Конкурсы для педагогов и детей

Конспект логопедического занятия для 1 класса. Деление слов на слоги

Логопедическое занятие «Деление слов на слоги» для учащихся 1 класса.
Автор:Кудрявцева Елена Геннадьевна, учитель-логопед
Место работы: МБОУ СОШ №93, г. Барабинск Новосибирская область
Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект группового логопедического занятия, предназначенного для учащихся 1 класса, по теме «Деление слов на слоги» Занятие будет полезно для учителей-логопедов школ и детских садов, а также материалом могут воспользоваться учителя начальных классов, воспитатели, педагоги дополнительного образования.
Цель: Закрепление навыков деления слов на слоги.
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать умения учащихся делить слова на слоги,
-закреплять знания детей соотносить слова со слоговой схемой слова,
-развивать навыки учащихся дифференцировать слоги-слова,
-совершенствовать знания детей в образовании новых слов,
Коррекционные:
-повторять знания о речи, предложении, слове, слоге,
-расширять словарный запас детей по теме «дикие животные»,
-развивать общую моторику детей, мимическую моторику,
-координацию движения тела, речевое дыхание,
-автоматизировать произносительные навыки,
- развивать память, слуховое восприятие, мышление
Воспитательные:
-развивать у учащихся коммуникативную компетентность,
(воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей)
-сформировать самооценку учащихся.
Средства обучения:
-карточки со словами: хвост, голова, нос, морда, лапа, глаза;
-карточки на каждого ребёнка с длинной и короткой полоской;
-карточки с поделенными на слоги словами: МО-ЛОД-ЦЫ! СПА-СИ-БО!
-ИКТ (мультимедийная презентация), либо картина зимнего леса и предметные картинки: лиса, волк, лось, белка, заяц, кабан.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед:
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть.
-Сядет за парту тот в чьём имени 1 слог, сядет за парту тот в чьём имени 2 слога, 3 слога.
-Ребята, приготовьтесь внимательно слушать и правильно говорить.
-Сегодня на занятии мы будем работать устно: будем использовать карточки и работать в парах.
2. Основная часть.
Повторение
Логопед:
-Дети, вспомните, из чего состоит наша речь?
-А из чего состоит предложение?
-Из чего состоит слово?
Сообщение темы занятия.
Логопед:
-Сегодня мы будем делить слова на слоги.
Дифференциация слог-слово.
Логопед:
-Ребята, у вас на партах лежат карточки, возьмите их.
-Посмотрите, чем они отличаются? (длиной полосок)
-Какой полоской обозначим слог? (короткой)
-Какой полоской обозначим слово? (длинной)
-Я буду называть слоги и слова, а вы поднимаете короткую полоску, когда услышите слог, длинную полоску, когда услышите слово. Приготовьтесь.
Словарь: барсук, си, лиса, волк, ра, заяц, стру, кри, лось,
кабан, ок, ли, рысь, иг, куница, кош, ту.
Логопед:
-Уберите карточки на край стола.
Психогимнастика. (слайд Зимний лес)
Логопед:
Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (зимний лес)

-Каких животных мы можем встретить зимой в лесу? (называют)
-Встаньте из-за парт. Ребята представьте, что вы животные, изобразите их повадки.
-Встречайте первого жителя леса:
(Постепенно на доске появляются дикие животные, повадки которых дети изображают, двигаясь по классу)
-Покажите, как прыгает заяц.
-Как белка грызёт орехи?
-Как ходит лось, покажите. (шагают, высоко поднимая ноги)
-А как волк вылизывает лапы?
-Как лиса крадётся, изобразите.
-Покажите, как кабан роет мордой снег.

Логопед:
-Молодцы, ребята, садитесь за парты.
-Дети, кого вы сейчас изображали? (диких животных, зверей)
Деление слов на слоги при помощи хлопков.
Логопед:
-Ребята, давайте разделим слово животные на слоги, при помощи хлопков. Вместе со мной ЖИ-ВОТ-НЫ-Е, сколько в слове слогов?
-А теперь разделим слово звери на слоги: ЗВЕ-РИ, сколько в слове слогов?
-Кто попробует сам разделить на слоги слова, называющие животных.
(дети делят слова - названия животных на слоги)
-Молодцы!
Деление слов с помощью гласных
Логопед:
-Ребята, как ещё можно определить количество слогов в слове? (с помощью каких букв?) (гласных букв)
Слоговые схемы и слова на карточках, на примере названий животных.

