Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Памятка по написанию сочинения-рассуждения по фрагменту текста в 9 классе

Памятка по написанию сочинения-рассуждения по фрагменту текста в 9 классе (подготовка к выполнению задания 15.2 ОГЭ по русскому языку).
Шехурдина Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ города Мурманска СОШ №53
Памятка по написанию сочинения-рассуждения по фрагменту текста в 9 классе (задание 15.2 в демонстрационном варианте ОГЭ 2016 г.).
При написании сочинения-рассуждения по отрывку из текста следует учитывать, что сочинение имеет определённую структуру:
1. Вступление – тезис.
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.
3. Заключение – вывод.
Начать можно с предложенного вопроса. В первом абзаце даем объяснение фрагмента.
Во втором абзаце приводим первый аргумент из текста. При этом сначала приводим его своими словами, а затем можно сослаться на номер предложения в тексте или процитировать его.
В третьем абзаце приводим второй аргумент из текста аналогично первому.
В четвертом абзаце – вывод. Вывод должен иметь прямое отношение к тезису, т.е. первому абзацу.
Как я понимаю смысл последней фразы (финала) текста? На мой взгляд, она означает, что … В подтверждение своей точки зрения приведу два аргумента.
Во-первых, … (предложение …).
Во-вторых, … (предложение …).
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что…

Пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы эксперт смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
• Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
• Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
• Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
• По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
• В этом отрывке автор говорит о том, что…
• Смысл данного отрывка я понимаю так: …
• В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

2. Основная часть. Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .


3. Вывод. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Урок знаний по русскому языку, 9 класс

Урок игра по русскому языку в 9 классе

Опубликовано: 3123 дня назад (2 октября 2015)
Просмотров: 50322
Рубрика: Русский язык
+5
Голосов: 5
Елена Григорьевна Полякова # 2 октября 2015 в 10:23 +2
Уважаемая Елена Анатольевна, примите первый голос, поздравляю Вас с первой публикацией!
На мой взгляд, Вы в памятке прекрасно обобщили и сконцентрировали основные моменты,
которые необходимо знать при написании сочинения-рассуждения. Получился очень хороший алгоритм,
которым может воспользоваться и ученик, и учитель. Я надеюсь, что при использовании соответствующей стилистики, такое сочинение, действительно, может носить творческий характер и будет по достоинству оценено. Подобный алгоритм присущ деловой стилистике и может быть использован в деловой переписке,
поэтому Ваши ученики, хорошо усвоившие данный материал, смогут с успехом применять его в будущем в профессиональной деятельности.
Спасибо за приглашение. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
С уважением, Е.Г.
Елена Анатольевна Шехурдина # 2 октября 2015 в 16:14 +1
Елен Григорьевна, спасибо за содержательный отзыв!
Ксения Владимировна Подольская # 2 октября 2015 в 16:36 +2
Добрый день, Елена Анатольевна! Познакомилась с вашей памяткой. Доступный и нужный материал как для учителей, так и для учеников при подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку. Единственный минус работы - оформление. На сайте есть ряд правил, которые доступно описаны. (оформление заголовков, подзаголовков, выделение их) В работе не хватает описания: на какой возраст ориентирован материал, кому пригодится и т.д. Отсутствуют цели и задачи. В любом случае это ваша первая опубликованная работа, с чем я вас поздравляю. Примите голос!
Елена Анатольевна Шехурдина # 2 октября 2015 в 16:42 +1
Спасибо!
Татьяна Александровна Толстикова # 3 октября 2015 в 22:12 +1
Елена Анатольевна, добрый вечер! Спасибо за приглашение, внимательно познакомилась с Вашим материалом. Такие памятки, безусловно, помогают организовать рабочее время и направить учащихся на грамотное и чёткое выполнение конкретного задания. Примите мой голос. Успехов Вам!
Ольга Васильевна Яковлева # 4 октября 2015 в 00:00 +1
Здравствуйте, Елена Анатольевна. Спасибо за приглашение. Данная памятка, безусловна, поможет школьникам в написании сочинений. Спасибо за материал. Творческих успехов! голос