Конкурсы для педагогов и детей

Сценарий познавательно-игрового занятия по математике для детей подготовительной группы

Занимательная геометрия для дошкольников
Сценарий познавательно-игрового занятия в подготовительной группе «Геометрическая сказка о путешествиях Точки. Прямая линия и отрезок»
Автор: Ефремова Юлия Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 115- детский сад компенсирующего вида Советского района города Тулы.

Данный сценарий посвящен геометрической сказке о прямой линии и отрезке. Из текста видно, что дети уже знакомы с таким видом работы, знают о других путешествиях Точки. Таких сказок у меня много, они составлены на основе книг «Геометрия для малышей» и «Путешествие по стране Геометрии» (авторы В.Г.Житомирский, Л.Н.Шеврин) или придуманы мною. Я знакомлю детей с ними и в старшей (2-ая половина года) и в подготовительной группе. Мне очень нравится эта форма работы, она позволяет в занимательной форме дать первоначальные геометрические сведения, а в дальнейшем закрепить знание геометрического материала.
Думаю, что это занятие заинтересует педагогов ДОУ, родителей дошкольников и учителей начальных классов. Более подробно о работе с геометрическими сказками можно узнать из моей статьи «Использование занимательного геометрического материала в формировании сенсорных умений у детей с общим недоразвитием речи», она опубликована в Петербургском научно-практическом журнале «Дошкольная педагогика», №2 2014 год.

Цели: способствовать обогащению сенсорного опыта детей, развитию наглядно-образного мышления и аналитико-синтетических способностей; стимулировать интерес к получению новых знаний.
Задачи:
- продолжать формировать понятия о точке, прямой линии;
- познакомиться практическим путем с отрезком, учиться конструированию из них;
- закреплять правила безопасной работы с ножницами;
- развивать конструкторские умения, фантазию, творчество;
- создать условия для реализации творческих возможностей каждого ребенка, научить получать радость от собственных умений;
- стимулировать речевую активность детей, обогащая активный и пассивный словарь математическими терминами;
- учить работать в коллективе, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, способствовать воспитанию добрых и дружеских чувств, развивая умение оценивать свою и чужую работу.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Безопасность».
Оборудование: иллюстративный материал к геометрическим сказкам (в печатном или электронном виде); полоски бумаги; счетные палочки; ножницы; три разноцветных шнура длиной 3 метра.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Воспитатель, подзывая детей к себе, показывает иллюстрации).
–Узнаете этих героев? Сегодня мы продолжим путешествие по стране Геометрии.

2. Знакомство со сказкой. Сегодня мы узнаем о новых похождениях точки.
Жила-была точка, она была очень любопытна и хотела все знать. Однажды она отправилась в путешествие вот по такой линии.

Идет и думает: « Какая ровная прямая, как приятно по ней гулять, но она очень длинная. Долго ли я буду идти? Скоро ли конец прямой»?
А прямая засмеялась:
-Эх, точка, ты не дойдешь до конца, разве ты не знаешь, что у прямой конца нет?

-Тогда я поверну в другую сторону, - решила точка. - Я, наверное, иду не в ту сторону.
-И в другую сторону не будет конца. У прямой линии совсем нет концов. Она бесконечна.

Опечалилась точка:
-Как же мне быть? Что же так мне так и придется идти, идти и идти без конца?
-Ну, если ты не можешь больше идти, позови на помощь ножницы. Они помогут тебе.

Тут, откуда не возьмись, появились ножницы, щелкнули они и разрезали прямую.

-Ура! – закричала точка. – Вот и появился один конец! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.
-Можно и с другой стороны, - послушно щелкнули ножницы.

-Как интересно! – воскликнула точка. – Что же получилось из моей прямой? С одной стороны конец и с другой стороны конец. Как это называется?
-Это отрезок, – сказали ножницы. – Теперь ты, точка, гуляешь по отрезку прямой.
-Я запомню это название. Мне очень нравится гулять по отрезку от одного его конца до другого.

