Конкурсы для педагогов и детей

НООД "Что мы знаем о птицах". ОО "Познание" (мир природы). Старшая группа

Задачи:
- Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы.
- Учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
- Дать детям представления о том, чем кормят птиц зимой. Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням.
- Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
- Воспитывать любовь к природе, желание заботиться и подкармливать зимующих птиц.

Подготовка воспитателя:
Подобрать музыкальный материал с голосами птиц, изготовить графическую модель «Птицы»

Предшествующая работа с детьми:
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Чтение рассказов В.В. Бианки о птицах «Чей нос лучше?»; «Птичьи разговоры»; «Лесные домишки»; «Самые-самые»

Оборудование:
Графическая модель «Птицы», иллюстрации птиц, аудиоматериал «Голоса птиц», ножницы, пакеты из-под молока, веревки
Ход занятия:
Ребята, если вы отгадаете мои загадки, вы узнаете, о ком мы сегодня будем беседовать. Слушайте внимательно:
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ... (Сорока)

Что за кузнецы в лесу куют? (Дятел)

Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку?" (Кукушка)

Маленький мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает,
В полях ночует, коноплю ворует (воробей)

(По мере отгадывания детьми загадок выставляю на доску иллюстрации птиц).
Скажите, а как одним словом сказать, кто изображен на картинках? (Птицы). Да, ребята, сегодня мы будем говорить с вами про птиц. (Выставляю графическую модель «Птицы»).
Давайте внимательно рассмотрим схему и вспомним, что отличает птиц от всех других жителей нашей планеты. (У птиц есть два крыла. Птицы покрыты перьями. У птиц есть клюв. Каждая птица имеет две ноги.). Да, ребята, вы назвали все правильно. Каких только птиц нет на свете.
Давайте с вами поиграем в словесную игру «Вспомни птичку». Сейчас мы с вами встанем в круг, я вам буду бросать мяч, а вы будете называть птицу, которую вспомнили. (после игры дети садятся за стол)
Молодцы ребята, много птиц назвали. Мы с вами знаем, что птицы бывают насекомоядные, водоплавающие и зимующие. Давайте разобьем наших птиц на три группы. Как вы думаете кого мы поместим в первую группу? (скворец, ласточка, стриж, иволга, соловей). А как вы догадались? (у них острый, прямой, длинный клюв). Молодцы, хорошо справились с заданием. А кто из наших птиц относится к водоплавающим? (утка, лебедь, гусь, пеликан). Правильно, ведь у всех этих птиц широкий клюв, через который они процеживают воду и на ногах есть перепонки, которые помогают им передвигаться в воде.
Хорошо. А что за птицы остались на доске? (Зимующие).
Ребята, а кто может сказать, почему насекомоядных и водоплавающих птиц мы не относим к зимующим? (Предположения детей). С наступлением холодов исчезают насекомые, поэтому насекомоядные птицы улетают первыми, затем начинают подмерзать водоемы и водоплавающие птицы тоже вынуждены оставить обжитые места и лететь на юг.

Физкультминутка
(дети выполняют движения по тексту)
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад

Но ведь птицы не пропадают с наших улиц, к нам прилетают другие птички. Назовите тех, кто проводит зиму вместе с нами (снегирь, сойка, синица, вороны, воробьи, дятел, голубь…). Как мы называем этих птиц, одним словом? (Зимующие птицы).
Ребята, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам корма под снегом. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрыты ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно помогать птицам.
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено и крошки пшеничного хлеба клюют в основном вороны, воробьи и овсянки. Как вы думаете ребята, что больше всего любят синицы? (Предполагаемые ответы детей)
Синицы, кроме семян любят сырое несоленое сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и подвешивают на тонкие ветви. На толстые ветки и в кормушки эти лакомства класть бесполезно – утащат вороны.
Я приготовила несколько пакетов от молока. Давайте мы сейчас изготовим из них кормушки, а когда пойдем на прогулку развесим их по всему детскому саду. (Дети прорезают окошки в противоположных сторонах и продевают сверху нить). Пока вы будете делать кормушки, я включу для вас кассету с голосами птиц, надеюсь, эта запись поднимет у вас настроение, и вы вспомните, как это чудесно, когда вокруг поют птицы.
Молодцы ребята, чудесные получились кормушки.
А сейчас я хочу вам прочесть стихотворение
«Покормите птиц» (Яшин)
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо!
Не богаты их корма, горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна будет им зима!
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Давайте не будем забывать про наших маленьких соседей и будем заботиться о них.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная экологическая игра в 5 классе Конспект зимней прогулки - наблюдение в детском саду Экологические сказки для младших школьников Экологическая акция «Спасатели»

Похожие статьи:

Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы»

Конспект зимней прогулки - наблюдение в детском саду | Сценарий к 8 марта для детского сада
Опубликовано: 1014 дня назад (25 февраля 2014)
Просмотров: 2963
+6
Голосов: 6
Валентина Николаевна Мельникова # 25 февраля 2014 в 20:52 +3
Ольга!
Как всегда, к вам "заходить" одно удовольствие! Интересно, познавательно, поучительно! Интересный конспект о птицах!!  С вашего позволения , уже в моей копилочке!! Даже уже не копилочка, а с помощью таких увлеченных своей профессией педагогов, у меня золотой прииск!!! dance
+1
Наталия Александровна Клюка # 25 февраля 2014 в 22:39 +3
Очень хороший материал. Я бы ничего не стала менять, провела бы "один в один". Всё интересно, познавательно, присутствуют и теоретическая, и практическая части (изготовление кормушек). При классификации птиц на перелётных и зимующих очень хорошо, что были рассмотрены причинно-следственные связи:
зимой нет насекомых - нет корма - насекомоядные птицы улетают;
замерзают водоёмы - нет места для обитания - водоплавающие птицы улетают.
Это заставляет детей не просто запоминать, какие птицы зимуют и какие улетают, а заставляет думать, включать логику, устанавливать взаимосвязи явлений в природе.
Всё очень понравилось!!! Молодец +1
Ольга Третьякова # 26 февраля 2014 в 20:10 +1
Спасибо, Наталья Александровна за вашу высокую оценку. Приятно, когда человек вчитывается в твой труд и оценивает его)))) спасибо
Валентина Ивановна Бибичева # 5 октября 2014 в 16:20 0
Беру на заметку. Очень хороший материал, увлекательный, познавательный, практический. Мне всё понравилось. Молодец!
Светлана Викторовна Горлова # 5 января 2015 в 17:43 0
Здавствуйте, Ольга посетила Ваш блог и не пожалела. Конспект изложен грамотно. Всё очень понятно и доступно. Мне очень понравилось. Голос +1. Успехов в дальнейшей работе. С Рождеством!!!
Наталья Михайловна Аронова # 5 марта 2016 в 05:49 0
Здравствуйте, Ольга! Вы молодец. В доступной форме преподали детям материал. Вот только я не совсем согласна с таким делением птиц на три группы, а где ещё перелётные. Эта группа стоит у вас в целях (делить птиц на перелётных и зимующих). Успехов вам в работе.