Конкурсы для педагогов и детей

Психологический квест для учащихся 9 и 11 классов

Методические рекомендации по проведению психологического квеста среди учащихся 9 и 11 классов
В помощь заместителям директора по воспитательной работе, педагогам- психологам, социальным педагогам, классным руководителям
Пояснительная записка
Что такое Квест? Квест (английское “quest”, поиск) – игра путешествие или разновидность игр в игре, в которых учащиеся проходят по запланированному маршруту, выполняя определенные задания.
Квест является популярной игровой формой, и ее использование создает дополнительную мотивацию для участников по включению в деятельность.
Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды деятельности.
Он дает возможность участникам через упражнения осуществлять рефлексию деятельности, а также позволяет учащимся с разным уровнем эмоционального состояния включиться в квест.
Для достижения целей, ученикам следует использовать маршрутный лист с обозначением контрольных станций (КС). Весь сюжет квеста помогает решить ученикам, как можно научиться приемам снятия психоэмоционального напряжения, саморегуляции, повышения самооценки, и справляться с той или иной жизненной ситуацией. Квест - командная игра, в которой задействованы не только эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление, развитие чувства ответственности доверия к партнёру, пропаганда жизнеутверждающих принципов. Идея маршрута проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.
Время проведения квеста рассчитано на 45 миниут.
Таким образом, прохождение квеста приводит учащихся к ключевым компетенциям на завершающем этапе, которое реализуется в разных видах деятельности.
Психологический квест
Цель: Формирование позитивных жизненных целей у учащихся и развитие мотивации к их достижению. Профилактика суицидального поведения. Мотивация учебной деятельности.

Задачи:
1.Пропаганда жизнеутверждающих принципов;
2.Повышение самооценки, формирование уверенного самопознания и познания своего Я;
3.Обучение приёмам снятия психоэмоционального напряжения, саморегуляции, коррекция собственного эмоционального поведения.

Оборудование:
Регистрационные листы (6 команд, по количеству КС);
Маршрутные листы (6 команд, по количеству КС);
Цветные бейджики (по количеству участников квеста);
Пластиковые стаканчики (по количеству участников квеста);
Газета;
Цветные стикеры (по количеству участников квеста 75х75мм);
Фломастеры (2 набора);
Ватман (по количеству команд);
Разметка контрольных станций (КС).

Структура квеста:
Регистрация. Деление на команды. Выдача бейджиков и маршрутных листов.
Построение. Приветственное слово.
Квест.
Построение. Подведение итогов.

Здравствуйте, дорогие учащиеся!
Мы рады приветствовать Вас и приглашаем погрузиться в игру - психологический квест. Он поможет Вам справляться с той или иной жизненной ситуацией, научит приемам снятия психоэмоционального напряжения, саморегуляции, а также повышение самооценки, формирование уверенного самопознания и познания своего Я.
Каждая команда при регистрации получили цветные бейджики, для формирования команд по цвету.
Как и в любой игре у нас есть правила. У каждой команды имеется маршрутный лист, в нём обозначены контрольные станции, которые вы должны пройти. Обязательным условием прохождения станций – является прохождение всех станций по порядку обозначенных в индивидуальных маршрутных листах. По итогам прохождения станций Вам необходимо заполнить графу «Выводы».

КС «КАКтус»

Упражнение «Стакан»
Цель: Эмоциональное осознание своего поведения.
- Возьмите одноразовый стакан и сделайте с ним то, что вы бы сделали в состоянии агрессии.
-Теперь верните стакан к первоначальному виду.
-Получается? Нет.
Обсуждение:
-Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?
Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?
Заключение:
-Все это вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище – душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?
Никак.
-Как можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете негативные эмоции?
-Поговорить, высказаться людям, которые вас поймут и посочувствуют
-Можно поколотить подушку
-Выжать мокрое полотенце (это поможет расслабиться, т.к. обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и пальцах)
- Можно потанцевать под музыку
-Громко спеть свою любимую песню
-Погулять на природе.

Упражнение «Газета»
Цель: снятие эмоционального и физического напряжения.
-Я вам предлагаю еще один способ снять напряжение – это комкание газеты…нужно скомкать как можно меньший комок и кинуть в коробку…
-Хорошо, а теперь возьмем еще по газете и порвем на мелкие кусочки…
-Молодцы, поделитесь своими впечатлениями…
- Каким стало ваше настроение? Стало ли вам легче?
Спасибо за работу и внимание…
Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние. Желаю вам успеха!