3. Физкультминутка «Дорожки».
- Посмотрите, что это за дорожки выложены на ковре, давайте пройдем по ним. Какие это линии? (дети узнают и называют прямую, кривую, ломаную, двигаются по цветным шнурам или между предметами по прямой и по кривой линии).
4. Практическая работа детей.
- Вот и закончилась сказка о путешествии точки. Вы познакомились с отрезком, а теперь будем учиться конструировать из них. Дети отрезают от готовых полосок отрезки, сравнивают их по длине, конструируют из них модели предметов, буквы, цифры. Счетная палочка – модель отрезка, продолжается конструирование из счетных палочек по образцам и по словесной инструкции.



5. Итог занятия. Мы познакомились с отрезком, научились конструировать из них. Хотели бы вы узнать о дальнейших приключениях точки? Расскажите сказку о точке своим родителям.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий интеллектуального развлечения в подготовительной группе «Путешествие по стране Геометрии» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие за сокровищами" Конспект НОД по ФЭМП. Старшая, подготовительная группа. Обобщение знаний о геометрических фигурах Итоговое занятие за первое полугодие по ФЭМП. Подготовительная группа
Участник №3 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 сентября по 31 октября 2014 года
Сценарий интеллектуального развлечения в подготовительной группе «Путешествие по стране Геометрии» | Занимательная геометрия для дошкольников 4-5 лет
Опубликовано: 819 дней назад (9 сентября 2014)
Просмотров: 6238
+15
Голосов: 15
Ирина Вячеславовна Некрасова # 9 сентября 2014 в 13:47 +5
Добрый день, Юлия! Очень интересное занятие! Замечательная сказка, которая знакомит ребят с прямой и отрезком. Отличное в ней представление о том, что прямая бесконечна.Уверена, что с таким занятием дети на долго запомнят понятие прямой и отрезка. С удовольствием возьму Ваше занятие себе на заметку, в свою математическую копилку, и уже послезавтра проведу его со своими ребятами. Примите голос! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
С уважением. Ирина
Юлия Ефремова # 9 сентября 2014 в 19:25 +3
Спасибо, Ирина Вячеславовна. Очень рада, что мой опыт работы с геометрическим материалом Вам понравился и вызвал желание пополнить свою математическую копилку. Удачи Вам.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 9 сентября 2014 в 18:09 +5
Мне очень понравилась сказка о путешествии точки по отрезку. Занимательно и в тоже время точно даётся определение прямой линии и отрезка. Детишки такое объяснение не забудут, и не будут путаться в школе. Практическая работа со счётными палочками направлена на развитие конструкторских умений, фантазии, закрепляет полученные знания об отрезке. Проведение таких познавательно-игровых занятий стимулирует интерес к получению новых знаний - всегда захочется узнать, какие ещё путешествия совершила точка, с кем познакомилась! Спасибо за интересную разработку, Юлия Владимировна, которую к тому же Вы сопроводили иллюстрациями - интересно было наблюдать за путешествием точки, +1!
Юлия Ефремова # 10 сентября 2014 в 19:24 +2
Светлана Анатольевна, спасибо за положительный и подробный комментарий.
Татьяна Ройтблат # 9 сентября 2014 в 19:14 +4
Согласна с коллегами!Очень люблю учиться чему-либо новенькому! Всегда восхищаюсь мастерству,эрудиции и фантазии педагогов!
Вы большая молодец!!!!Мой голос ВАМ!
Татьяна Ройтблат # 9 сентября 2014 в 20:33 +3
Спасибо за готовую разработку! Не забывайте ставить плюсики тем, кто писал вам коментарии. Это в помощь друг другу, чтобы поднять карму и создать свой блог. Удачи на сайте!!!+1
Юлия Ефремова # 10 сентября 2014 в 19:27 +1
Спасибо, Татьяна, за добрые слова. Стараюсь всегда поблагодарить коллег, проявляющих внимание к моим идеям, словесно и оценкой комментария в баллах.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 9 сентября 2014 в 20:47 +3
