Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы

Конспект урока русского языка в 9 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Автор: Виноградова Светлана Евгеньевна, учитель русского языка ГОБОУ детского дома-школы №1, специальной (коррекционной) школы VIII вида г.Боровичи, Новгородской области.
Описание материала: конспект русского языка для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида по теме «Составление рассказа по картинке, опорным словам и плану». Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой. Данный материал будет полезен учителям коррекционных школ для работы с учащимися при обучении составлению текста, при закреплении понятия «Текст», на занятиях по развитию речи. Учащиеся  работают со словарем, подбирают близкие по значению слова, подбирают лексику к пунктам плана. Материал урока может быть использован и на коррекционных занятиях по развитию мышления, речи учащихся. Каждый ученик на уроке получает возможность высказать свое мнение, проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме и знания, полученные на уроках географии и естествознания. На уроке возможно использование компьютерной презентации.
Тема урока: «Составление рассказа по картинке, опорным словам и плану».
Цель: формировать у учащихся умение составлять рассказ по плану, опорным словам и личным наблюдениям.
Задачи:
- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
- учить видеть прекрасное в обыденном, привычном;
- коррегировать мыслительную деятельность школьников, развивать их воображение.
Предварительная работа: экскурсия в парк.
Оборудование: рабочие тетради, рисунок с изображением куста шиповника (либо слайд), карточки с текстами, школьный толковый словарь русского языка.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Светит солнце за окном,
Все деревья в золотом!
Улыбнитесь! Соберитесь!
И работать не ленитесь!
2.Основная часть.
А) Словарная работа.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться составлять текст по плану, опорным словам и картинке. Прочитайте тему урока «Составление рассказа «Удивительное рядом».  
Учитель: Как вы понимаете значение слова «удивительное»?
Ученики: Что-то, что вызывает удивление.
Учитель: От какого слова оно образовано?
Ученики: Диво.
Учитель: Откройте тетради, запишите число, тему урока и слова:

Удивительное – удивление – диво.

Учитель: Откройте словари, проверьте значение этих слов. (Учащиеся зачитывают найденные в словаре определения.)
-Значит, удивительное это что-то необычное, то, что вызывает удивление.
Учитель: Подберите к слову «удивительное» синонимы.
Ученики: Чудное, красивое, странное, непонятное, прекрасное.
Учитель: Какой частью речи является слово «удивительное»?
Ученики: Имя прилагательное.
Учитель: С какой частью речи связаны прилагательные в речи?
Ученики: С именами существительными.
Учитель: Подберите к прилагательному «удивительный» имя существительное.
Ученики: Удивительный человек, удивительное растение, удивительный случай.
Учитель: А теперь проверим насколько вы наблюдательны. Вспомните нашу экскурсию и подумайте о чём эти загадки:

Зелены кусточки, алые цветочки.
Когти-коготочки стерегут цветочки. (Шиповник)
На кусте растут цветы просто чудной красоты:
Яркие, пахучие. Ай-ай-ай! Колючие!  (Шиповник)

Учитель: Обратите внимание, ребята, как образно и красиво народ сказал о шиповнике.  (на доске или проекторе изображение куста шиповника).  Посмотрите еще раз на это растение.
- Как вы думаете, можно ли о шиповнике сказать, что это удивительное растение?
- Где растёт шиповник?
Ученики: В лесу, в парках, на берегах рек, в лесу, везде.
Учитель: Верно, шиповник растёт повсеместно, он любит селиться в поймах рек, на склонах оврагов. Шиповник часто используют для озеленения улиц в городах и сёлах. Известно более 50 видов шиповника.
Б) Работа с текстом. (У каждого учащегося карточки с текстом).
Учитель: Прочитайте текст.
Шиповник- невысокое растение с красными, розовыми или белыми цветками. Листья жесткие, ствол с колючками. Осенью на шиповнике созревают полезные плоды, которые собирают, сушат и заваривают чай для лечения простуды.
Учитель: Ребята, можно ли по данному описанию сказать, что шиповник – удивительное растение? Почему?
- Сейчас мы будем составлять рассказ так, чтобы все увидели, что шиповник – удивительное растение.
- Прочитайте план на доске.