КС «Мое величественное имя»

Упражнение «Мое величественное имя»
Цель: повышение самооценки, формирование уверенного самопознания и познания своего Я.
С самого рождения и до ухода в иные миры у каждого из нас есть неизменный – как у Земли Луна – спутник: наше имя. И, подобно лунному свету, оно окутывает каждого тайной. Загадочна, необъяснима власть имени. В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. И молятся, и проклинают через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Силы, заложенные в имени человека, помогают преодолевать трудности и распознавать истоки радости, вдохновения, мудрости. Эти силы – двигатель человеческого роста. Но в тоже время может быть и источником опасности, ибо в каждом звуке имени сокрыты также силы, которые при невнимательном отношении могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, пристальное внимание позволяет приобрести особенную силу.
Одного восточного принца звали Джумбер. Стремясь осознать скрытый смысл своего имени, он размышлял над значением первого звука – «Д» - и понял, что его ведут по жизни Доброта, Дерзание и Долг. Вот что у него получилось:
Я – Джумбер, носитель гордого и светлого имени. Его дали мне при рождении, наградив меня Добротой, Жизненной силой, Умом, Мужеством, Богатством Естественностью, единством с природой, Радостью. Мое имя ведет меня по жизненному пути, позволяет Достойно принимать Жизненные уроки, Учить быть спокойным и Мудрым перед болезнями и войнами, Беречь свои силы для новых дел и начинаний, Ежедневно приумножать духовные богатства, Рисковать обдуманно и безмятежно! Воистину, я – обладатель величественного имени!
Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени. Поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для начала откроем тайну первого звука нашего имени. Например, Михаил, и мне приходит на помощь Мудрость и Мужество. Игорь – Искренность и Ироничность.
Имя – это не простое сочетание букв. В нем каждый звук находится на своем особенном месте и образует нечто целое, неповторимое и ценное.
Упражнение «Дерево жизни»
Цель: пропаганда жизнеутверждающих принципов.

Ребятам предлагают написать на стикере, жизнеутверждающие фразы, и приклеить его в качестве листочка на «Дерево жизни».

КС «Спокойствие, только спокойствие!»

Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»
Цель: обучение навыкам саморегуляции с помощью дыхательной гимнастики.
Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Не последнюю роль неумелое дыхание играет и в утомляемости. Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции.
Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Разные типы ритмичного дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха. Установлено, что фаза вдоха активизирует деятельность внутренних органов, а фаза выдоха оказывает тормозящее влияние.
Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участие мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ № 1. Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счета проводиться задержка дыхания, затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6. снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметней спокойней и уравновешенней.
Способ № 2. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ № 3. Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох.
- глубоко выдохните;
- задержите дыхание так долго;
- сделайте несколько глубоких вдохов;
- снова задержите дыхание.
Способ № 4. Дыхание через каждую ноздрю поочередно.
Зажмите пальцем правую ноздрю. Вдох через левую ноздрю на 4 счета. Пауза - задержка дыхания на 8 счетов. Зажмите левую ноздрю, выдох на 4 счета через правую ноздрю. То же выполните, начиная вдох с правой ноздри. Выполните несколько циклов.

КС «Клуб Весёлых и Находчивых»

Игра «Ковёр-самолёт»
Цель: развитие креативного мышления, действия в нестандартной ситуации.
Для выполнения этого упражнения нужен «ковёр». Задание – переместиться вместе с этим ковром в другое место, не сходя с него и не касаясь чего-либо за его пределами.

Игра «Узел»
Цель: развитие креативного мышления, действия в нестандартной ситуации.
Каждый из группы держится за верёвку. Задача – завязать верёвку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещаться вдоль верёвки. Если кто-то отпустит руки, игра начинается сначала.

КС «Ералаш»

Игра «Гусеница»
Цель: формирование межличностного доверия и группового сотрудничества.
Игроки образуют цепочку (встают друг за дружкой) – «гусеницу». Первый игрок – «голова», последний – «хвост».
Включается музыка и гусеница начинает движение в перед, при этом голова показывает различные танцевальные движения (руками, телом, ногами, головой), а остальные игроки стараются повторить эти движения.
Когда «голова» устает, он поворачивается к следующему за ним игроку, гладит его по голове, а сам переходит в хвост гусеницы.
Эта игра, продолжается с новым ведущим и с новыми движениями, так до тех пор, пока звучит музыка.

Игра «Путаница»
Цель: развитие умения работать командой и принимать нестандартные решения.
Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник должен найти себе «друга по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «друга по рукопожатию» (важно, чтобы «друзья» были разные). Задача состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук.

