Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка для 8 класса по теме «Вводные конструкции»

Автор-составитель: Кузьмина Валентина Фёдоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Золотухинская СОШ».

Опыт показывает, что вводные слова являются трудной темой для восьмиклассников. Как сделать работающими теоретические сведения о вводных конструкциях? Думается, необходимо чётко выстраивать материал, подводить учащихся к определению языковых явлений, использовать разные приёмы: наблюдение над интонацией, разбор по членам предложения, сопоставление предложений, где внешне одинаковые или сходные слова выступают в разной синтаксической роли. Возможно, материалы предложенного урока могут быть использованы учителями русского языка в повседневной работе.

Урок русского языка в 8 классе на тему: Вводные конструкции.

Цели:

- дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки к высказыванию, познакомить со значениями вводных слов;

- формировать умение выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах,

- различать вводные слова и члены предложения.

Развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), умение использовать данные конструкции в речи.

Воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.     

Ход урока

I. Повторение

1) Индивидуальная работа по карточкам:

а) Работа с текстом, в котором все знаки препинания расставлены.

Задание: найдите обращения и выпишите.

Как часто в горестной разлуке

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

б) Назовите предложение с обращением (знаки не расставлены).

Платком взмахнула у ворот моя любимая.

Я вернусь к тебе Россия!

2) Работа с классом (тестовые задания на партах):

1. Найдите ошибку в определении обращения:

а) называет того, к кому обращаются с речью;

б) служит для привлечения внимания;

в) не может быть распространённым;

г) произносится со звательной интонацией.

2. Обращение всегда стоит в форме:

а) в.п.; б) п.п.; в) р.п.; г) и.п.

3. Найдите неверное утверждение:

а) обращение употребляется в разных стилях речи;

б) в письмах обращение служит для привлечения внимания адресата;

в) чаще всего обращение употребляется в устной речи и в письмах;

г) обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

4. Знаки препинания в предложениях с обращениями называются:

а) выделительными; б) разделительными.

- Итак, давайте обобщим все сведения об обращении.

II. Работа над новым материалом.

1) Объяснение учителя

Сегодня мы познакомимся ещё с группой слов, которые не являются членами предложения и не связаны с другими словами в нём ни подчинительной, ни сочинительной связью. Это вводные слова. Тема для вас новая, хотя с вводными словами мы уже встречались.

- Как вы думаете, что вы должны узнать, чему научиться на уроке?

Слово вводный образовано от слова вводить, одним из значений которого является «включить во что-нибудь». Мы можем включить вводные слова в предложение.

- Запишем на доске и в тетрадях предложение: Каникулы быстро закончились.

- Охарактеризуйте его по цели высказывания (повествовательное),

по наличию грам. основы (простое, двусоставное),

по наличию второстеп. членов (распр., ничем не осложнено).

- Вам очень жаль, что каникулы закончились. Какое слово вы введёте? Я предлагаю следующие: к сожалению, к несчастью и др.

- А теперь представьте, что вы рады, что каникулы закончились. Какие слова используете? (к счастью, к общей радости, на моё счастье)

- Посмотрите на записанные предложения и скажите, в чём же разница?

(В 1 предложении точный смысл, а во 2 и 3, где использовались вводные слова, к высказыванию добавляется наше отношение.)

- Можете теперь дать определение вводным словам?

2) Чтение правила, с. 174.

- Вводные конструкции играют большую роль в речевом этикете. Как можно и должно изменить характер категорической реплики: «Передайте на билет!»? (Включить слова «пожалуйста», «будьте любезны»).

3) Работа с текстом стихотворения А. Кушнера (на каждой парте распечатка текста).

Вводные слова.

Возьмите вводные слова.

От них кружится голова.

Они мешают суть сберечь

И замедляют нашу речь.

И всё ж удобны потому,

Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому,

О чём, смущаясь, говорим.

Мне скажут: «К счастью…»

                            И потом

Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом

И радуюсь всему подряд.

Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них

Слова «во-первых», «во-вторых».

Они, начав издалека,

Давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока

Не знаю, где была душа.

- Прочитайте стихотворение  и назовите вводные слова, которые звучат в тексте.

- Они «замедляют нашу речь», как говорит поэт. В этих строчках содержится правило произношения вводных слов в предложении. Вводные слова при произнесении выделяются интонацией: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов. А на письме? (Запятой.)

- Поработаем над интонацией вводности, устно выполнив упр. 361.