1) Общее впечатление о растении.
2) Дивные цветы.
3) Волшебная аптечка.
4) Заключение. Шиповник – удивительное растение.

Учитель: Как вы думаете, почему у шиповника дивные цветы?
Ученики: Красивые цветы с дивными лепестками, ароматные, похожи на розы.
Учитель: А еще из лепестков варят варенье и делают духи.
- А что вы знаете о плодах шиповника?
Ученики: Они полезны для здоровья, их сушат, варят варенье, из них изготавливают лекарства. (Учитель дополняет при необходимости ответы учащихся).
Учитель: Как нужно собирать плоды шиповника?
Ученики: Аккуратно, не ломать ветки, собирать только созревший шиповник.
(По мере ответов учащихся учитель записывает опорные слова и словосочетания в соответствии с пунктами плана).
3) Динамическая пауза.
Встаньте дружно! Потянитесь!
Влево, вправо повернитесь!
Посмотрите друг на друга!
Сядьте тихо… Улыбнитесь!
4) Составление рассказа учащимися.
Учитель: Попробуйте составить рассказ о шиповнике используя всё, что вы знаете об этом растении. (2,3 учащихся вслух, учитель при необходимости дополняет лексический материал для составления рассказа).
А) Орфографическая работа.
Б) Запись рассказа в тетрадях.
5) Обобщение.

Учитель: Сегодня мы узнали много нового и интересного про казалось бы обычное растение. Каждый день мы идем по дорожке в школу и обратно и не всегда обращаем внимание на него. Оказывается, что удивительное бывает не только в сказках и чудесах, оно рядом, здесь, близко… Нужно только быть внимательным. Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы не только учились писать и сочинять рассказы, а учились любить всё, что нас окружает!
6) Итог урока.
Учитель: Я подготовила для вас интересную информацию про шиповник, легенды и приметы связанные с ним. Вся информация на стенде «Это интересно знать!» Спасибо за работу на уроке!

Материал для размещения на стенде:

Древние греки связывали дикую розу с богиней красоты и любовного очарования Афродитой. Бытует легенда о том, как Афродита, узнав о смерти своего возлюбленного Адониса, бросилась к нему через густые заросли шиповника . Горе ее было так велико, что она не замечала, как колючие шипы ранили нежную кожу. А каждая капля крови, упавшая на зеленые ветви, превратилась в красную дикую розу.

В легенде кубанских казаков, Шиповник вырос из крови девушки, которая, не желая выходить замуж за нелюбимого, заколола себя кинжалом. Осенью этот куст одевался в наряд из красных ягод, но сорвать их мог только добрый человек. Если же к нему подходил злой человек, куст ощетинивался шипами и не давал сорвать ни одной ягоды. В чешской легенде (Моравия) благоухание цветущего куста Шиповника объясняется тем, что Богородица сушила на нем пеленки маленького Христа .

Шиповник дарит благополучие. В народе бытует поверье, что если окружить дом кустами шиповника, то в нем всегда будет мир и благополучие.
Есть у шиповника такое свойство - перерабатывать отрицательную энергию в положительную, поэтому издавна его высаживали около окон дома. Человек, который дарит цветок шиповника, признается в том, что он роман­тик. «Я уверен, что смогу сделать тебя счастливой!»

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида | Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида
Опубликовано: 1096 дней назад (7 декабря 2013)
Просмотров: 3511
+4
Голосов: 6
Елена Викторовна Нестерова # 3 января 2014 в 20:29 0
Хороший, развернутый конспект! Много познавательной информации!
Любовь иванова # 7 января 2014 в 13:36 0
Продуманный, содержательный конспект! Пригодится в работе! Спасибо!
Тимофеева Ирина Олеговна # 20 января 2014 в 12:56 0
Конспект понравился! Что-то беру на заметку.
спасибо.
Александра Антоновна Николаева # 27 сентября 2015 в 13:00 0
спасибо большое за конспект! все последовательно и логично. очень понравился