Логопед:
-Дети, посмотрите на доску. Нам нужно распределить слова по столбикам.
-Прочитайте первое слово. (барсук)
-В какой столбик поместим это слово? Почему? (во второй, в слове два слога, две гласные)
-Прочитайте второе слово. (куница)
-В какой столбик поместим слово? Почему? (в третий, в слове три слога, три гласные)
-Прочитайте третье слово. (рысь)
-В какой столбик поместим это слово? (в первый, в слове один слог, одна гласная)
Отрабатываем умения в паре:
Логопед:
-Ребята, сейчас вы будите работать в паре за партой.
-У вас на партах карточки со словами. Прочитайте слова, выделите гласные буквы и разложите на парте слова в три столбика, как показано на доске. Слева слова с одним слогом, в середине слова с двумя слогами, справа с тремя.
Набор карточек со словами для каждой пары детей: хвост, голова, нос, морда, лапы, глаза.
Логопед:
-Прочитайте слова с одним слогом, прочитайте слова с двумя слогами, прочитайте слова с тремя слогами.
-Ребята, как вы определяли количество слогов в словах?
-Каким обобщающим понятием можно назвать слова на карточках? (части тела зверей)
-Молодцы!
Образование новых слов (картина зимнего леса с животными):
Логопед:
-Ребята, ответьте на вопросы:
-У лисы лапа чья? (лисья)
-У волка хвост чей? (волчий)
-У белки уши чьи? (беличьи)
-У зайца глаза чьи? (заячьи)
-У кабана морда чья? (кабанья)
-У лисы хвост чей? (лисий)
-У зайца голова чья? (заячья)
-Замечательно!
Физкультурная минутка.
Логопед:
-А чтобы лапы, хвосты, уши животных не уставали выполним звериную зарядку. Повторяйте за мной:
Раз - присядка, (выполняют движения по тексту)
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
А. Барто
Логопед:
-Чтобы восстановить дыхание сделаем дыхательную гимнастику:
вдох носом, длинный выдох через рот. (2-3 раза)
Развитие памяти и образование слов в родительном падеже. (зимний лес с животными)
Логопед:
-Возвращаемся в наш зимний лес. Поиграем в игру "Кого нет?"
-Посмотрите внимательно, кого нет? (нет белки)

