки»
Цель: Создание условий для раскрытия и понимания строения загадки и сочинения авторской загадки
Задачи:
Обобщить знания о загадке как о жанре, о изобразительных средствах языка.
Формировать умение работать в группах и индивидуально
Развитие интереса к языку
Ход
1 Организационный момент
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.
Дети сидят по группам. Каждая группа получает задание: собрать ромашку, расположив лепестки в нужной последовательности, догадаться, что написать в сердцевине цветка.
Проверка: выступление групп и оформление на доске букета из ромашек-загадок.
- О чем же пойдет речь?
- А что вы знаете о загадках?
- Любите ли вы загадки?
- Зачем их загадывают?
- Какова задача жанра «загадка»?
- Зачем надо отгадывать их?
- Этот жанр с одной стороны учит, а с другой стороны –учит интересно. Чему учит загадка? Какие человеческие качества она воспитывает?
Вывод: Задача у загадки- учить сообразительности. Ум испытывает.
Обращение к Толковым словарям Даля и Ожегова.
Подготовленный ученик рассказывает о истории загадки.
Само название «загадка» происходит от слова «гадати»-думать, рассуждать. Гадание-выяснение чего-то скрытого, затемненного.Давным-давно люди думали, что все: люди, звери, птицы и другие животные понимают человеческий язык. И когда они занимались земледелием, пасли скот, шли на охоту, чтобы все их дела увенчались успехом, они придумали свой загадочный язык: люди понимали друг друга, а животные понять их не могли. Например, медведя они называли коровой, а коня- долгохвостый. Вот и родились загадки из такой тайной речи. И появились загадки на различные темы: семья, дом, посуда и т.д.
И так из века в век. До сих пор мы пользуемся загадками и очень любим их.
Учитель: Загадка умеет что-нибудь интересное подметить, самое привычное и обычное сделать необычным, таинственным. Она учит узнавать мир, видеть его по-новому.
-Вот теперь и мы испытаем свою смекалку. Пусть и нас загадка порадует и удивит.
Составляем план
1 Разработать схему построения загадки -ее секрет
2.Сочинить загадку
3.Исследование построения загадок
Постановка проблемы
- Как строится загадка?
Наблюдение.
1.Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молоко пьет,
Песенки поет.(кошка)
-Как вы догадались? В чем секрет этой загадки? Как она сделана?
-С чего начал автор загадку?
Вывод: автор задумал предмет , выделил признаки. Загадка строится по принципу описания предмета. Признаки предмета : внешний вид, действие, свойства, часть предмета, материал и т. д.
2.Бела, как снег,
Черна, как, жук,
Вертится, как бес,
Повернулась- и в лес.(сорока)
Или:
С ветки на ветку
Быстрый ,как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.(белка)
-В чем секрет этой загадки?
Вывод: Признаки сороки или белки сравниваются с разными предметами. Сходство находится между предметом и далеким предметом.
Эти загадки легко узнать по словам «как», «словно» Загадка строится по принципу сравнения предмета с другим предметом.
3. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.(береза)
-Какой секрет у этой загадки?
В таких загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие. Какую частицу она имеет в своём составе? ( «Не».) Какое значение она имеет? (Отрицательное.)
Вывод: Загадка строится по принципу отрицательного сравнения.
4. Творческая работа
-Мы с вами серьезно поработали с загадками. Узнали их секреты. Теперь, я думаю, вы сможете сами сочинить загадку.
Предлагаю выбор: работать индивидуально, в паре или в группе.
-Помните, должна быть таинственность и однозначность отгадки
Вам помогут схемы каждого типа загадок( составляли по ходу наблюдения и рассуждения)
План работы:
1.загадать предмет
2.Выделить признаки
3. Выделенный признак надо сравнить со схожим признаком другого предмета
4.Придумать рифмы
5.Оформить на черновик
Самостоятельная работа
Проверка: несколько загадок обсудить и определить тип построения
5.Итоги и рефлексия
-С каким видом устного народного творчества мы сегодня познакомились? (Загадки)
- Чему научились? (Определять принципы построения загадки, сочинять загадки.)
-Какую задачу мы ставили?
-Получилось достичь поставленной задачи?
-Какие были трудности?
-Оцените свою работу на уроке и выберите тот смайлик, который вы, по вашему мнению, заработали
Домашнее задание: подключить к сочинению загадок своих родителей, оформить авторские загадки.

