Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игра по краеведению для детей 10-14 лет. Знатоки Курского края

мероприятие по краеведению в дополнительном образовании. Игра Брейн-ринг «Знатоки Курского края»
Пояснительная записка
Методическое пособие игра «Брейн-ринг» «Знатоки Курского края» адресовано педагогам дополнительного образования для широкого творческого применения в объединениях туристско-краеведческой направленности и носит обобщающий характер. Оно помогает педагогам дополнительного образования разнообразить формы работы с учащимися на занятиях. Как показывает педагогическая практика, обращение к игровым формам обучения на занятиях, объективно усматривает в них результативное взаимодействие педагога и учащегося. Представленный наглядный материал можно использовать в ходе игры.
Методическое обеспечение разработано для учащихся 10-14 лет.
Цель:
- воспитывать у обучающихся экологическую культуру, бережное отношение к природе родного края и убежденность в необходимости изучения и охраны природы своего края.
Задачи:
- обобщить и расширить знания обучающихся о природе Курского края;
- углубить и обобщить представления о взаимосвязях между различными обитателями природных сообществ Курского края;
- воспитывать чувство гордости за родной край, развивать желание познавать природу родного края;
- учить детей вести себя экологически сообразно в окружающей природе;
- развивать умение работать в команде, воспитывать чувство товарищества, умение выслушивать мнение оппонентов и отстаивать свою точку зрения.
I. Вводная часть
Учащиеся, заходя в класс, не глядя, достают из мешочка эмблему. И рассаживаются по командам в зависимости от того, какую эмблему выбрали.
Ведущий обращается к командам:
- Глядя на карту Курской области, мы видим, что очертания её границ похожи на рыбку. На территории нашей области есть разные природные зоны – степи и леса, и, конечно везде обитают самые разнообразные виды животных. В степях и лесах Курской области обитает 56 видов млекопитающих:лоси, зайцы, лисы, косули, кабаны, барсуки, ежи, хорьки, белки, другие животные.
В водоемах области водится около 30 видов рыб. Наиболее часто встречаются окунь, пескарь, плотва, уклейка, карась, щука. Менее многочисленны – лещ, красноперка, линь, язь, жерех, налим, вьюн, густера, судак, сом.
На территории Курской области расположен Центрально-Черноземный государственный природный заповедник имени профессора В.В. Алехина. С 1979 г. ЦЧЗ входит в систему биосферных заповедников мировой сети ЮНЕСКО. С 1998 г. заповедник является обладателем диплома Совета Европы.
Есть в Курском крае и своя Красная книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. И сегодня победит та команд, которая лучше всех знает наш край. Эта команда будет носить гордое название «Знатоки Курского края».
Представление жюри.
II. Ход игры
Конкурс 1. «Защита эмблем»
Команды за 1 минуту должны определить, что (кто) изображено на эмблеме и почему.
Куропатка (на эмблеме первой команды).
Определить птицу можно по форме тела. Эта птичка небольших размеров. Она чуть меньше голубя и своими чертами напоминает домашнюю курицу. Крылья короткие, округлой формы. Хвост не длинный, закруглённый. Лапы средней длины, не оперены. Шпор у птиц нет. Клюв и ноги птички имеют темный цвет. Эта птица представлена на эмблеме, потому что на гербе Курской области изображены три летящие куропатки. Птицы с расправленными крыльями развернуты в левую сторону.
Дуб (на эмблеме второй команды).
Это мощное крупное дерево, издревле почитаемое людьми. Дубовые листья обрамляют гербовый щит, их обвивает голубая лента. А вверху дубовые листья и корона соединены красными лентами.
Яблоко антоновка (на эмблеме третьей команды).
Это символ Курского края. Самой известной не только в Курской области, а во всей России яблоней является сорт Антоновка. Издавна считается, что свое происхождение это сорт получил из садов Курской губернии в 19 веке.
Конкурс 2. «Знаете ли вы?»
Вопрос задается всем командам, право ответа у той команды, которая быстрее поднимет карточку готовности. Время обдумывания – не более 30 секунд.
- Чем питаются белые аисты?
(Дождевыми червями, майскими жуками, медведками, больной или дохлой мелкой рыбой, ящерицами, мелкими млекопитающими)
