Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»

Автор: Кашкарова О.В. воспитатель ГБСКОУ АО "Харабалинская СКОШИ VIII вида" г .Харабали Архангельская область

Краткое описание: Мероприятие рассчитано для проведения в старшем звене специальной коррекционной школы VIII вида. В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с понятием «театр», узнают, о том, кто принимает участие в его работе, знакомятся с историей его возникновения на примере  театра Древней Греции, участвуют в конкурсе актёрского мастерства (беспредметные, пантомимические, шумовые этюды), инсценируют  музыкальную сказку по правилам дорожного движения. Мероприятие способствует закреплению знаний о ПДД и творческому развитию учащихся, является показательным занятием школьного театрального кружка.

Цели:

1) нравственное воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья через театрализацию;

2) расширение знаний о театре (понятие «театр», история театра, особенности работы современного театра);

3) закрепление знания учащимися правил дорожного движения;

4) развитие творческих способностей учащихся (выразительная речь, сольное и хоровое исполнение песен, выражение образа героев с помощью жестов и танцевальных движений);

5) воспитание смелости и активности, преодоление стеснительности и застенчивости у учащихся, раскрепощение детей через театрализацию.

Оформление, оборудование и инвентарь:

импровизированная сцена (занавес, теремок, скамейка, светофор, знаки дорожного движения), программка и билеты, тумба с афишей, костюмы героев мюзикла, слайд-проектор, магнитофон, музыкальное оформление (минусовки песен к мюзиклу).

I. Актуализация знаний. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на нашем музыкально – театрализованном представлении студии «Этюд» с нашей новой программой «Театр, где играем мы».  Для начала давайте настроимся на занятие и послушаем, что происходит на улице (ответы детей), в школе (ответы детей), в классе (ответы детей). Молодцы! А теперь, я думаю, что вы будете так же внимательны и к нам, а мы, в свою очередь, постараемся рассказать вам много интересного и поднять настроение.

II. Тема и цель занятия.

На сегодняшнем представлении мы узнаем, что такое «Театр», расскажем об истории его возникновения, немного поиграем, и, конечно, покажем вам свою новую постановку. Итак, что же такое «театр»?

III. Основная часть:

1. Что такое «театр»?

Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора  передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В различные времена оно было призвано то веселить, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справлялся - его вероятности разнообразны, а сила воздействия огромна, и потому сценическое искусство тяготились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы.

Истоки театра – в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Др. Греции существовали различные виды театра со своими традициями,  сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Др. Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры - гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения – итальянская народная комедия масок. С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Театр (от греч.) théatron — место для зрелищ; зрелище), род искусств.. Как и др. искусства, театр  неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры.

Театр — искусство коллективное. Спектакль — произведение, обладающее художественным единством, гармонией всех элементов. Он создаётся под руководством режиссёра и в соответствии с режиссёрским замыслом совместными усилиями актёров, художника-сценографа, композитора, хореографа и многих др. работников театра (осветителей, костюмеров, гримёров и т. д.). Зрительный образ спектакля создаётся художником-декоратором средствами живописи, театральной конструкции, костюмов, освещения, театральной техники.  Главный носитель театрального действия — актёр. Актёрский образ создаётся на основе пьесы и её толкования режиссёром — постановщиком спектакля. Изменению внешности актёра помогают костюм, грим, в некоторых видах театра — маска. При воплощении облика, характера персонажа исполнитель использует средства пластической и ритмической выразительности, искусство речи, мимики, жесты. Слово, речь — важнейшее средство, которым вооружает театр. Речь на сцене может иметь форму пространного высказывания (монолог), протекать как разговор с партнёром (диалог), адресоваться зрителю или звучать как размышление героя, его «внутренний монолог» и т. д. Решающее значение в подготовке спектакля имеет сотворчество режиссёра и актёров, их совместная работа в процессе репетиции. Режиссёр нередко выступает также и как педагог, воспитатель актёров-единомышленников.

Итог 1 :

Воспитатель:

А теперь, давайте подведём небольшой итог первой части нашего мероприятия. Что такое театр? Какие профессии существуют в театре? В чём истоки театра? Какие средства использует актёр при исполнении роли? (ответы детей). Молодцы, ребята! А теперь перейдём ко второму этапу нашего мероприятия.