Юлия спасибо за приглашение. Ваш сценарий познавательно-игрового занятия с дошкольниками очень интересное и необычное. Вы использовали оригинальный прием ознакомления детей с точкой, прямой и отрезком. Такие игровые приемы используемые на занятиях помогают лучше усвоить материал. Беру на заметку. Творческого Вам вдохновения . Голосую +1
Юлия Ефремова # 10 сентября 2014 в 19:29 +1
Большое спасибо, Татьяна Николаевна. И Вам вдохновения для новых идей.
Елена Александровна # 9 сентября 2014 в 20:51 +2
Очень интересное занятие, я думаю дети будут в восторге и запомнят на долго! Жаль у нас в детском саду нет подготовишек, обязательно воспользовалась!!! Спасибо! Успехов вам и неиссякаемого творчества!
Юлия Ефремова # 10 сентября 2014 в 19:33 +1
Спасибо за добрые слова, Елена Александровна. Я думаю, если дети развитые и любознательные, то можно и в старшей группе в конце года попробовать. Успехов Вам.
Татьяна Семёновна Павлова # 9 сентября 2014 в 20:59 +2
Добрый вечер, Юлия! Внимательно прочитала конспект вашего занятия о геометрических фигурах. Как преподнесено все в сказочной форме, доступно и наглядно. Надеюсь у ваших деток сформируется понятия "точка, прямая, отрезок". Конспект сопровожден прекрасными иллюстрациями, показывающими весь процесс объяснения нового материала. Развитие наглядно- образного мышления, совершенствование коммуникативных и конструктивных навыков, мелкой моторики рук развитие таких функций прослеживается на протяжении всего занятия. Вы молодец, желаю вам дальнейших достойных идей и занятий!+1
Юлия Ефремова # 10 сентября 2014 в 19:42 +1
Татьяна Семеновна, очень приятно видеть такой развернутый комментарий. Сама идея сказок и содержание из книг «Геометрия для малышей» и «Путешествие по стране Геометрии» В.Г.Житомирского и Л.Н.Шеврина. Как впервые прочитала их еще в 1989 году, работая учителем начальной школы, так до сих пор и использую. Ну а литературная обработка и иллюстрации мои.
Татьяна Фёдоровна # 9 сентября 2014 в 21:04 +2
Мне понравилось. Желаю творческих успехов. И не забывайте ставить плюсики тем, кто писал вам коментарии. Это в помощь друг другу, чтобы поднять карму и создать свой блог. Удачи на сайте!!!+1
Юлия Ефремова # 10 сентября 2014 в 19:44 0
Спасибо, Татьяна Федоровна. И Вам +.
Татьяна Ройтблат # 9 сентября 2014 в 21:07 +1
Согласна-благодарна всем, кто не жадничает!!!
Юлия Ефремова # 10 сентября 2014 в 19:51 +1
Спасибо за поддержку. Но и те, кто оценивают наши работы, должны ставить не только слово "Голос", но и нажимать стрелочку вверху, перед началом всех комментариев.А многие об этом забывают, а может и не догадываются. Посмотрите сколько у меня словесных голосов набралось, а там вверху только 5. Напоминайте об этом друг другу, коллеги, пожалуйста.
Татьяна Волкова # 9 сентября 2014 в 21:43 +1
Доброго времени суток, очень занимательно и интересно, очень понравилась передача диалога и подача такого материала, такие знания несомненно пригодятся детям в школе, голос.
Юлия Ефремова # 10 сентября 2014 в 19:57 0
Татьяна, спасибо за хороший отзыв. Приятно. Пожалуйста, не забывайте добавлять голос, нажимая стрелочку вверху, перед началом всех комментариев.
Виктория Васильевна Ремнева # 9 сентября 2014 в 22:50 +1
Здравствуйте, Юлия! Прочитала конспект Вашего занятия о геометрических фигурах. Интересно, то, что занятие в сказочной форме. Возьму себе на заметку и воспользуюсь на занятии математикой. Молодец, желаю Вам дальнейших идей ! Мой голос.
Юлия Ефремова # 10 сентября 2014 в 19:58 0
Спасибо, Виктория. Желаю Вам успехов в занимательной геометрии.
Светлана Николаевна Крючкова # 10 сентября 2014 в 10:54 +3