- Куда деваются насекомые с наступлением холодов?
(Прячутся в коре деревьев, умирают, зимуют в виде личинок)
- Назовите самое распространенное животное Курских лесов.
(Кабаны)
- Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек?
(Клёст)
- Какая птица откладывает яйца голубого цвета?
(Дрозд)
- Почему божья коровка окрашена в яркий цвет?
(Несъедобна, выделяет жидкость с неприятным запахом, враги обходят стороной)
- Какая птица поет в полете?
(Жаворонок)
- Как называется бабочка, занесённая в Красную книгу Курской области, получившая свое имя в честь знаменитого мифического врача Троянской войны, который спас много человеческих жизней и облегчал людям страдания?
(Махаон)
- Как называется жук, занесённый в Красную книгу Курской области – один из самых больших жуков в Европе, принадлежащий отряду жесткокрылых, семейству рогачей?
(Жук-олень)
Ответы оцениваются в 1 балл.
Конкурс 3. «Кто это?»
По внешнему виду определить насекомое – жителя нашего края, рассказать об его образе жизни, особенностях внешнего вида. Время выполнения 1 минута.
Богомол.
(Богомол - хищное насекомое, безжалостное и прожорливое существо. Насекомое служит отличным помощником для людей, занимающихся сельским хозяйством - помогает справиться с вредителями. У богомола передние конечности украшены крепкими шипами, помогающими без проблем захватывать жертву. Задние конечности предназначены только для передвижения. Голова богомола имеет форму треугольника и подвижно связывается с телом. Благодаря этому он вертит головой в разные стороны и без проблем может видеть приближающихся врагов. У насекомого большие и выпуклые глаза, кроме них существует еще три небольших глаза, которые находятся около усиков. Орган обоняния находится на брюшке. Причем у самок он развит гораздо лучше. Насекомое обладает только одним ухом. Независимо от этого слух у него идеальный. Богомол имеет самые различные оттенки – желтый, серый, темно-коричневый, что делает его незаметным и помогает ему без проблем подкарауливать жертву. Занесен в Красную книгу Курской области.)
Шмель.
(Шмель – это насекомое, которое можно считать близкими родственниками медоносных пчел. При движении тело шмеля выделяет большое количество тепла, а температура доходит до 40 градусов. Шмель - является самым крупным представителем семейства пчелиных. Тело шмеля густо опушено, что позволяет ему адаптироваться даже к суровым условиям. Окрас у шмелей может быть различным, он зависит от места обитания. Длина тела насекомого может достигать 3,5 см. Шмели устроены так, что живут семьями и делятся на маток, рабочих и самцов. Шмели изготавливают себе гнездо из мха и воска и используют для построения гнезда мышиные норы. Иногда в них можно найти мед и цветочную пыль. Питаются насекомые любыми нектарами, но клевер – это любимое лакомство насекомого, и только шмели могут опылять клевер. Шмели обладают интеллектом. Спокойно могут находиться возле человека. Занесен в Красную книгу Курской области.)
Светлячок обыкновенный.
(Светлячок насекомое относится к отряду жесткокрылых, семейству жуков. Они бывают размером от половины до двух сантиметров, отличаются небольшой головкой, огромными глазами и уплощённым верхом тела. Светлячок имеет крылья и два усика, прикреплённых на лбу, различающихся, в зависимости от вида, по форме и размерам. Особенностью светлячков является существование на брюшках насекомых органов свечения. Благодаря этому светлячки защищаются от возможных врагов, сообщая им, таким образом, о своей несъедобности, а также привлекают себе подобных существ противоположного пола. Живут светлячки в траве, в кустах, во мху или под опавшими листьями. А по ночам выходят на охоту. Светлячки питаются муравьями, маленькими пауками, личинками других насекомых, мелкими животными, улитками и гниющими растениями. Занесен в Красную книгу Курской области.)
Ответы оцениваются в количестве от 1 до 5 баллов (в зависимости от полноты прозвучавшей информации).
Конкурс капитанов
Для каждого капитана даётся задание и время на подготовку ответа (2-3 минуты).
1. Показать на карте границы области, столицу и назвать самый северный, южный, восточный и западный районы области.
(Столица – Курск. Северный - Железногорский район, южный - Беловский район, восточный- Касторенский район и западный – Рыльский район.)

