Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста через театрализованную деятельность
«Детство – каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, период закладывания нравственных основ, которые делают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям, учат их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма в семье являются глубинные чувства любви и привязанности к родной природе, своей культуре и своему народу.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по новому, многое переоцениваем и открываем для себя заново. Это относится к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство педагогов, к сожалению, очень поверхностно знакомо с культурой своего народа. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Мы живем в многонациональной стране. Здесь как нигде смешались и переплелись обычаи и традиции разных культур, разных народов, но русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой, своим культурным прошлым. Россия всегда была родиной для многих народностей. Но для того, чтобы считать себя её гражданином, необходимо ощутить глубину духовной жизни русского народа, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Именно поэтому русская культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, рождающим патриотическую личность. Ребенок должен расти и развиваться в гармонии с окружающим миром, ему необходимы мир, согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка это его мама, семья, родные, его дом. В детском саду он начинает дружить, учиться, относиться к окружающим людям и природе по законам совести. А совесть – это народная память. И мы уже по новому относимся к народным старинным праздникам, традициям, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки оставили нам, потомкам, самое ценное из своих культурных достижений: это его традиции и обычаи, любимые предания и сказки, мудрые мысли, архитектура, быт, любимые праздники. Чтобы воспитать у детей подобные чувства, я стараюсь создать такие условия, в которых дети ощутили бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердили бы себя в ней, приняли и полюбили родной язык, историю и культуру нации, воспользовались этими сокровищами, стали духовно богаче, мудрее, добрее.

Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства, когда дети начинают осознавать себя частью культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям.

Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность - это моя основная задача для формирования нравственно-патриотических чувств детей начиная с младшего дошкольного возраста. Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном детстве является театрализованные игры, которые понятны и близки детям, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Игра как мы знаем, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных и понятных детям видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием воображения и фантазии, развитием коммуникативных качеств личности. Для решения этих задач я стараюсь объединить в своей работе фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материалы, руководствуясь принципами доступности, наглядности, историзма, вариативности и системности. Эта работа дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души.

Работа нашего МБДОУ по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность строится нами на ознакомление с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью. В эту работу входит организация мини музеев, уголки ряженья, мастеровой уголок, народные игры, сказки, потешки, хороводы, прибаутки, присказки, заклички, поговорки, разыгрывание небольших представлений для детей младшего возраста. Знакомство с народной игрушкой, народными музыкальными инструментами. Это позволяет видеть разные аспекты явления: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические.

Так, на примере образа князя Александра Невского можно идти к цели в нравственно – патриотическом воспитании, решая множество задач через знакомство детей с великим полководцем – Александром Ярославовичем Невским, который горячо любил свой народ и свою Родину. Приобщая детей к устному народному творчеству, мною проводятся беседы о роли Александра Невского в истории нашей Родины, о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества. С помощью театральных игр и мини спектаклей дети познакомились с отдельными наиболее яркими событиями из жизни великого князя Александра Невского, историей средневековой Руси. У детей сформировалось чувство гордости к верному сыну Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому, желание быть сильными, смелыми, благородными, защитниками земли, на которой ты родился и вырос; сформировались нравственные понятия: долг, служение Отечеству; появились навыки дружелюбия. Также дети познакомились с одеждой русских воинов, ее назначении, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закрепили названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье и т.д.), научились отличать старинное снаряжение воинов от современного. Закрепили знания детей о былинных богатырях (умение их узнавать, называть доспехи, оружие).

Музыкально-театрализованная деятельность в нашей работе занимает особое место. Театральное искусство является важным фактором художественного развития, оказывает большое воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Учитывая интерес детей к играм-драматизациям и их доступность детскому восприятию, происходит приобщение к театру, который имеет большое значение для духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

При отборе фольклорного материала опираемся на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Для этого постоянно пополняем наглядный материал: макеты, муляжи, альбомы, иллюстрации, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, маски, изделия народного творчества.

Можно сделать вывод, что культурное наследие народа - огромное богатство, которым нужно правильно научиться распоряжаться каждому, владеть им так, чтобы не растерять, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец для подражания. Эти истины на протяжении многих веков отшлифованы, проверены на практике нашими предками. И наша задача как педагогов, передать всю мудрость народа не растеряв ни крупицы, нашим детям. Вложить не в голову, а в душу, ведь патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца».

Список литературы:
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова // Педагогика, 1999 - №4. - С. 78-80
3. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. — 3-е изд. — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 208 с.
4.Д 38 Детская энциклопедия [Текст] : Александр Невский : [познават. журн. для девочек и мальчиков] / ред. В. Поляков. — М. : Аргументы и факты, 2009. — 48 с. : цв. ил.
5.М.Д. Маханева Занятия по театрализованной деятельности в детском саду

Рекомендуем посмотреть:

Стихи для детей по нравственному воспитанию Конспект интегрированного занятия по сказке Морозко в средней группе детского сада Рабочая программа по патриотическому воспитанию для детского сада. Родной край Консультация по нравственно патриотическому воспитанию в младшей группе детского сада
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста. Путешествие в сказку Колобок
Опубликовано: 1276 дней назад (20 ноября 2020)
Просмотров: 1288
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!