Юлия, спасибо за приглашение. Очень понравился конспект занятия. Как же при помощи наглядности все легко и просто можно объяснить детишкам! Молодцы! Интересная сказочная история о такой сложной науке геометрии для малышей. Очень много разных видов деятельности включено в одно занятие. Дети развиваются разносторонне! Примите мой голос!
Юлия Ефремова # 10 сентября 2014 в 20:00 0
Благодарю Вас, Светлана Николаевна. Тем и хороши геометрические сказки, что просто и доступно рассказывают о сложной науке геометрии.
Юлия Ефремова # 10 сентября 2014 в 20:05 +1
Друзья, всем большое спасибо за подробные добрые отзывы. Приятно видеть положительную оценку своих усилий. Пожалуйста, не забывайте не только писать в своем комментарии слово "Голос", но и нажимать стрелочку вверху, перед началом всех комментариев.
Наталья Николаевна Крылова # 11 сентября 2014 в 04:59 +1
Интересное занятие! С помощью сказки дети лучше понимают и усваивают сложные математические понятия.
Юлия Ефремова # 12 сентября 2014 в 20:55 0
Спасибо, Наталья Николаевна.
Елена Александровна Хвостикова # 11 сентября 2014 в 06:34 +1
Юлечка, занятие замечательное! Интересное, увлекательное, познавательное. В таком виде детки запоминают информацию гораздо быстрее и надолго. Действительно, отрезали, вот и получился "отрезок". Мне очень понравилось! Желаю Вам творческих успехов. А для победы в конкурсе советую выложить еще несколько подобных "путешествий", чтобы получилась серия занятий. Удачи Вам! +1
С уважением Е.А.
Юлия Ефремова # 12 сентября 2014 в 20:59 0
Елена Александровна, спасибо за ласковое обращение и добрые слова. Постараюсь последовать Вашему совету и отправить на конкурс еще работы по этой тематике. Материала у меня много, а вот времени все не хватает.
Татьяна Алексеевна Исаева # 11 сентября 2014 в 13:50 +1
ЮЛИЯ, да я соглашусь с коллегами что занятие очень интересное , задания творческие и обучающие! Удачи вам! мой голос
Юлия Ефремова # 12 сентября 2014 в 21:00 0
Спасибо, Татьяна Алексеевна, очень приятны Ваши слова.
Фанзиля Шамиловна Алексеева # 11 сентября 2014 в 18:24 +1
Очень интересное и увлекательное занятие! таким образом детям запоминается быстрее и легче. Очень понравилось! Спасибо за приглашение!
Юлия Ефремова # 12 сентября 2014 в 21:01 0
Фанзиля, спасибо.
Алсу Анваровна Мамедова # 11 сентября 2014 в 19:24 +1
Здравствуйте. Мне понравилось занятие. Наглядное об'яснение даёт хороший результат таких тем. Успехов в работе
Юлия Ефремова # 12 сентября 2014 в 21:02 0
Спасибо, Алсу, и Вам успехов.
Любовь Анатольевна Судьбина # 11 сентября 2014 в 23:50 +1
Юлия,Вы выбрали прекрасную форму работы с детьми , путешествуя по стране Геометрии! С упомянутыми книгами я тоже знакома, рекомендовала бы всем заинтересованным, учитыая, что сейчас не нужно брать на ночь из читального зала, можно скачать или купить в интернете. Тем более, что у многих детей совсем не развито пространственное мышление и поэтому тяжело формировать конструкторские навыки и им тяжело в старших классах даются геометрические задачи. Поэтому важно в раннем возрасте и в игровой форме все давать. А сценарий Ваш не сказке посвящен а, полагаю, достижению цели, а сказка - та самая, замечательная форма работы, найденная Вами, которая "позволяет в занимательной форме дать первоначальные геометрические сведения, а в дальнейшем закрепить знание геометрического материала". Поддерживаю рекомендации Елены Александровны, хотелось бы еще Ваших геометрических сказок, которые, наверняка, обеспечат Вам победу в конкурсе.
Успехов и новых путешествий!
С уважением Л.А.
Юлия Ефремова # 12 сентября 2014 в 21:14 0
Любовь Анатольевна, спасибо за развернутый комментарий. Приятно, что Вы знакомы с моими любимыми книгами. У меня за время работы над темой "Использование занимательного геометрического материала" много сказок накопилось. Постараюсь еще что-то симпатично оформить и выложить.