2. Назвать и показать на карте крупные реки области.
(Сейм, Рать, Тускарь, Свапа, Псёл)

3. Показать на карте водохранилища области и их расположение.
(Курское водохранилище - на реке Кура, недалеко от города Курск, Михайловское - в Железногорском районе, Старооскольское - в Горшеченском районе, Курчатовское – в городе Курчатов.)
Ответы оцениваются в количестве от 1 до 5 баллов (в зависимости от полноты прозвучавшей информации).
Конкурс 4. «Определите птицу по голосу»
(Проводится, пока капитаны готовятся отвечать.)
Используется звукозапись голосов соловья, кукушки, дятла, журавля.
Ответы оцениваются в 1 балл.
Конкурс 5. «Экологический»
Каждой команде задается по два вопроса, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1 минута.
1. Существование зайца на Курской земле отнюдь не безоблачно. То и дело слышишь о том, что в нашем краю ведется активная охота на «косых». Как же зайцы умудряются выжить?
(Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3–4-х в год, и в каждом до восьми детенышей.)

2. Почему в областях, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся туда?
(Волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)

3. Пользу или вред приносят бобры природе?
(Бобры - очень полезные животные: бобровые плотины создают условия для жизни многих видов животных- птиц и рыб; способствуют развитию пойменных лугов и росту деревьев; бобры – очистители водоемов; бобры - источник мяса и жира.)

4. Как приспосабливаются лоси выживать в суровую зиму.
(Шерсть этих животных становится гуще. Как и другие дикие животные перед началом зимы, лоси накапливают внутренний жир, чтобы в период голодания, их организм не ослаб. В конце ноября они сбрасывают свои рога. Лось не обустраивает на зиму жилища, укрываясь от ветра в ветвях деревьев. Зимой это животное поедает кору рябины, осины и ивы. Поэтому лоси стараются находиться недалеко от этих деревьев. Особенно трудно им приходится, когда снежный покров очень глубокий, ведь передвигаться по нему с такими длинными ногами нелегко. Лось проваливается в снег и может застрять, став легкой добычей для хищников.)

5. В словах пила, насос и соль измените порядок букв и получите название деревьев и животных встречающихся в лесах Льговского района Курской области.
(Липа, сосна, лось.)

6. Что является лучшим лакомством для косули и лося?
(Соль.)
Конкурс 6. «Экологические задачи»
Время решения 1 минута.
1. В чистом пруду обитало 500 особей рыб. Отходы с завода загрязнили воду. Чтобы спасти рыб их необходимо перевезти в чистое водохранилище. К сожалению, в загрязненном пруду уже погибли 350 особей рыб. Выживших рыб переселили в чистое водохранилище и подселили к ним ещё 100 особей рыб. Сколько особей рыб удалось спасти. (150)
2. В школьном саду ученики 2 класса развесили 5 кормушек, ученики 3 класса 7 кормушек, а ученики 4 класса 3 скворечника. Сколько сейчас в школьном саду кормушек? (12)
3. В школьном саду росли фруктовые деревья: 15 яблонь, 10 груш, 5 слив. После суровой зимы вымерзли 3 яблони и 7 груш, но 2 груши из них удалось вылечить. Сколько теперь фруктовых деревьев в школьном саду? (22)
Ответы оцениваются в количестве от 1 до 3 баллов.
Конкурс 7. «Почемучки»
Вопрос задается всем командам, право ответа у той команды, которая быстрее поднимет карточку готовности. Необходимо объяснить, почему так названо животное или растение.
1. Мать-и-мачеха.
(Лицевая сторона листа этого растения на ощупь теплая, ласковая, пушистая, как мать. А, нижняя сторона, если прикоснуться к ней – холодная, жесткая и скользкая – мачеха.)