Вот такие получились загадки у детей:
1.Не живой, а убирается.(пылесос)
Сторожев Сережа

2.Как солнце –я
Спелый, вкусный -я
Все любят меня
Кто я?(апельсин)
Дубинина Полина

3.Горит,но не костер
Светит, а не солнце(свеча)
Хасанов Дима

4.Она ночная птица
Днем в дупле таится(сова)
Шувалова Алина

5.Сама холодная, а людей жжет(крапива)
Балабанова Надя

6.Сама усатенькая,
И полосатенькая,
Сама умывается
Да молочком питается(кошка)
Михкалева Софья

Рекомендуем посмотреть:

Работа воспитателя по развитию разговорной речи у детей
Опубликовано: 90 дней назад (5 сентября 2016)
Просмотров: 358
+4
Голосов: 4
Салозграф Ирина # 6 сентября 2016 в 14:49 0
Здравствуйте, Анастасия! С интересом и удовольствием прочитала Ваш конспект урока. Четко поставлена цель и задачи, продуман ход урока, все части взаимосвязаны и плавно перетекают одна в другую. Очень понравилось начало урока - выкладывание букета из ромашек. Это активизирует внимание детей, сразу включает их в совместную деятельность и в то же время сохраняет момент игры, сюрприза, что очень важно для деток младшего возраста. И детки у Вас молодцы - такие симпатичные загадки составили. А еще пред творческим заданием можно было бы провести физ.минутку в виде пластического этюда-загадки. Каждая команда загадала бы какое-нибудь животное, а один из участников команды его бы изобразил. Детки из других команд отгадали бы это животное и повторили движения. Спасибо за интересный урок. Успехов!
Елена Александровна Сархадова # 6 сентября 2016 в 20:18 0
Здравствуйте, Анастасия! Конспект Вашего занятия очень интересен, Вы точно подметили свойства загадок и сумели это донести до детей, поэтому и результат детских работ оказался замечательным. Это начало исследовательской деятельности, что очень пригодится Вашим ученикам. Желаю дальнейших успехов!!!
Виктория # 6 сентября 2016 в 22:18 0
С удовольствием прочитала конспект урока, всегда приветствую различные технологии, на уроке использовалось проблемное обучение, дети сами являлись маленькими исследователями под четким руководством учителя, которая продумала систему вопросов и заданий. Каждый этап урока плавно вытекает из другого, использовались разные виды загадок, также был дифференцированный подход, когда детям предложили работать либо индивидуально, либо в паре или группе. Уверена, что детям было очень интересно самим сочинить загадку. В дальнейшем можно провести конкурс загадок как внеурочное мероприятие. Спасибо,Анастасия!
Ирина Викторовна Прокопенкова # 10 сентября 2016 в 12:45 0
Анастасия Владимировна спасибо за такой интересный конспект. Я работаю по программе «Гармония» и в курсе русского языка у нас есть уроки отведенные знакомству с загадками. Мы с ребятами благодаря учебнику учимся составлять загадки, затем оформляем их на отдельных листах, такие работы храню в творческой папке каждого ребенка. Ваша работа просто находка для моей работы. Очень интересно построен урок, важно, что обращаете внимание детей к словарю, посвящаете детей в историю образования жанра загадки: родились загадки из такой тайной речи, а дети любят все таинственное и неизведанное. Отдаю вам свой голос!
Дарья Сергеевна Куценко # 10 сентября 2016 в 14:24 0
Хорошая разработка! Я работаю воспитателем и понимаю, как важно научить деток в начальной школе! Присоединяюсь к мнениям коллег, желаю Вам творческих успехов, надеюсь, что труд Ваш не останется незамеченным!!!
Ксения Анатольевна Атясова # 16 сентября 2016 в 10:08 0
Здравствуйте!Очень интересная работа. Как известно, в процессе обучения с целью развития сообразительности, гибкости мышления, способности видеть необычное, интересное в давно знакомых вещах, используются загадки. Вы нашли еще более интересный вариант - их создание. Уверенна, учащимся очень понравился этот процесс. Голос.