2 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА .

Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население

Древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.

Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов - сатиров. Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами-песнями, прославляющими Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.

В 6 в.до н.э. в эти праздники был введен сценарий. Так появились 1-ые спектакли.

Вскоре праздники были перенесены в специальные места - театры, а спустя некоторое время появились драматурги - люди сочинявшие пьесы для театра.

Все посетители театра делились на 2 группы - почетные гости и обычные зрители.

Почетными гостями были - жрецы Диониса, олимпионики и стратеги.

Обычные посетители покупали билеты. Власти для привлечения зрителей выдавали деньги.

Театры строились на холме, чтобы скамьи для зрителей поднимались вверх и с любого места было бы хорошо видно сцену.

Сначала театры строили из дерева. Они быстро приходили в негодность, часто сгорали, поэтому позднее их стали строить из камня.

Актеры игравшие в спектаклях главной задачей считали заучивание текста. Его как правило произносили со всевозможными завываниями, пытаясь  таким образом передать чувства героев.

Этой же цели служили маски - они отражали радость, горе и другие  эмоции.

Непременным участником представления был хор, который помогал зрителю следить за сюжетом и давал оценки поступкам героев.

Хор располагался на специальной ступеньке между орхестрой и скене, которая называлась хоры.

Одним из самых любимых жанров в греческом театре была трагедия, что в переводе означает «песнь козлов».

Отличительной чертой трагедии является обязательная смерть в конце пьесы главных героев.

Самым знаменитым автором трагедий был Софокл.

Очень часто  актеры, исполнявшие трагические роли вставали на деревянные колодки.

С одной стороны их было лучше видно, а с другой - этим пытались подчеркнуть, «высокий», возвышенный характер трагедии.

Одной из самых популярных пьес была «Антигона» написанная Софоклом.

Другим популярным театральным жанром была комедия, от «комос»-веселое шествие.

Наиболее популярным комедийным драматургом  был Аристофан, написавший  комедию «Птицы».

Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками.  Если пьеса не нравилась, зрители свистели, щелкали языком, стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актера прогоняли со сцены камнями и требовали прекратить пьесу и начинать новую. Таким образом, суждение народа имело существенное значение для успеха, как и ваше мнение о нашем представлении так же будет ценно для нас.

Итог 2.

Итак, ребята, теперь подведём небольшой итог того, что нового вы узнали из этого рассказа? Какие новые слова вы услышали? Что они означают? Как называют исполнителя роли? Когда зародился театр Древней Греции? Что такое комедия, трагедия? Молодцы ребята!

3. Конкурс актёрского мастерства.

Кто из нас не мечтал стать актёром?! Стать актёром никогда не поздно!!! Актёрские способности имеют многие. Только у некоторых они развиты, а у некоторых «сладко спят». Будите их! Хватит им спать! Ведь с кем всегда интересно? У кого хорошая память и развито воображение? Кто будет играть в первую очередь в актёрском спектакле? Конечно же, речь идёт о человеке, у которого развиты актёрские способности. Хотите развить свои театральные способности? Давайте поучаствуем с вами в конкурсе «Театрального мастерства».

1 задание «Беспредметный этюд».

Вдеть нитку в иголку, собрать чемодан, подметать пол, чистить картошку.

2 задание «Крик, сидя на стульях».

Болельщики на стадионе после забитого гола их любимой команды.

3 задание «Представить»:

Обоняние: запах ландыша, дыма, духов.

Осязание: гладите кошку, щупаете меховой воротник, берёте стакан с горячим чаем.

Вкус: шоколада, апельсина, соли, лука, банана.

4 задание: «Пантомимический этюд».

Оговорить ситуацию и представить её: один что-либо делает, другой ему мешает.

Один:                                                                     Другой: 

Поливает цветы.                                                  Выхватывает лейку.

Умывается.                                                           Выключает воду.

Засыпает.                                                              Барабанит.

Кормит попугая.                                                  Приносит кошку. 

5 задание «Шумы».

Ведущий читает текст, участники делают шумовое оформление. Текст:

1. Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Лишь завывает ветер. Вдруг закукарекал петух. Ему в ответ закудахтали куры. Тут же залаяли собаки. Послышался скрип калитки и топот ног. Всходит солнце.

