Конкурсы для педагогов и детей

Экология на уроках технологии

Методическая разработка по технологии на тему: "Вместе спасем планету от мусора!"
Города нашей страны буквально задыхаются от мусора. Наши свалки занимают уже 2 тыс. кв. км — это две территории Москвы — и каждый год требуют еще 100 кв. км земли.
Мы уже привыкли к печальным пейзажам, украшенным пластиковыми бутылками и обрывками полиэтиленовых пакетов. Больно видеть замусоренную природу, ведь она от этого страдает. Все чаще мы употребляем термин “экологическая проблема”, говоря о загрязнении окружающей среды промышленными и бытовыми отходами.
Мы не привыкли задумываться о том, как уменьшить количество мусора и как его можно использовать вторично хотя бы на бытовом уровне, в условиях своего дома, квартиры.
Нужно менять отношение людей к мусору. Так у меня появилась идея предложить детям по-другому, более креативно взглянуть на мусор, который люди выбрасывают ежедневно, воодушевить их на использование его в своём творчестве на уроках технологии, кружках прикладного творчества, превратив ненужное в нечто прекрасное.
Изучив статьи в периодической печати, проанализировав опыт работы педагогов, я пришла к выводу, что на уроках технологии применяются в основном традиционные художественные материалы и техники и не достаточно широко используются нетрадиционные, так называемый «бросовый материал», недостаточно разработаны художественно – творческие задачи на вариацию, импровизацию с таким материалом. Желание использовать ненужный «бросовый» материал, так же как и желание экономить свои расходы, совсем не свидетельствует о нашей жадности и скупости. Это естественное желание любого нормального, рационально мыслящего человека.
Бросовый материал - это все, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю своей безграничной фантазии. Такие материалы давно используются в изготовлении самых разных изделии. В ход идет все: старые газеты, остатки строительного материала, флаконы от шампуня или крема, трубочки, пробки, пластиковые бутылки, тюбики от помады, коробочки от сока. И все это можно использовать в работе с детьми на уроках технологии и в кружках прикладного творчества.
Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное - этот материал всегда можно найти. Он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание. А значит, такой ребенок в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Применение на уроках «мусора» как художественного материала имеет ряд положительных аспектов:
- экологический аспект: изготовление изделий из бросового материала конечно же полностью не решает глобальную проблему утилизации мусора, но как превращение обычного бытового мусора в оригинальные предметы обихода имеет место быть. Создавая работы под лозунгом «вторая жизнь вещей», ребята приучаются к практичности использования уже имеющего материала.
- социальный аспект: применение на занятиях «бросового материала» дает возможность привлечь для совместного творчества детей и родителей. Неравнодушие, заинтересованность родителей радует и вдохновляет детей. Очень важно вовлекать взрослых в мир ребенка, привлекать к активному участию в школьной творческой жизни ребенка и радоваться его успехам.
- экономический аспект: ребенок учится понимать, что использование вторичного сырья позволяет в какой-то мере экономить природные ресурсы. Бросовый материал является доступным по материальным затратам для большинства семей.
Но применение нетрадиционных материалов – это не только защита экологии или новые способы использования мусора для всеобщего блага. Такие занятия несут в себе огромную радость, которую доставляют детям игра, творчество, рукоделие, общение, решение общей задачи, проблемы. Радость оттого, что, на первый взгляд, ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Экспериментируя разнообразием материала и способами его выражения, дети погружаются в состояние вдохновения и творческого порыва. Они очень гордятся своими шедеврами.
Занятия с применением бросового материала я планирую и провожу с детьми разного возраста: и с младшими школьниками, и ребятами среднего звена, и со старшими, ориентируясь на возрастные особенности учеников, даю мастер-классы для желающих.
Для реализации любого проекта необходимо создавать материальную базу. Для этого в начале года провожу беседы с родителями, раздаю им памятки, с указанием материалов, пригодных для творчества, знакомлю их с работами учеников. И в течение года собирается ненужный в доме хлам, но нужным нам отличный материал для творчества, в который нужно вдохнуть «вторую жизнь». Дальше работа строится следующим образом:
– знакомство детей с различными техниками: «плетение из газет», «кинусайга», «канзаши», лепка из «папье-маше» и др.;
– ребята продумывают свои произведения, делают эскизы, определяются с техникой;
– изготавливают свои поделки с моей помощью и помощью родителей.
Сегодня тенденция мирового сообщества к защите окружающей среды, являет на свет увлечения, и даже новые направления в искусстве. Молодые художники и дизайнеры творят необыкновенные картины, скульптуры, предметы интерьера и даже детали гардероба из обычного мусора.
Я знакомлю ребят с новым направлением современного искусства – Трэш (англ.) - мусор - искусство, где задействован старый хлам, который люди отправляют на свалку. Дети с удивлением и восторгом рассматривают произведения художников, работающих с «мусором».
Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества, дать понимание свободы творчества, свободы от стереотипов мышления, развивать у ребенка чувство свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. Я уверена, что кем бы ни стали мои ученики в дальнейшем, все это обязательно пригодиться им в жизни.
Одной из форм результативности являются выставки детских работ. Творческие работы детей с успехом принимают участие в выставках, конкурсах различного уровня.
Мы получаем газеты, после чтения их выбрасываем. Я подумала, что можно использовать бумагу в качестве «бумажной лозы» и дети с удовольствием занимаются плетением.
На празднике Масленицы мы не отступили от нашего правила: все в дело. Чучело тоже было из бросового материала-это старые ненужные вещи, бумага и деревянная крестовина.
Я очень надеюсь, что наши работы с использованием бросового материала понравятся. И многих вдохновят использовать подходящие для творчества отходы, и от этого наша планета станет чуть-чуть чище!

