Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в старшей группе на тему: Осень

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень».
Автор: Скутарь Елена Анатольевна, учитель-дефектолог, МБДОУ№100 «Берегиня» г. Иркутска.
Описание: конспект обобщающего занятия по теме «Осень».
Назначение материала: конспект будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме «Осень».
Задачи:
-закрепить представления детей о признаках осени, о дарах осени;
-учить согласованию существительных с прилагательными;
-упражнять в дифференциации предметов, использовать обобщающие слова.
-закреплять умения составлять предложения по картинке;
-развивать память через игры, через чтение стихотворений, пословицы;
-развивать внимание через игру, мышление через разгадывание загадок, ответы на вопросы;
-развивать тактильные ощущения, память через игру «Чудесный мешочек»;
-развивать мелкую моторику через самомассаж, пальчиковую гимнастику;
-воспитывать интерес к занятиям, любовь к природе.
Оборудование:аудиозапись «шум ветра», листочки, загадки, лукошко, муляжи фруктов, овощей, грибов,корзинки, поднос, сюжетные картинки на «листьях».
Предварительная работа: занятия по темам «Золотая осень», «Овощи. Фрукты», «Лес. Грибы. Ягоды», разучивание стихотворений об осени, пословицы индивидуально.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Приветствие «Солнышко». Дети стоят в кругу, игрушку солнышко передают друг другу, а вместе с ним тепло и улыбку. Выполняя упражнение, все дети улыбаются.
2.Основная часть.
Сюрпризный момент. Звучит аудиозапись « шум ветра», около двери появляется большое лукошко.
Учитель-дефектолог: Ребята! Что это такое? (Ответы детей)
Это лукошко. А что в нем? А там загадка. Давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы будем говорить сегодня.
Загадка
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?(осенью)
Отгадав загадку, дети обосновывают ответ.
Учитель-дефектолог: В лукошке лежит мешочек, интересно, что в нем?
Давайте поиграем в игру
Игра«Чудесный мешочек»
Дети по очереди подходят к мешочку, опустив руки, на ощупь отгадывают, что у них в руках…
Овощи, фрукты, грибы, ягоды дети выкладывают на большой поднос.
Учитель-дефектолог: Молодцы! А сейчас поиграем в другую игру
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Яблоко (какое?)…..
Огурец (какой?)….
Малина (какая?)….
Гриб(какой?)…..
Игра«Собери урожай»
Дети раскладывают дары осени по корзинкам.
Индивидуальный подход: 2 ребенка дифференцируют предметы, 2 ребенка, которые не участвовали или мало отвечали, контролируют выполнение задания и отвечают на вопрос «какие?»
Ягоды (какие?)…
Фрукты (какие?)…
Овощи (какие?)…..
Грибы (какие?)….
Физминутка «Осенний денёк».
Солнце спит и небо спит, (Ладошки сложить вместе и попеременно приложить то к левой щеке, то к правой .)
Даже ветер не шумит. (Руки поднять вверх и покачать ими.)
Рано утром солнце встало, (Руки поднять вверх,потом потянуться.)
Все лучи свои послало. (Покачать поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок, (Покачать раскрытыми в стороны руками.)
Небо тучей заволок, (Лицо закрыть руками.)
И деревья раскачал. (Покачивать туловищем влево- вправо.)
Дождь по крышам застучал, (Прыгать на месте.)
Барабанит дождь по крышам, (Хлопать в ладоши.)
Солнце клонится все ниже. (Наклониться вперед.)
Вот и спряталось за тучи, (Присесть.)
Ни один не виден лучик. (Встать и спрятать руки за спину.)
Учитель-дефектолог: Что-то еще осталось в лукошке. Что это ребята? (Ответы детей)
Самомассаж пальчиков с помощью шишек.
Учитель-дефектолог: С шишками поиграли, а теперь давайте соберем осенний букет.
Пальчиковая гимнастика “Осенний букет”.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы. (Дети загибают поочередно пальцы)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберём (Дети сжимают и разжимают кулачки)
В вазу осенний
Букет отнесём.(Н.Нищева)
Учитель-дефектолог: Посмотрите осень разбросала свои листочки. Найдите каждый себе листочек.
Игра «С какого дерева листочек?»
Дети: Это лист березы, лист тополя, лист клена и т.д.
На каждом листочке наклеена картинка.
Составление предложений по картинкам «Признаки осени»
Дети: Осенью небо хмурое (серое). Ветер дует. Осенью часто идет дождь. Листья на деревьях пожелтели. Листья падают на землю. Птицы улетают в теплые края. Люди убирают урожай.
Индивидуальный подход:чтение стихотворений об осени (2 ребенка), проговаривание пословицы (1 ребенок)
Ребенок:
Осенний клад
Падают с ветки жёлтые монетки...
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
(И. Пивоварова)
Ребенок:
Осень
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
(И. Винокуров)
Учитель-дефектолог: - Ребята, о каком времени года говорится в этих стихотворениях? (Ответы детей)
А как вы догадались? (Ответы детей)
Ребята, а кто знает пословицу об осени?
Ребенок: Осень богатая – зима сытная.
Учитель-дефектолог: А почему так говорят? (Ответы детей)
3.Итог
Учитель-дефектолог: Ребята, о чем мы говорили на занятии? (Ответы детей)
Какие признаки осени мы знаем? (Ответы детей)
Какие дары нам приносит осень? (Ответы детей)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе на тему: Осень НОД для старшей группы с презентацией на тему: Дары осени Конспект занятия в старшей группе по музейной программе на тему: Осень Конспект интерактивного занятия с использованием ИКТ в старшей группе. Осень разноцветная

