Конкурсы для педагогов и детей

Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида

Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.

В результате коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и  умственного  развития детей с нарушениями интеллекта.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей , школьной мотивации  в  учебно-воспитательном  процессе.
Традиционные технологии  обучения в  коррекционной  работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии  учителя  и  учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных   технологий  является  введение в  них элементов развивающего обучения  и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.  
Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во   внеклассной работе. Результатом их применения является экономия   времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение  понимания  сложных  знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому  ребенку, с учетом психофизических возможностей,  путем   осуществления   специальных  игровых  программ, имеющих  как  общеразвивающий, так и  специализированный   характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Личностно-ориентированные технологии(Якиманская И.С.,АмонашвилиШ.А.)в школе - интернате   направлены   на  организацию  учебно- воспитательного процесса   с учетом  индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение  данной  технологии  позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные  технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья  необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. В школе разработана рабочая программа  факультативных  занятий  «Основы  компьютерной  грамотности», адаптированная для обучения детей   ограниченными  возможностями здоровья. На своих уроках я стараюсь активно использовать полученные учащимися знания на данном факультативе:  старшеклассников вовлекаю в подготовку мероприятий и уроков с использованием интернет ресурсов. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.
В   учебно- воспитательном процессе я использую :
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения ;
-использование мультимедиа презентаций на  уроках  и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии  (презентации);
-аудиовизуальные  технологии;
- компьютерные  тренажеры.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация  учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов  мышления.

На  учебных, коррекционно-развивающих   занятиях стараюсь  широко  применять технологии Арттерапии. (музыкотерапия,  фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой,  Е. А. Медведевой и др.
Данные  технологии связаны с воздействием разных средств искусства на  обучающихся, они позволяют  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений  осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.  Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии  имеет следующие преимущества:
•  исключается уравниловка и усреднение детей;
•  повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
•  в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
•  создаются щадящие условия для слабых;
•  у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
•  отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
•  появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
•  повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
    Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
•  обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
•  урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
•  адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
•  одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
•  использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
•  дополнительные упражнения;
•  оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Рекомендуем посмотреть:

Технология нравственного воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях при работе с детьми ОВЗ Игры - энергизаторы с учащимися коррекционных школ Конспект урока чтения для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Педагогические технологии при работе с подростками с девиантным поведением

Похожие статьи:

Методическая разработка конспекта занятия для 1 класса по личностному развитию с элементами тренинговых упражнений и сказкотерапией

Классный час по профилактике правонарушений

Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в 4 классе

Конспект интегрированного урока познания мира и трудового обучения для 2 класса

Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы | Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Опубликовано: 1099 дней назад (7 декабря 2013)
Просмотров: 24606
+8
Голосов: 8
Ольга Важова # 2 января 2014 в 23:56 0
Светлана Евгеньевна! Спасибо за Ваш труд. Работать с детьми с ОВЗ очень трудно. Вы, в своей работе, используете разнообразные методы. Хочу остановиться на арт-терапии. Дети с ОВЗ всегда с удовольствием занимаются творчеством: рисуют, мастерят, играют, изображают.   Методы арт-терапии подходят для решения даже самых глубинных психологических проблем. Именно поэтому особенно хорошо арт-терапия подходит для детей с особыми возможностями здоровья. Психоэмоциональная коррекция  проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности и оказывается в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Маргарита Александровна Гришина # 15 января 2014 в 23:04 0
Светлана,вы применяете коррекционно-развивающие технологии,как сочетание  инновационных технологий и традиционных технологий.Вы раскрываете в своём конспекте мысль,что именно такое сочетание обеспечивает получение комплексных знаний.Но прежде этого вы перечислили основные состовляющие традиционной технологии,обогащающей воображение-стимулирующее развитие речи.На данном этапе вы считаете,что необходимо введение элементов развития речи(это объяснительно-иллюстрированные технологии).Игровые технологии(разумная организация игровой деятельности).Личностно-орентированные(организация учебно-воспитательного процесса с учётом индувидуальных особенностей.Инновационные технологии(необходимо овладение компьютерными технологиями).Арттерапия(стимулирование художественно-эстетических проявлений).И очень важно использовать дифференцированное обучение(исключение уравнивания,ребенку легче учиться,щадящие условия,учиться легче,отсутствие отстающих,эффективность работы с трудными подростками,повышение уровня"Я".А также используете технологии компенсирующего обучения(любовь к ребенку,педагогическая поддержка)Спасибо вам за такой содержательный конспект.Все понятно и разумно и советы по сочетанию технологий очень актуальны и нужны+1
Татьяна Борисовна Николаева # 22 февраля 2014 в 09:25 0
Светлана Евгеньевна! Ваша статья интересная, вы используете в своей работе Арттерапию, для таких детей это особенно важно. Естественно, каждому ребёнку нужна поддержка, любовь, похвала. Дети особенно в этом нуждаются. Конспект содержательный, понятный. Советы по сочетанию технологий актуальны. Спасибо!
Алёшина Марина Леонидовна # 20 января 2014 в 20:00 0
Вы -МОЛОДЕЦ!!!Желаю здоровья, терпения и творческих задумок в вашей нелегкой работе!!!
Лилия Масагутова # 21 января 2014 в 16:26 0
Замечательный материал! Вы молодец! Терпения Вам и успехов!
Анна Захарова # 7 мая 2016 в 06:55 0
Игровые технологии я считаю не менее важными в процессе образования дошкольников и младшего школьного возраста, чем традиционные методы образования
Валерия # 7 мая 2016 в 07:03 0
А какие конкретно виды игровой деятельности вы используете, если не секрет?
Анна Захарова # 7 мая 2016 в 07:06 0

Да почему секрет....компьютерные игры , использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях, компьютерные тренажеры, а вот сейчас думаем еще  интерактивную доску заказать