Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка в 5 классе

Конспект урока русского языка в 5 классе «Орфография. Орфограмма. Типы орфограмм»
Автор: Снигирева Алена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кулигинская СОШ», село Кулига, Кезского района, Удмуртской Республики
Разработка будет полезна учителям русского языка и литературы, преподающим в 5 классе.
Цели:
- формировать умения и навыки правильного нахождения орфограмм в словах
- формировать умение работать в группе, слушать и слышать друг друга;
- воспитывать  умение уважительного и доброжелательного отношения  к напарнику и самому себе
-  высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
-осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
-научиться конспектировать теоретический материал учебника для лингвистического портфолио.
Учебник: В. В. Бабайцева «Русский язык. Теория, 5-9 класс», А. Ю. Купалова «Русский язык. Практика»
Основные понятия темы: орфография, орфограмма, типы орфограмм
Оборудование урока: мультимедийный проектор, учебник русского языка (практика), теория
Ход урока:
Мотивационно-целевой этап
Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Присаживайтесь.
- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Организует дифференцированную работу учащихся:
- Сначала давайте проверим, как вы готовы к уроку, дома вам нужно было составить вопросы по прошлой теме. (Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса. Ударение.) Проверку домашнего задания мы организуем таким образом: чтобы все были опрошены, для этого некоторым ученикам я подготовила  карточки с индивидуальными заданиями, на которые они должны будут дать ответ, а с остальными проведем опрос. Если работающие по карточкам справятся раньше, то карточки сдают и включаются в общую работу (Раздает карточки, приложение 1).
Ученики задают друг другу вопросы
-Ребята, сегодня мы начнем путешествие по необыкновенной стране Орфографии. Правит там царица Орфограмма и есть у неё дети… А вот про детей мы узнаем дальше. А сейчас посмотрите, какой случай произошел в этой стране (на экране стихотворение). Учитель выразительно читает стихотворение.
Грустные вести.
Пришло письмо мне
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он? Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
-Ответьте на вопросы:
-Чем заболел Миша?
- Что придаёт тексту шутливый характер?
- В каких словах допущены ошибки?
- Почему Миша допустил ошибки в словах?
- А вы могли бы допустить такие ошибки?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.
- А теперь запишем число, классная работа и тему нашего урока: «Орфография. Орфограмма. Типы орфограмм».
Ориентировочный этап
- А сейчас, давайте вспомним, что изучает орфография? (правильное написание слов)
-Что такое орфограмма? (Написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу).
На экран проецируется слайд со словами Л.В. Щербы.
-Лев Владимирович Щерба писал: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся».
- Как вы понимаете высказывание лингвиста?
- Как вы думаете, нужно ли быть грамотным (грамотно писать)? Для чего?
Поисково-исследовательский этап
- Предлагаю вам разделиться на 3 группы.
- Вашему вниманию предлагается теоретический материал (приложение №1 и №2) Предлагаю вам изучить теоретический материал и заполнить вот эту табличку (приложение №3)
«V» - знал раньше «+» - новое «?» - есть вопрос, непонятно «!» - это интересно «-«- противоречит тому, что я думал раньше
- В качестве источников информации вам предлагается материал, распечатанный на листочках, образцы рассуждения в учебнике на странице 141. Сравните теорию приложения №1 и №2. Что общего, а чем различаются типы орфограмм?
-Давайте проверим, какие записи появились в ваших табличках?
-Посмотрите на таблицу в учебнике на странице 142, давайте разберёмся, как проверить гласные орфограммы-буквы и согласные орфограммы-буквы.
-Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче  запомнить правило.
( Если гласная находится в безударном положении, то нужно: выделить корень, поставить ударение в слове, подобрать однокоренное слово, чтобы гласная, которую надо проверить была под ударением и так далее все орфограммы)
-А какие еще типы орфограмм вы узнали из теории?
-Итак, ответьте на вопрос, кто же является детьми царицы Орфограммы? (типы орфограммы)
-Молодцы. А сейчас садитесь на свои места, продолжим изучение темы уже за своими партами.
Практический этап
- Давайте посмотрим на экран, дан текст, вам нужно найти в нём слова с орфограммами и распределить эти слова по колонкам: орфограмма-буква, орфограмма-чёрточка (для обозначения переноса, орфограмма-дефис, орфограмма пробел) Упражнение 422 (таблица).
- Выполнили? Давайте проверим.
- Хорошо.
- А сейчас проведем физкультминутку для ваших глаз. Возьмите карточки и глазами нарисуйте фигуры, которые изображены на них.
- А теперь послушайте истории, которые также произошли в необычной стране Орфографии.
1- история. Военная операция.
Раз играли мальчики в войну, да не на пустыре каком-нибудь, а на берегу речки, за которой лес густой стоит, а в нём зверья всякого полно.
Отдаёт Алёша, командир первого отряда, письменный приказ своим воинам: « Нужно захватить лиса и доложить мне о выполнении приказа».
До самой темноты ждал Алёша донесения, а его отряд тем временем весь день за лисами гонялся.
Так по вине командира проиграл отряд. А всё потому, что Алёша орфографию не знает.
2-я история. Где спрятался кот?
Получаю однажды письмо от своей подруги, где она спрашивает: «Есть ли у вас кот?»
Отвечаю её: «У меня кота нет, живёт только собака».
Получив моё письмо, подруга тут же позвонила и, смеясь, спросила: «При чём тут животные – коты и собаки?»
Недоразумение скоро разъяснилось. Она собралась ко мне в гости и решила в письме поинтересоваться не котом, а кодом, который устанавливают в дверях подъездов больших домов.
Вот какую шутку сыграли с нами слова кот и код!
Какую важную роль доказывают тексты?
Рефлексивно-оценочный этап
Учитель предлагает оценить факт достижения цели урока:
- Скажите, мы достигли цели урока? Узнали что такое орфография, орфограмма и типы орфограмм?  Научились находить орфограммы в словах?
Учитель организует комментирование работы учеников за урок, оценивание.
Предлагает подвести итоги урока, используя метод «пяти пальцев»
1.Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрёл?
2.Что я сегодня сделал и чего достиг? Чему научился, работая в группе?
3.Каким было сегодня моё преобладающее настроение, расположение духа?
4.Чем я помог другим?                                                                                                        
5.Как эти знания мне помогут в моей учебе?
-А теперь запишем домашнее задание: повторить теорию страницы 11-12, упражнение 419.
-Благодарю всех за работу на уроке.