Победа в конкурсе не главное, просто мне самой все это интересно, а еще радует, если кому-то в работе идеи пригодятся. Пусть дети наши полюбят учиться!
Наталья Валентиновна Черникова # 13 сентября 2014 в 14:48 +1
Материал интересный и занимательный.Дети получат первоначальные геометрические представления в игровой форме.Это положительно скажется на восприятии материала, его усвоении и запоминании. Отлично, что в материале занятия предложены задания на формирование конструкторских навыков. Счётные палочки при этом служат моделью отрезков.Практично. Молодец, Юлия!
Юлия Ефремова # 14 сентября 2014 в 18:57 0
Наталья, спасибо за подробный отзыв.
Юлия Васильевна Иванова # 29 сентября 2014 в 21:48 +1
Юлия, не забрасывайте эту работу. У вас все замечательно получается. Можно в сказку стоит добавить немого интриги ("Ай, яй, яй!" - закричала Точка! "Что это вы делаете Ножницы!") Самое любимое занятие для детей - это игра, а ваша сказка тоже игра. Здорово!
Юлия Ефремова # 1 октября 2014 в 11:14 0
Спасибо, тезка, за добрую оценку моей работы. Я больше 20 лет лет занимаюсь этой темой, и, конечно, не брошу. Материала набралось очень много, вот я и пытаюсь потихоньку опытом делиться. Если Вам интересно, посмотрите в моем блоге другие работ по занимательной геометрии. И за совет об интриге спасибо, использую.
Вера Александровна Орехова # 11 октября 2014 в 08:32 +2
Юлия, интересный материал Вы представили. Предложили провести занятие в игровой форме, в результате чего у детей лучше усваивается полученная новая информация.Ведь игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Во время занятия Вы формируете представления о математических понятиях: точки, прямой, об отрезке. Закрепляете названия геометрических фигур, развиваете логическое мышление, воспитываете умение работать в коллективе. Очень понравилась практическая работа детей, в ходе которой развиваются конструкторские умения, фантазия, творчество.
Единственное, не совсем точно сформулировали цель (отвечает на вопрос что?, например, обогащение сенсорного опыта детей....)
Примите мой голос за интересное, увлекательное, познавательное занятие +1. Думаю, многим педагогам пригодится в работе Ваш материал. Желаю удачи в конкурсе!
Юлия Ефремова # 15 октября 2014 в 08:05 0
СПАСИБО, Вера Александровна, за комментарий.
Анастасия # 23 октября 2014 в 16:33 +1
Очень интересно построено занятие! Вы поддерживаете интерес на занятии от начала до конца. Спасибо за занятие!
Татьяна Александровна Боева # 24 октября 2014 в 23:24 +1
Добрый вечер, Юлия! Мне очень понравилось ваше мероприятие, оно замечательное, интересное, увлекательное, познавательное. В таком виде детки запоминают информацию гораздо быстрее и надолго. Желаю Вам творческих успехов.
Юлия Ефремова # 26 октября 2014 в 22:09 0
Татьяна Александровна, спасибо за добрые слова и пожелания.
Быкова Наталья # 31 октября 2014 в 20:23 +1
Добрый вечер! Очень интересный досуг! Дети в доступной форме познакомились с геометрическими понятиями. Мне только не хватило в вашем досуге детской инициативы..Вы давали готовые решения. Было бы здорово, если бы дети предложили их сами. А так все замечательно!
Юлия Ефремова # 1 ноября 2014 в 19:21 0
Спасибо,Наталья. По поводу инициативы детей отвечаю. Конечно, ребята являются активными участниками процесса, они и сами участвуют в "рассказывании" сказки, и комментируют свои конструкторские решения. Просто, когда я составляю конспект, то пишу свою, взрослую, часть, а как дети будут реагировать, я только могу предполагать.Но геометрические сказки тем и хороши, что незаметно для себя дети становятся участниками всех сказочных событий, а вместе с этим идет усвоение новых знаний или повторение.
елена # 4 ноября 2014 в 19:40 +2
Спасибо, Юля! Досуг очень интересный. Сказка получилась удачная. Много приёмов работы. Очень хорошо что активно заняты дети на протяжении всего досуга. Всё очень конкретно и не затянуто.
Юлия Ефремова # 13 ноября 2014 в 20:00 +1
Елена, очень приятно видеть положительную оценку своей работы. Спасибо.
Ирина Владимировна Жабина # 22 января 2016 в 21:13 +1
Юлия Владимировна! Материал интересный и доступный для подготовишек, направлен на развитие познавательной активности. В увлекательной и интересной форме Вы преподносите детишкам первоначальные геометрические сведения. С уважением и голосом 14 , И.В.