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая акция для начальной школы. Поможем птицам зимой Экологический проект для 5-7 класса с презентацией Экологический проект с презентацией, 5-6 класс. Проблема энергосбережения Экологическое исследование для школьников «Реклама в почтовом ящике»
Опубликовано: 27 дней назад (6 ноября 2016)
Просмотров: 152
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Наталия Николаевна Кафанова # 6 ноября 2016 в 21:59 +1
Добрый вечер, Елена Григорьевна! Замечательная разработка. Из бросового материала вы с детьми создаете, что-то новое, нужное, расширяете просторы для детского творчества, развиваете у них воображение и стремление творить. Желаю Вам удачи! Примите мой голос. Вы молодец!
Елена Григорьевна Кулинич # 7 ноября 2016 в 08:25 +1
Огромное спасибо!
Екатерина Адамовна Крюкова # 7 ноября 2016 в 00:16 0
Очень хорошая работа. Возьму на заметку для работы со своими детьми.
Елена Григорьевна Кулинич # 7 ноября 2016 в 08:25 0
Огромное спасибо!
Елена Борисовна Жданова # 7 ноября 2016 в 09:58 +1
Идея очень хорошая, актуальная, полезная, только оформление публикации мне не очень понравилось: нет цели, задач, структуры, назначения работы, не определен возраст, на который рассчитана такая работа, хорошо бы увидеть работы ваших подопечных.Также непонятно, у вас это статья по обмену опытом или все-таки методическая разработка? Если добавите информацию, то все будет замечательно!
Елена Григорьевна Кулинич # 7 ноября 2016 в 18:31 0
Не разобралась,как отправить фотографии детей,которые делали эти поделки.
полина александровна купряшина # 7 ноября 2016 в 12:10 0
согласна с предыдущим комментарием, идея более чем актуальна в нынешнее время, но текст сложно читаем из за оформления материала. И и все таки больше это похоже на обобщение (обмен) опыта, чем на методическую разработку.
Елена Геннадьевна Савчук # 14 ноября 2016 в 05:51 0
Елена Григорьевна, большое спасибо за приобщение детей к защите окружающей среды. Пожелание от эколога - не бросайте это направление. Голосую.