-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет кабана)
-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет лисы)
-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет волка)
-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет лося)
-Закройте глаза, откройте, кого нет? (нет зайца)
(Постепенно на слайде исчезают и появляются звери в зимнем лесу.)
-Молодцы, все очень внимательные!
Добавить в слово слог: (на слайде предложения с пропущенным слогом в конце слова)
Логопед:
-А сейчас нужно прочитать предложение и добавить в последнее слово подходящий слог.
(дети читают по одному предложению и добавляют пропущенный слог, который затем появляется на слайде):
-Волк спит в лого (ве).
-Заяц сидит под кус (том).
-Лиса вылезла из но (ры).
-Лось стоит под дере (вом).
-Медведь спит в берло (ге).
-Белка живёт в дуп (ле).
-Хорошо.
3. Итог занятия.
Логопед:
-Ребята, подойдите ко мне. Каждому из вас я даю карточку со слогом ( у каждого ребёнка по одному слогу:Мо, лод, цы!, Спа, си, бо).
-Составьте из этих слогов два слова. Встаньте так, чтобы можно было прочитать слова.
-Какие слова получились? (Спасибо! Молодцы!)
-Ребята, почему вы молодцы? (ответы детей по выполненным заданиям на занятии)
Хвалю детей. Благодарю.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-го класса c ОНР III уровня речевого р Конспект занятия для учащихся 1 класса с ОНР 3 уровня Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушенным интеллектом Конспект логопедического занятия в 1 классе С(К) ОУ VIII вида
Участник №53 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Индивидуальное логопедическое занятие-игра по автоматизации звука Ш
Опубликовано: 291 день назад (23 февраля 2016)
Просмотров: 2290
+16
Голосов: 18
Ольга Сергеевна Дьякова # 23 февраля 2016 в 20:03 +2
Спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 24 февраля 2016 в 14:14 +1
Ольга Сергеевна, большое спасибо за оценку моей работы.
Алла Ивановна Ефимова # 23 февраля 2016 в 22:21 +2
Занятие получилось интересное и насыщенное. Много интересных моментов, присутствует физминутка.
Примите голос и пожелания удачи.
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 24 февраля 2016 в 14:16 +1
Спасибо, Алла Ивановна, за комментарий и голос.
Марина Геннадьевна Шабанова # 24 февраля 2016 в 03:03 +2
Елена Геннадьевна, спасибо за приглашение! Было очень интересно на Вашем занятии. Насыщенное, разнообразные задания соответствуют целям и задачам. Примите голос №3.
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 24 февраля 2016 в 14:18 +1
Марина Геннадьевна, большое спасибо за комментарий и голос.
Любовь Владимировна Лычангина # 24 февраля 2016 в 07:10 +1
Елена Геннадьевна, спасибо за приглашение на отличный конспект логопедического занятия "Деление слов на слоги" для учащихся 1 класса". Вы пополняете знания о речи, предложении, слове, слоге; расширяете словарный запас детей по теме «дикие животные»; развиваете общую моторику детей, мимическую моторику, координацию движения тела, речевое дыхание; автоматизируете произносительные навыки; развиваете память, слуховое восприятие, мышление.
Оформление разработки соответствует ФГОС. Примите и мой голос!
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 24 февраля 2016 в 14:21 +1
Любовь Владимировна, огромное спасибо за высокую оценку моей работы.
Ирина Николаевна Ступченко # 24 февраля 2016 в 09:41 +2
Спасибо за приглашение. Мне всё понравилось. Грамотно, интересно, правильно. Удачи и успеха!
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 24 февраля 2016 в 14:24 +1
Ирина Николаевна, большое спасибо.
Татьяна Александровна Толстикова # 24 февраля 2016 в 18:32 +2
Елена Геннадьевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с конспектом Вашего занятия и нашла для себя новые моменты, которые обязательно буду использовать на самоподготовке. Закрепление навыков деления слов на слоги прошло у Вас очень насыщенно и увлекательно. Ребятам на таком уроке работать будет интересно, а значит и результативность будет высокая. Спасибо за приглашение, с удовольствием голосую.
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 26 февраля 2016 в 15:24 0
Татьяна Александровна, большое спасибо за комментарий. Я рада, что Вы нашли для себя новые моменты и моё занятие может быть полезным для педагогов. Спасибо Вам.
Наталья Владимировна Князева # 25 февраля 2016 в 19:24 +3
Очень содержательный конспект,раскрыты все поставленные задачи!интересные и занимательные задания!голос! smile
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 26 февраля 2016 в 15:26 +1
Наталья Владимировна, спасибо Вам за оценку моего занятия.
Снежана Анатольевна Колесникова # 4 марта 2016 в 19:29 +4
Здравствуйте, коллега. Очень понравился конспект Вашего занятия. Все задания вытекают одно из другого, а не расположены в хаотичном порядке. Очень понравилась физминутка!
Хочу поделиться с Вами тем, как я учу делить слова на слоги. Мы не отхлопываем слова, а прижимаем ладошку к подбородку. Сколько раз опустилась нижняя челюсть, столько будет и слогов. Только слова нужно произносить утрированно, для того чтобы при произнесении таких гласных как "И" и "Ы" активно работала нижняя челюсть.
Когда дети хлопают, они как правило, слово "СТОЛ" поделят на 2 хлопка.
Примите голос +. Взяла Ваш материал на заметку.
Заходите в гости на мою страницу
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 5 марта 2016 в 14:27 +4
Снежана Анатольевна, спасибо за Ваш комментарий. Вы знаете, я пробовала учить детей делить слова с помощью ладошки у подбородка, но сейчас приходят дети в первый класс с зажатой артикуляцией и, к сожалению, такая работа для детей доставляет трудности. Я взяла именно этот вид деления слов в занятие, потому что учитель в классе делит слова с помощью хлопков. Спасибо Вам, Снежана Анатольевна, за совет утрированно произносить слова, оттягивая челюсть вниз, я обязательно возьму себе на заметку и попробую применять в своих занятиях. Спасибо, что дали такой ценный совет!
Оксана Викторовна Головинцова # 5 марта 2016 в 18:15 +4
Елена Геннадьевна, познакомилась с Вашим замечательным конспектом логопедического занятия для 1 класса "Деление слов на слоги". Публикация соответствует требованиям сайта. Без сомнения, логопедическое занятие рассчитано на подведение итога по теме "Деление слов на слоги". Рефлексия в конце занятия направлена на продукты собственной активности ребенка. Голос +8. Успехов!
Сидорова Зоя Григорьевна # 1 мая 2016 в 18:58 +4
Елена Геннадьевна!
Материал конспекта логопедического занятия "Деление слов на слоги" показался мне интересным. Очень много нового и интересного для детей. Какое разнообразие форм работы! Думаю, что многим педагогам материалы публикации пригодятся в педагогической практике.
Всего Вам доброго,
голос!
Зоя.
Наталья Алексеевна Киселева # 7 мая 2016 в 18:38 +4
Грамотная разработка! Учебный материал дополнен практическими движениями! Очень интересные задания на развития внимания и памяти. Спасибо за такой материал.
Ирина Юрьевна Ручина # 12 мая 2016 в 20:32 +4
Здравствуйте, Елена Геннадьевна! Спасибо за приглашение. С большим удовольствием познакомилась с вашей разработкой. Конспект логопедического занятия очень интересный, мне понравился. Ребятам на таком уроке работать будет интересно, а значит и результативность будет высокая. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Ирина Викторовна Родионова # 27 мая 2016 в 20:46 0
Здравствуйте, Елена Геннадьевна! С большим удовольствием познакомилась с Вашим конспектом занятия. Содержание насыщенное, познавательное,динамичное. Очень интересные дидактические игры на словообразование.Цели и задачи, соответствующие возрасту детей, в ходе урока выполняются. Материал будет востребован педагогами. Творческих успехов!
Вера Ивановна Прошина # 4 июня 2016 в 21:11 0
Здравствуйте, Елена Геннадьевна! Присоединяюсь ко всем положительным комментариям. Занятие разработано с учетом данного возраста и по всем правилам конкурса. Голосую!