Похожие статьи:

Инсценировка сказки в старшей группе на тему: Грибы

Инсценировка сказки «Репка» в стихах для детей старшей группы

Участник №88 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Консультация для родителей детей с задержкой речи
Опубликовано: 434 дня назад (2 октября 2015)
Просмотров: 2738
+16
Голосов: 16
Мария Николаевна Нефедова # 3 октября 2015 в 08:47 +3
Здравствуйте! Ваша работа очень понравилась, интересный познавательный конспект. Материал соответствует возрастным особенностям детей. Наличие разнообразных игровых моментов тоже очень радует. Спасибо за конспект. Мой голос Вам, уважаемая Елена Анатольевна.
Елена Анатольевна Скутарь # 4 октября 2015 в 16:46 +1
Спасибо!
Ирина Вячеславовна Некрасова # 4 октября 2015 в 08:43 +2
Доброе утро! С интересом познакомилась с Вашим конспектом. На протяжении всего занятия дети играют, а через игру они знакомятся с дарами осени, закрепляют уже пройденный материал. Очень красивые стихи подобраны для занятия, уверена, что ребятам такое занятие понравится.Примите голос. Желаю Вам удачи и творческого вдохновения!
С уважением. Ирина
Елена Анатольевна Скутарь # 4 октября 2015 в 16:46 +1
Спасибо!
Наталья Александровна Ермакова # 4 октября 2015 в 23:19 +2
Здравствуйте,Елена Анатольевна! Поздравляю Вас с первой публикацией на сайте, с удовольствием голосую, поздравляю с праздником!
Елена Анатольевна Скутарь # 5 октября 2015 в 15:21 +1
Спасибо!
Анастасия Каракулина # 5 октября 2015 в 20:13 +2
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Спасибо за приглашение! Конспект очень насыщенный,позволяет полностью задействовать детей, вовлекая их в игру. Желаю дальнейших успехов!
Елена Анатольевна Скутарь # 6 октября 2015 в 08:49 +1
Спасибо!
Светлана Васильевна Новоселова # 6 октября 2015 в 04:53 +2
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Спасибо за приглашение!Примите голос№6. Желаю Вам удачи и творческого вдохновения!
Елена Анатольевна Скутарь # 6 октября 2015 в 08:49 +1
Спасибо!
Любовь Владимировна Лычангина # 8 октября 2015 в 15:55 +2
Здравствуйте, Елена Анатольевна! Спасибо за приглашение!
Вы обобщаете и систематизируете знания по теме «Осень»; закрепляете представления детей о признаках осени, о дарах осени; учите согласованию существительных с прилагательными; упражняете в дифференциации предметов.
Достойная разработка! Голосую с удовольствием!
Елена Анатольевна Скутарь # 9 октября 2015 в 13:12 0
Спасибо,Любовь Владимировна!
Лариса Михайловна Алибаева # 8 октября 2015 в 19:15 +2
Хорошее занятие...прослеживаются интересные приёмы..
Елена Анатольевна Скутарь # 9 октября 2015 в 13:12 0
Спасибо!
Елена Старокожева # 9 октября 2015 в 00:05 +2
Очень интересное занятие в игровой форме с использованием разнообразного наглядного материала, физминутки, пальчиковой гимнастики, художественного слова. Все поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Спасибо, Елена Анатольевна,за полезный материал!
Елена Анатольевна Скутарь # 9 октября 2015 в 13:13 0
Спасибо,Елена!
Татьяна Ивановна Дуплихина # 11 октября 2015 в 13:18 +1
Здравствуйте,спасибо за приглашение и оценку моей работы. Занятие содержательно, четко структурировано. Очень хорошая задумка с картинками на листочках: каждый ребенок составит свое предложение. Сюрпризный момент хороший,использование дидактических игр и видов устного народного творчества добавило эмоциональности. Такое занятие запомнится детям. Вы молодец!
Ирина Николаевна Ступченко # 11 октября 2015 в 15:40 0
Интересная и познавательная разработка, которая пригодится в работе многим педагогам. Всё отлично. Голос!
Любовь Михайловна Верхотурова # 17 октября 2015 в 14:42 0
Интересный конспект, с удовольствием голосую!
Наталья Константиновна Клочкова # 17 октября 2015 в 19:39 0
Здравствуйте Елена Анатольевна! Голосую за Вашу разработку: Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень». На занятии один вид деятельности сменяется другим. Мне очень понравилось, что дети по картинкам учатся составлять предложения. Выполняя задание "С какого дерева листочек?" учатся правильно определять названия деревьев. Мой голос №14.
Зинаида Аркадьевна Старцева # 15 ноября 2015 в 16:51 0
Здравствуйте, Елена Анатольевна!Благодарю за приглашение. С удовольствием побывала на вашем мероприятии,в ходе которого дети легко интересно в игровой форме закрепляют представления о признаках и дарах осени, умения составлять предложения по картинкам. Предложенные детям игры, направленные на развитие различных анализаторов: зрительных, слуховых,тактильных способствуют более глубокому усвоению материала, активизируют внимание детей в течение занятия. Богатый поэтический материал создаёт творческое настроение. Поставленные задачи в ходе занятия решены, благодаря вашему креативному подходу к составлению конспекта. Желаю Вам дальнейших творческих Успехов и Удачи! Вам мои + 15.