2. Рябина.
(Осенью у рябины листья цветные: желтые, зеленые, оранжевые, а ягоды красного и оранжевого цвета. Мало того, что ягоды имеют яркий цвет, так их еще и много. Поэтому, когда смотришь на дерево, кажется, что рябит в глазах.)

3. Скворец.
(В песне скворца много потрескивания, прищелкивания клювом, пришептывания, подобия причмокивания, он как будто скворчит.)

4. Синица.
(В крике синицы слышится и «пинь-пинь-пинь», и «синь-синь-синь», и «зинь-зинь-зинь».)

5. Опята.
(Слово «Опята» стало производной от о+пень, ведь опята, растут на пнях, а также возле них, то есть–бок о бок о пень.)
Ответы оцениваются в количестве от 1 до 3 баллов (с учетом полноты ответа).
III. Подведение итогов
Пока жюри подводит итоги, дети читают стихотворения о Курском крае и разгадывают загадки.(См.Приложение)

IV. Награждение победителей.
Участники команды, занявшей 1 место, награждаются значком «Знатоки Курского края» и памятными призами.
Источники и использованная литература.
1. География Курской области / Под общей редакцией проф. В.И. Галицкого. - Ц-Ч книжное изд-во,1974.
2. Природа Курской области и её охрана. Выпуск первый и второй / Под ред. Р.В. Кабановой. - Воронеж, Ц-Ч книжное изд-во, 1985, 1986.
3. Заповедные уголки соловьиного края. Центрально-Черноземный заповедник им. проф. В.В. Алёхина. Воронеж: Ц-Ч книжное изд-во, 1987.
4. Сезоны года. Общеобразовательный журнал.
5. Красная книга Курской области. Под ред. А.А.Власова. Тула 2002.
6. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2/ М. Аксенова, С. Исмаилов, -М.: Аванта+, 1995.
7. Брем А.Э. Жизнь животных: в т.3.М:Терра-Terra, 1992
8. Букин А.П. в дружбе с природой. М.,1991
9. Кучер Т.В. Игра в экологическом воспитании школьников.
10. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М.: Асар, 1996.
11. Суравегина И.Т. Экология и мир: методическое пособие для учителя. М.: Новая школа, 1994.
12. Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Самара, 1996.
13. Илларионова Ю.Г. Учить детей отгадывать загадки. М., 1988.
Фотографии и картинки взяты из ресурсов интернета.(См.Приложение)
Приложение к игре «Брейн-ринг «Знатоки Курского края»


Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игры викторины для школьников по теме Олимпийские игры Игра-викторина "Ленты времени" для учащихся 5-7 классов Кейс "Дома и Дворцы города" для учащихся 4-6 классов Дидактическая игра по истории Беларуси для учащихся старших классов

Похожие статьи:

Игра – викторина по географии для школьников 6-8 классов

Дидактическая игра Спортлото для 5-7 класса

Познавательная игра для 5 класса

Игра путешествие по станциям для школьников 5-8 классов

Мероприятие на тему ЗОЖ, 5-6 класс

Участник №1 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2022 года
Опубликовано: 120 дней назад (20 января 2022)
Просмотров: 750
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ольга Сергеевна Смирнова # 9 марта 2022 в 18:45 0
Здравствуйте, Елена. Воспитывать в детях любовь к природе родного края - задача каждого из нас. Важно научить беречь, не разрушать, а созедать и помогать процветать малую родину. Хорошую цель ставите. Достигаете её. Удачи в конкурсе!
Елена Котова # 20 апреля 2022 в 19:58 0
Спасибо!