Конкурсы для педагогов и детей

Конспект интерактивного занятия с использованием ИКТ в старшей группе. Осень разноцветная

Конспект занятия для старших дошкольников «Осень разноцветная»

Цель: Закреплять и расширять представления детей об осени, используя пейзажи с межсезонными состояниями природы (начало осени, золотая осень, поздняя осень) произведения русских поэтов и композиторов.
Задачи:
1. Подвести к пониманию того, что художник в своих картинах изображает то, что он видит, что удивило, о чём ему захотелось рассказать. Расширить представление детей об осени. ("Познавательное развитие")
2. Развивать воображение и ассоциативное мышление, эмоционально-чувственную сферу, глубину и многогранность восприятия природы и её изображения в произведениях искусства. Предложить детям рассмотреть репродукцию картины, обращая внимание на цветовое многообразие осенних листьев, любуясь переливами цвета и передать это в рисунке. ("Художественно-эстетическое развитие")
3. Воспитывать интерес к искусству, желание узнавать новое. ("Социально-коммуникативное")
4. Развивать у детей связную речь и творческую самостоятельность в ответах на вопросы. ("Речевое развитие")
Предварительная работа:
• Чтение произведений об осени, заучивание стихотворений.
• Рассматривание деревьев
• Наблюдение за погодой.
Логика образовательной деятельности:
Дети входят в зал и встают врассыпную.
Музыкальный руководитель(поёт):
- Здравствуйте, ребята.
Дети (поют): - Здравствуйте!
Воспитатель: - Сегодня мы, поговорим про осень. Осень бывает разная. Говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России "Поздней осенью".
- Первую, золотую, любят за ясные дни, за красоту лесов, писаных золотой и багряной краской. Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощально-нежные лучи.
- Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь в дали красуется, там, на дне долин,
Кисти ярко - красные вянущих рябин...» (А. Толстой)
Предлагается детям рассмотреть картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
Воспитатель: Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию? (Ответы детей). Какая же здесь нарисована осень? Какие цвета использовал художник? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель:
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно. (Н. Рыленков).
- Ребята, как Вы думаете, какая это картина по настроению? (ответы детей).
- Стоит ясная, тихая, солнечная осень. Лес оделся в золотой наряд. Тихо падают на землю жёлтые и красные листья. Лето прошло, скоро начнутся холодные осенние дожди. Послушайте, как звучит в этой картине стихотворение русского поэта А.С. Пушкина.
Воспитатель:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Музыкальный руководитель: После такого замечательного стихотворения А.С.Пушкина, предлагаю Вам вспомнить и спеть песню "Осенние подарки", муз. и сл. В.Шестаковой. (Дети исполняют песню)
Музыкальный руководитель: - Молодцы, очень хорошо исполнили песню, рассказав о каждом месяце осени.
- Когда наступает осень, становится немного грустно. Художник Исаак Левитан передал в своей картине то настроение, которое мы с вами сейчас почувствовали в стихотворении, а композитор П.И. Чайковский написал про осень музыку. Давайте послушаем её и постараемся понять, какое настроение было у композитора, когда он писал пьесу "Октябрь. Осенняя песня» из альбома "Времена года"
(слушают «Октябрь» - муз.П.И. Чайковского).
Высказывания детей: грустное, задумчивое, мягкое, лиричное…
Воспитатель: Предлагаю вам послушать стихотворение Афанасия Фета.
Ребёнок:
Ласточки пропали, а вчера зарёй
Всё грачи летали, да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится, на дворе темно.
Лист сухой валится, ночью ветер злится
Да стучит в окно ...
(А. Фет)
Музыкальный руководитель:
- Да, осенью нам грустно ещё и от того, что улетают от нас птицы. Давайте споём нашу любимую песню «Журавушка». (песня «Журавушка» - муз. Зарицкой).
Воспитатель:
- Уходит золотая осень, уносит с собой свои волшебные краски, на смену ей спешит её сестра - поздняя осень.
Ребёнок:
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой во след не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.
(Н. Некрасов)
Музыкальный руководитель:
- Посмотрите, пожалуйста, какой картине подходит по настроению это стихотворение?
Это картина «Тройка».
А теперь мы послушаем пьесу П.И. Чайковского «Ноябрь. На тройке».
(Слушают «Ноябрь» из альбома П.И.Чайковского «Времена года»).
Музыкальный руководитель:
Что вы услышали, какая пьеса по характеру? (ответы детей)
Музыкальный руководитель:
- Какая осень вам понравилась больше - в пьесе «Осенняя песня» или «На тройке», и почему? (ответы детей)
- Теперь Вы поняли ребята, как может художник рассказать нам о том, что ему понравилось с помощью кисти и красок. Также композитор может с помощью музыки передать нам свои впечатления о красоте природы.
Воспитатель: - Сейчас, я предлагаю Вам превратиться в настоящих художников и нарисовать то осеннее настроение, которое вам больше понравилось цветными пятнами, линиями. С помощью кисти и акварельных красок.
Музыкальный руководитель: - А пока вы будете рисовать, я предлагаю вам ещё раз прослушать отрывки из двух музыкальных произведений П.И.Чайковского.
(Повторно звучат пьесы в записи. Дети рисуют, затем обмениваются впечатлениями)

Итог и оценка рисунков детей, проводится во 2 половине дня, в совместной деятельности с детьми.

Вывод: Картина И.И.Левитана "Золотая осень" и "Тройка" И.А.Владимирова, вызвала эмоциональный отклик у детей. Дети с большим желанием включились в диалог, обсуждая произведения П.И.Чайковского "Октябрь. Осенняя песня" и "Ноябрь. На тройке". Каждый был готов рассказать о своих впечатлениях и эмоциях, объясняя, почему они использовали тот или иной тон краски в своих рисунках.
Благодаря использованию современных технологий на Непосредственной Образовательной деятельности и не только, воспитанники из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более насыщенным и интересным.

Рекомендуем посмотреть:

НОД для старшей группы с презентацией на тему: Дары осени Конспект занятия в старшей группе по музейной программе на тему: Осень Конспект осенней экскурсии в старшей группе ДОУ Конспект НОД в старшей группе на тему: Осень

Похожие статьи:

Инсценировка сказки в старшей группе на тему: Грибы

Инсценировка сказки «Репка» в стихах для детей старшей группы

День пожилого человека в ДОУ. Сценарий мероприятия для пожилых людей
Опубликовано: 479 дней назад (13 августа 2015)
Просмотров: 2605
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Елена Владимировна Николаева # 13 августа 2015 в 21:00 +1
Прекрасные стихи, чудесная классическая музыка, не хватает презентации с картинами, которые рассматривают дети, ведь каждому не дашь репродукцию. Задумка чудесная, есть ещё возможность подработать конспект. Успехов Вам, голос!
Галина Анатольевна Лейко # 5 февраля 2016 в 18:12 0
Гаянэ Ванушевна, интересное занятие. Конечно демонстрация репродукций предполагает наличие интерактивной доски. Само собой это ярко, что активирует внимание детей. Все замечательно, и идея, и последовательность, и подбор материала.
Голос!