Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия для детей 6-7 лет на тему: Парижская выставка и наш заводской Урал

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему "Парижская выставка и наш заводской Урал" (продуктивная деятельность)
Автор: Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования, Филиал МАДОУ №38 "Ёлочка" - детский сад №23 "Солнечный город", г. Серов
Занятие 4 из серии "Каслинское литьё". Тема "Парижская выставка и наш заводской Урал (аппликация, коллаж)"
Программное содержание: познакомить детей с историей каслинского чугунного павильона; воспитывать патриотизм, чувство гордости от мастерства рабочих; продолжать знакомство с промышленным Уралом. Упражнять в передаче образа завода с помощью подбора геометрических форм. Развивать навыки аппликационной работы в технике бумажной мозаики, объёмной бумагопластики, навык коллективной композиции.
Задание: создание образа заводской площадки.
Материалы: иллюстрации каслинского павильона, заводов Урала; бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: Н.Третьяков «Сумерки», Е.Львов «Строительство домен Магнитогорска», Н.Черкасов «Заводской пруд», произведения художников Урала.
Литературный ряд: Е.Ховив «Куда бы по белому свету…».
Музыкальный ряд: Е. Гудков «Три города», А Пахмутова «Магнитка», А Филиппенко «Уральский хоровод».
Ход занятия
- Изделия каслинских мастеров хорошо известны в нашей стране и за рубежом, они украшают парки, набережные рек. Это решетки, мосты, фонари. И даже скульптуры коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.
Но я хочу рассказать сегодня о самом знаменитом изделии – это каслинский чугунный павильон. Это было сто с лишним лет назад. Все страны мира готовились к международной выставке в Париже в 1900 году. Готовились к ней и на далеком Урале. Многочисленные заводы пытались показать там все самое лучшее: образцы продукции рудников, шахт. Каслинские мастера создали выставочный павильон. Стенки его сверху донизу покрываются затейливым орнаментом, нарастающим по мере продвижения вверх по своей сложности: здесь и простой геометрический рисунок, и растительный орнамент, и барельефы со сказочными драконами, и вставки по мотивам русских былин и преданий (по ходу рассказа дети рассматривают иллюстрации и находят описываемые элементы).

Каждая из четырех стенок по рисунку своему не повторяется, и потому при обходе павильона он каждый раз открывается заново.
Долго трудились мастера над созданием павильона. И началось его путешествие с тихих берегов Каслинского озера в шумный и многолюдный Париж. Вслед за павильоном во Францию отправились и каслинские мастера, они должны были на месте собрать и установить павильон. Перед центральным входом в павильон была установлена скульптура Н.А. Лаврецкого «Россия».

Скульптура изображает женщину – воина в кольчуге с боевыми доспехами. Детали древнерусского вооружения статуи перекликались по смыслу с декоративным решением павильона в византийском стиле. В ее изготовлении проявилось величайшее мастерство формовщиков, литейщиков и чеканщиков. Легко струятся чугунные складки платья, видно каждое колечко кольчуги. Энергия и внутренняя сила проявляются в построении фигуры, жестах рук.
На выставке нашлось много покупателей. Они хотели купить «уральское чудо» вместе со всеми экспонатами. Представители завода были согласны на сделку. Но отказывались продавать скульптуру «Россия». Решающую фразу «Россия» не продается!» - сказал при торгах управляющий заводами П.М. Карпинский. Статуя, как и весь павильон, вернулась на родину, на Урал.
На выставке в Париже павильон был отмечен высшей наградой – хрустальным призом Гран-при и Большой золотой медалью. Это было признание высокого мастерства и умения уральских литейщиков, формовщиков, чеканщиков, всех, кто принимал участие в многотрудном и сложном процессе создания изделий.
А ведь такие же мастера есть и на других заводах, которых на Урале не счесть. Рассмотрим фотографии:




Здесь и металлургические с высокими башнями цехов и множеством труб, и многоэтажные здания станкостроительных заводов. Всё это вносит особый и узнаваемый образ в города Урала.
- Как зритель может определить, что на фотографии завод, или промышленное сооружение?
Какие детали должны присутствовать в аппликации завода?
Воспитатель предлагает детям создать аппликацию из геометрических форм, вырезав их из цветной бумаги (квадрат, прямоугольник, круг, полоска длинная и др.), передавая облик тех промышленных предприятий, на которых работают их родители, знакомые. Следует показать детям приёмы резания бумаги, трансформируя одну геометрическую форму в другую: из квадрата – два треугольника, круг, из прямоугольника - квадраты или прямоугольники меньшего размера, фигуры из сложенной гармошкой бумаги и т.п.

Работа может быть коллективной или индивидуальной.

Куда бы по белому свету
Дороги тебя не вели,
Ты сыном останешься
Этой богатой железом земли.
Той самой, где тропы и кручи
Запомнил, как стих, наизусть,
Той самой, что мужеству учит
И требует строгости чувств.
В заботах и важных, и мелких,
В потоке стремительных дней
Сердца, как магнитные стрелки,
Навечно повёрнуты к ней.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия для старших дошкольников на тему "Знакомство с металлами" Конспект занятия с детьми дошкольниками 6-7 лет на тему "История завода Касли" Конспект занятия для старших дошкольников на тему "Каслинский чугун" с презентацией Конспект занятия по продуктивной деятельности в подготовительной группе на тему "Чугунные зверюшки"
Конспект занятия для старших дошкольников на тему "Каслинский чугун" с презентацией | Конспект занятия по продуктивной деятельности в подготовительной группе на тему "Чугунные зверюшки"
Опубликовано: 301 день назад (1 июля 2023)
Просмотров: 385
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!