2. Вечер. За кулисами цирка слышится нечеловеческий хохот клоуна. Испуганные тигры рычат. Слон наступил на ногу смотрителю. Тот вопит от боли. Слышится звук сирены «Скорой помощи». Заходит солнце.

Молодцы ребята!

4. Представление театральной студии «Этюд»

Теперь самое время взять билеты и пойти в театр. Но у нас нет такой возможности, поэтому к вам придут на помощь актёры из нашего  самодеятельного театра. Встречайте наших артистов!

1 ученик: Театр…Волшебное магическое слово…

2 ученик: К нему мы возвращаемся снова  и снова…

1 ученик: А знаешь? Писатель Сомерсет Моэм нам о театре сказал так: «Театр – это жизнь, а жизнь – театр.

2 ученик: Ну, что ж, и это справедливо! Театр – это так прекрасно, так красиво…

1 ученик:

Но школьный наш театр необычен

И, может быть, для вас, любимый зритель, непривычен.

2 ученик: Проблемы школьные, звонки, уроки длинные, а перемены - коротки!

1 ученик: Калейдоскоп!

2 ученик: Мозаика!

1 ученик: Цейтнот!

2 ученик: И быстрый ритм школьный на сцене нас сегодня ждёт!

1 ученик: Я знаю, нужен нам театр – экспресс, чтоб сонный ваш покой исчез!

(На сцену выходят остальные артисты школьного театра.)

2 ученик: На сцене театр школьных миниатюр

Все: «Этюд»!

3 ученик: «Этюд» – это:

4 ученик: эстрадный,

5 ученик: театральный,

6 ученик: юный и для юных,

7 ученик: драматический, а может и диалог – диалог со зрителем,

8 ученик: а вместе просто «Этюд». (Уходят).

Воспитатель: Наши актёры подготовили для вас спектакль-мюзикл. Но как же происходила подготовка к нему? Это мы сейчас и увидим.

(Действующие лица: Федот, Маруся, 2 потешника, режиссёр.)

1 потешник:

Верьте, аль не верьте, а жил на белом свете

Федот – Стрелец, удалой молодец.

2 потешник:

Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен,

Ни богат, ни беден, ни в парше и ни в парче, а так, вообче!

1 потешник:

Служба Федота - о театре забота.

Режиссёру развлеченье, Федоту – мучение.

2 потешник:

Режиссёр под сценой стоит – десять лет руководит.

И энергии в нём – огромадный объём.

Бьёт через край, хоть шлангом поливай.

1 потешник:

Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.

На Федьке от страха намокла рубаха,

В висках застучало, в пузе заурчало.

Тут, как говорится, и представления начало.

Режиссёр:

Нынче в школе представленье, так что, Федя, не робей,

Чем - нибудь экстравагантным ты ужо потешь людей,

А то всё – кино, кино…Не был в школе ты давно.

Так что, милый, отдувайся – коль тебе не всё равно.

Если неча представлять, буду, Федя, увольнять.

Так что ты не обижайся и уж сделай всё на «пять».

Федот:

Нешто я да не пойму, при моём – то при уму?

Чай не лаптем щи хлебаю, соображаю, что к чему!

Получается на мне вся политика в стране:

Не устрою представленья непременно быть беде.

(Федот садится и грустит.)

2 потешник:

Ты, Федот, давай не ной, лучше думай головой,

Позвонил бы Кашкаровой Ольге Владимировне самой.

Ведь на совести у ней, окромя стихов и прозы,

Есть спектакли для детей.

1 потешник:

И Марина Васильевна подъиграла б очень стильно,

Песнь любую подберёт, если надо – подпоёт.

Страницы: 1 2

Непрокина София # 10 января 2014 в 15:23 0
Очень пнравилось! Так много реализуется в одной разработке: и знания о театре даются, и возможность себя проявить, и повторение ПДД, и просто наслаждение актерской игрой.
Ольга Игоревна Турундаевская-Лашко # 3 февраля 2014 в 22:51 0
Какой замечательный сценарий! Удачно скомпановано. Сценкой с Вашего позволения воспользуюсь для мероприятия по ПДД.