Приложение №1
Орфография (греч. «орфо» - правильный, «графо» - пишу) – раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Ценность русской орфографии – в строгом соблюдении орфографических правил.
Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила.
В русском языке есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание, можно только опираясь на правило.
Такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу, называется орфоргаммой (греч. «орфо» правильный, «грамма» - буква, знак.)
Например, в слове б---жать – безударный гласный в корне. Какую букву выбрать? Вспомним правило (проверяем – бег), пишем бежать.
Как написать – слитно или раздельно – (не) брежный? Вспоминаем правило: без не слово не употребляется, пишем небрежный.
Чтобы правильно писать, нужно уметь быстро находить то место, где возможна ошибка. Подумайте, выберите правильное написание, применяя орфографические правила.

Приложение №2
«V» - знал раньше
«+» - новое
«?» - есть вопрос, непонятно
«!» - это интересно
«-«- противоречит тому, что я думал раньше

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина» Шаблон для выполнения части С2 ГИА

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект урока русского языка в 8 классе | 10 секретов ухода за волосами со всего мира
Опубликовано: 1088 дней назад (11 декабря 2013)
Просмотров: 10438
+4
Голосов: 4
Екатерина Петровна Беликова # 24 апреля 2014 в 11:22 +1
Алена Владимировна, очень динамичный, живой урок. Один вид деятельности сменяет другой, разнообразие форм и методов. Ценно наличие дифференцированных заданий, групповой работы, индивидуальной; игровые моменты позволяют ненавязчиво давать школьникам материал урока. Интересно. Отдельные моменты взяла для себя. И голосую.
Елена Анатольевна Банахевич # 7 августа 2014 в 10:41 0
Алёна Владимировна!
Спасибо за возможность ознакомиться с Вашей работой. Безусловно, урок довольно интересный, много форм работы, задействован дополнительный материал. Видна большая подготовка и стремление охватить весь класс, заинтересовать детей, используя дифференцированные задания. Вы умница!
Однако хотелось бы большей чёткости в оформлении. Например, дали карточки на этапе проверки домашнего задания, а где сами карточки? Вы пишите, что в приложении, но где? При работе над новым материалом Вы предлагаете заполнить табличку, но какую? В целом, всё хорошо, но чёткости не хватает.
Елена Анатольевна Камаева # 7 марта 2016 в 20:26 0
Добрый вечер! Я тоже считаю, что в Вашей работе были разнообразные формы работы. Можно отменить и самостоятельность учащихся на уроке, что очень важно по новым стандартам.
Елена Перфильевна Середкина # 5 апреля 2016 в 10:15 0
Доброго Вам дня. На уроке используются разные формы работы, дети самостоятельно определяют тему и цель урока, что немало важно, ведь все переходят на новые стандарты. Урок интересен, материал изложен доступно. Спасибо.