КС «В десяточку»

Упражнение «В десяточку»
Цель: тренировка решительности, умения брать на себя ответственность.
Участникам предлагается посчитать вслух до десяти. Условие произносить цифру может только один человек. Если молчание длится более 5 секунд, игра начинается сначала.
Обсуждение:
- Чем руководствовались участники, которые решались назвать следующее число?
- В связи с чем некоторые участники были готовы взять на себя ответственность и активно действовать, а другие приняли пассивную позицию?
Вывод:
Когда в жизни возникают ситуации, подобные этому упражнению, в которых взятие на себя ответственности и переход к активным действиям ведёт к риску проигрыша, а когда ответственность не берёт никто, проигрыш обеспечен. Это примерно как в футболе, когда несколько игроков потенциально могут атаковать ворота, но никто этого не делает, боясь промахнуться, и в результате мяч достаётся соперникам.

Игра «Машина-водитель»
Цель: развитие чувства ответственности доверия к партнёру.
Участники делятся на пары, один машина, другой водитель. Задача перемещаться с места на место. «Машина» закрывает глаза, «водитель» управляет.

Благодарим вас за плодотворную работу. Поздравляем с успешным прохождением квеста.
Удачи!

Рекомендуем посмотреть:

Квест для учащихся 8-11 классов. Сценарий Квест «Школа Детективов!». Сценарий для детей 8-14 лет
Дидактическая игра «Что лишнее?» для детей 3-7 лет
Опубликовано: 158 дней назад (27 июня 2016)
Просмотров: 912
+7
Голосов: 7
Елена Борисовна Жданова # 27 июня 2016 в 23:42 +3
Такие нестандартные психологические занятия по формированию позитивной жизненной позиции с элементами современной игры, должны быть привлекательны для молодежи. Подобранные вами задания и упражнения полезны и для взрослых тоже. Мне понравилась ваша задумка. Думаю, что все прошло в хорошем темпе, дети осознавали, что им предстоит сделать, учились работать в группе, принимать решение, управлять своим поведением и эмоциями. Возьму вашу публикацию на заметку.
Елена Валерьевна Халикова # 28 июня 2016 в 19:22 +1
Спасибо за комментарий!Детям очень понравилось участвовать в данном мероприятии.Было видно как они менялись. Пришли "ежиками" без желания идти на контакт, ушли на позитиве.
Оксана Михайловна Жидикина # 28 июня 2016 в 12:28 +3
Здравствуйте, Елена Валерьевна. С удовольствием ознакомилась с разработкой психологического квеста. Материал мне понравился и с вашего разрешения возьму в закладки.Всё понятно и доступно описано. КС интересные, разнообразные. Особенно понравились упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, саморегуляции, упражнение «Мое величественное имя». Спасибо. Примите мой первый голос.
Елена Валерьевна Халикова # 28 июня 2016 в 19:23 0
Спасибо!
Татьяна Александровна Толстикова # 28 июня 2016 в 17:13 +3
Елена Валерьевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашим психологическим квестом. Очень интересно и позитивно. Такая форма и содержание игры даёт прекрасную возможность для достижения поставленных педагогом целей. Сами же ребята, независимо от возраста, любят квесты и всегда активно включаются в действие игры. Примите мой голос. Успехов Вам!
Елена Валерьевна Халикова # 28 июня 2016 в 19:23 +1
Спасибо!
Светлана Николаевна Игнатюк # 29 июня 2016 в 04:03 +2
Очень необычная и интересная разработка. Считаю, что интересно будет педагогу наблюдать за ребятами во время игры, поскольку в ней раскрываются психологические особенности.
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 июля 2016 в 21:11 +1
Интересное мероприятие!
Марина Константиновна Загарских # 6 июля 2016 в 22:50 0
Интересная разработка.Голос!
Юлия Константиновна Сергеева # 24 июля 2016 в 14:34 0
Добрый день! Очень понравилась данная методическая разработка. Все очень продумано, интересные и эффективные упражнения. Сама активно пользуюсь в своей работе дыхательными упражнениями, комканием газеты. Обязательно возьму, с вашего позволения, на заметку.
Аминат Юсуповна Омарова # 7 сентября 2016 в 11:37 +1
Еще один голос в копилку! Очень понравилась данная разработка, с удовольствием включу в свой план с вашего позволения. Уверена, что детям очень понравится!
Мальцева Оксана Петровна # 13 ноября 2016 в 06:34 0
Здорово, то, что я искала!Спасибо!!!Голос!