III. Закрепление.

1) Первичное закрепление

- Запишите предложения, вставляя вместо точек (паузы) вводное слово из указанной группы:

Обращение … не является членом предложения, … указывает на того, к кому обращаются с речью, … произносится со звательной интонацией (порядок мыслей).

Во время каникул мы … хорошо отдохнём (неуверенность).

Болезнь … оказалась очень опасной (чувства).

Экспедиция … открыла в глухой сибирской тайге большие запасы нефти (источник сообщения).

Чтение … расширяет кругозор, … развивает память, … способствует улучшению грамотности (порядок мыслей).

2) Слуховой диктант

Сегодня может быть гроза. – Может быть, мы не увидимся более.

Задача, верно, решена. – Задача верно решена.

- Подчеркните мысленно одинаковые слова как члены предложения.

Все они являются членами предложения?

Вывод: вводные слова не являются членами предложения.

3) Самостоятельная работа по группам с последующей проверкой:

1 группа – упражнение 362.

2 группа. Включите в предложение  Я не могу определиться с выбором профессии  вводные слова 1) с указанием на источник высказывания; 2) выражающие разные чувства.

IV. Рефлексия.

Составьте устное рассуждение на тему: «Чему мы научились на сегодняшнем уроке?», используя слова безусловно, во-первых, во-вторых, таким образом.

V. Домашнее задание 1 группе: используя те же вводные слова, составьте и напишите рассуждение на тему: «Правильно ли писать 2 буквы н в слове прочитанная?»;

2 группе: упражнение 363.

Использованная литература

1. Зайцева Н. А. Вводные слова. Урок-исследование. Русский язык № 15, 2010.

2. Сенюшкина Т. В. Обращение и вводные слова в тренировочных упражнениях. Русский язык № 13, 2010

Рекомендуем посмотреть:

Зачёт-практикум по русскому языку в 9 классе

Конспект урока русского языка в 5 классе

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Непрокина София # 10 января 2014 в 16:19 0
Считаю удачным начало урока: по аналогии работать всегда рабоать легче, а обращение знакомо детям с 5 класса. Цели урока дети формулируют самостоятельно - это несомненный плюс.
Марина Александровна Белова # 30 января 2014 в 20:32 0
Урок-исследование. Прием сравнения, аналогии, эвристическая беседа направлены на осознанное и прочное усвоение понятия "вводные слова". Весь материал урока продуман, удачно подобран. Этапы урока логично взаимосвязаны. Интересно домашнее задание.
Алена Геннадьевна Варфоломеева # 22 июля 2014 в 08:33 0
Согласна, что начало урока очень удачное. Есть индивидуальная работа и коллективная при повторении обращения. Самостоятельное определение целей учащимися-это плюс. На уроке проводится большая исследовательская работа, работа с интонацией предложения!
Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 14:12 0
Хороший урок, учитель использует разные виды деятельности, приёмы и формы работы. Ученики самостоятельно проводят исследование, материалы для этого подобраны удачно. Учитель, несомненно, достиг поставленной цели. Интересная работа с интонацией предложения и значением вводных слов, интересное домашнее задание. Спасибо, воспользуюсь в своей работе материалами Вашего урока!
Валентина Васильевна Хромова # 5 октября 2014 в 01:27 0
Урок хороший, удачное проведение исследовательской работы, разных видов деятельности. Все этапы урока взаимосвязаны. Интересно дифференцированное домашнее задание.
Анна Анатольевна Копорова # 13 октября 2014 в 23:07 0
Здравствуйте! Благодарю за разработку урока. Разнообразны виды деятельности, урок рассчитан на познавательное творческое развитие. Доступен и насыщен материал, побуждает учащихся к активности и внимательности. Спасибо!
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:49 0
Спасибо за интересную разработку урока.
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 14 ноября 2014 в 06:05 +1
Учитель умело организует работу учащихся на уроке, не даёт знания в готовом виде, а учит их мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать или опровергать их, что в полной мере соответствует применяемым на уроке технологиям проблемного обучения и критического мышления. Всё это стимулирует познавательную активность учащихся и делает процесс обучения увлекательным и интерактивным.
Надежда Николаевна Николькина # 25 ноября 2014 в 19:32 0
Урок интересный, используется технология проблемного обучения. Учитель учит рассуждать, воспитывает интерес к русскому языку. Задания дифференцированные. Урок понравился.
Наталья Владимировна Безъязыкова # 3 декабря 2014 в 18:48 0
Спасибо за хороший материал!Работа на уроке организована удачно, дети рассуждают, решают проблемные вопросы, высказывают свою точку зрения.
Светлана Васильевна Садрутдинова # 12 марта 2015 в 10:40 0
Урок интересен, насыщен заданиями и различными видами деятельности.
Ирина Геннадьевна Фефелова # 29 августа 2015 в 20:43 0
Пунктуация, к сожалению, нелегко даётся даже сильным ученикам. Различные виды работы на уроке подчинены основной цели: узнавать вводные слова. Понравилось домашнее задание первой группе. Если регулярно задавать подобные упражнения, думаю, не будет проблем у учащихся на экзамене при выполнении творческого задания. Успехов! Спасибо за урок!
Анастасия Леонидовна Шилова # 7 ноября 2015 в 17:02 0
Подробный материал для насыщенного урока! Особое внимание филологам следует уделять данной теме, т к на экзамене обучающие обязательно встретятся с заданиями, связанными с вводными конструкциями.
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:21 0
Урок продуманный, содержательный. Очень грамотно выстроен. Интересный подход, дети будут заинтересованы в течение всего урока. Спасибо за материал.
Татьяна Петровна Чернова # 16 ноября 2015 в 02:24 0
Современный урок, использованы разнообразные виды деятельности. Трудная тема будет усвоена хорошо. Спасибо.
Елена Анатольевна Камаева # 26 февраля 2016 в 20:03 0
Тема урока,к сожалению, для многих учащихся сложна. Они порой не видят вводных слов. А в этом уроке задания на сравнения должны помочь ребятам увидеть и услышать вводные слова. Интересно и домашнее задание. Спасибо!
Елена Перфильевна Середкина # 5 апреля 2016 в 10:28 0
Здравствуйте. Действительно, тема для многих сложна, с этим сталкиваешься, когда готовишь к ЕГЭ. Разработка урока хорошая.Удачно используются задания на сравнения.Интересно домашнее задание, дети учатся анализировать, делать выводы.Спасибо.
Наталья Сергеевна Алексеева # 13 июня 2016 в 17:59 0
учитель Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала.а это в свою очередь развивает умение осознанного осмысления учебного материала, что очень хорошо.
Вера Владимировна Тюрина # 27 июня 2016 в 17:29 0
Данная работа является актуальной в свете перехода на ФГОС . Автор проявил знание материала, научной литературы, сетевых ресурсов. Необходимо отметить четкость изложения материала, правильность формулирования целей, задач, выдержан научный стиль изложения материала. Учтены возрастные особенности, сложный материал изложен в доступной форме. Практическая направленность работы актуальна. Оформление работы соответствует всем требованиям. Большое спасибо за прекрасный материал!
Марина Николаевна Прикуле # 8 августа 2016 в 12:26 0
Хороший урок: в каждом этапе урока есть определенная завершенность и логичность, удачный переход от обращения к вводным словам. Жизненные и понятные детям примеры - усиливается мотивация. Понравилась рефлексия - сразу будет видно, кто понял тему и насколько. Спасибо!
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 14:42 0
Спасибо за урок! Этапы продуманы, задания построены с учетом пройденного материала. Теория доступна учащимся, методические приемы оптимальны.
Ольга Владимировна Волкова # 23 октября 2016 в 21:54 0
Уважаемая Валентина Федоровна! Вводные слова являются трудной темой для восьмиклассников. Вам удалось выстроить очень удачно урок. Понравилось использование разных приёмов: наблюдение над интонацией, разбор по членам предложения, сопоставление предложений. Обязательно воспользуюсь Вашим материалом. Спасибо большое. Удачи.
Нина Сергеевна Тарасова # 14 ноября 2016 в 21:06 0
Здравствуйте.Да, действительно, тема для многих сложна, с этим сталкиваешься всегда, когда готовишь к ЕГЭ. Материал урока интересный.Удачно используются задания на сравнения.Интересно домашнее задание,но,мне кажется, немного перегружено.Спасибо.
Надежда Григорьевна Новик # 24 апреля 2017 в 21:27 0
Хороший урок, учитель использует разные виды деятельности, приёмы и формы работы. Ученики самостоятельно проводят исследование, материалы для этого подобраны удачно. Учитель достиг поставленной цели. Интересная работа с интонацией предложения и значением вводных слов. Возьму себе на заметку.
Анна Николаевна Корнейчук # 3 апреля 2020 в 18:40 0
Изучая тему "Вводные слова", часто сталкиваюсь с проблемой, что восьмиклассники их просто не видят. Тут, по-моему, особенно важно подобрать правильный материал для отработки, чтобы острее чувствовалась дополнительное значение вводных слов. В приведенном уроке примеры подобраны очень удачно, интересна и подача темы.