Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по информатике в 10 классе

Конспект урока по информатике в 10 классе по теме "Решение задач с использованием структур ветвления и цикла"
Тип урока: урок рефлексии (урок закрепления и совершенствования знаний).
Вид урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование и программное обеспечение:
• Компьютеры, проектор.
• Презентация в формате Power Point,
• раздаточный материал (карточки для выполнения самостоятельной работы, практической работы, справочный материал).
• Бесплатные программы: «Редактор блок-схем», среда программирования PascalABC

Цели урока:
- закрепление и при необходимости коррекция изученных способов записи алгоритмов разветвленной и циклической структур в различных формах;
- формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Задачи:
образовательные:
- повторение учащимися алгоритмических конструкций: ветвление, цикл;
- отработка учащимися навыков выполнения трассировки алгоритма; анализа и отладки программ в среде PascalABC;
- знакомство учащихся с программой «Редактор блок-схем».
развивающие:
- развивать логическое и алгоритмическое мышление;
- закрепить и научиться применять полученные знания с помощью практической работы;
- развивать навыки самоконтроля;
воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к изучению информатики, культуру общения, восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека;
- формирование таких личностных качеств как исполнительность, дисциплинированность, внимательность, уверенность, ответственность, активность.

Планируемые результаты:
Предметные
- Повторить алгоритмические конструкции: ветвление, цикл. Показать место темы в заданиях ЕГЭ. Вспомнить выполнение трассировки алгоритма. Отработать навык отладки программы в среде PascalABC. Познакомить учащихся со средой проектирования алгоритмов – с программой «Редактор блок-схем».
Метапредметные
Познавательные:
Умение:
- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- обобщать полученную информацию;
- давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
Умение:
- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные:
Умение:
- развивать и отрабатывать умение анализировать, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Личностные
- способствовать формированию творческой активности учащихся через создание ситуации успешности.
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Структура урока:
1. Организационный этап -1 мин;
2. Мотивация к учебной деятельности – 1 мин
3. Постановка цели, задач - 2 мин;
4. Повторение пройденного – 5 мин;
5. Проверка понимания – 12 мин;
6. Закрепление пройденного – 20 мин;
7. Домашнее задание – 2мин;
8. Итоги урока - 2мин;
9. Оценка учащихся – 1мин.
Ход урока.
Организационный этап
Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку; отмечаю в журнале отсутствующих; разбиваю учащихся на группы.
Мотивация к учебной деятельности
Назовите основные алгоритмические структуры, которые мы изучали на последних уроках.
(Учащиеся: линейная, ветвление, цикл)
Сегодня мы с вами рассмотрим задачи на эти структуры и их место в заданиях ЕГЭ по информатике. Запишем тему урока.
слайд 1 (высвечивается тема урока)
(Учащиеся: Записывают тему урока в тетрадь.)

Вспомним, как в блок-схеме изображается конструкция «ветвление» и конструкция «цикл с предусловием».
(У доски два ученика: Один рисует конструкцию «ветвление», другой – «цикл с предусловием».)
В обеих конструкциях имеется проверка условия. Как отличить, где использовать условный оператор при записи программы, а где оператор цикла?
(Учащиеся: В конструкции «цикл» имеется возврат к проверке условия – поэтому записываем оператор while, а в конструкции «ветвление» возврата нет, условие проверяется один раз – поэтому записываем оператор if.)
Постановка цели, задач
Наша цель сегодня. Проговариваем цели урока. Слайд 2 (высвечиваются цели урока)
Сегодня мы работам по группам. От того насколько сплочённо вы будите работать в своей команде, разумно распределите роли, зависит ваш результат.
Повторение пройденного
Проведём небольшую разминку. На экране вам будут последовательно выведены 5 заданий с использованием всех трёх основных алгоритмических структур. Задания из ЕГЭ тип В2. Ваша задача, выполнив алгоритм записать на листочек только ответ. Ответ можно записать только один. Поэтому если ваш ответ не совпадает с ответом остальных участников группы, старайтесь аргументировать своё мнение. В конце каждая группа сдаёт листочек. На выполнение первого задания отводится 30 секунд, на остальные по 1 минуте.
(Слайды 3-7,текст заданий:


(Учащиеся: Решают задания. Возможно использование черновиков для вычисления. Когда команда приходит к единому ответу, записывают его в бланк ответов… Сдают бланк ответов.)

Посмотрите, у кого ответы полностью совпали с эталонными?
Слайд 8 - с ответами:
Задание Ответ
В2 – 5 a = 3, b = 12
В2 – 18 12
В2 – 24 185
В2 – 25 41
В2 – 27 24

(Учащиеся: Оценивают свои ответы. Формулируют затруднения.)
Учитель при необходимости даёт пояснение по затруднениям.
Проверка понимания
Вам предстоит выполнить ручную трассировку предложенной задачи (из ЕГЭ тип В5). На выполнение – 2 минуты.

Карточка с заданием:
Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы:
var k, s: integer;
begin
s:=1;
k:=0;
while k < 13 do begin
s:=s+2*k;
k:=k+4;
end;
write(s+k);
end.


(Учащиеся: Выполняют задание на листе с таблицей для трассировки. Сдают заполненные карточки.)

Обобщаем работу, проделанную в трассировочной таблице. Делаем вывод.
(Учащиеся: Оценивают свои ответы, сравнивая с эталоном на слайде9)

При необходимости дать пояснение по затруднениям

Вашему вниманию предложена задача ЕГЭ тип С1.

Мы разбирали алгоритм решения подобных задач. Первостепенная задача для нас в таких задачах…? (Учащиеся: Составить условие, задающее заштрихованную область)
Предлагаю учащимся записать условие на доске. (Один ученик рисует блок-схему алгоритма на доске. Остальные в группах продумывают условие. Команда, первая сформулировавшая условие пишет его на доске. Обсуждаем совместно предложенное условие.)

Перед тем как выполнять практическую работу на компьютере, сделаем зарядку для глаз – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видеоролик)
Закрепление пройденного
Практическая работа на компьютере в Редакторе блок-схем и среде программирования PascalABC.

Даю пояснение перед выполнением работы. Выполняю роль консультанта.
(Учащиеся: Выполняют практическую работу на компьютере.)

Домашнее задание:
Для закрепления темы, дома вы повторите по конспекту форматы операторов и выполните задание из ЕГЭ В8 - №10, С1 - №16, 22 на карточках. Комментирую его.

Итоги урока.
Оцените, достигли ли вы поставленной в начале урока цели и на сколько? (Учащиеся: Высказывают своё мнение)
Оцените свою работу на протяжении всего урока по пятибалльной системе. (Учащиеся: Выставляют себе оценки на листке самооценки).

Наш урок подходит к концу. В течение урока вы плодотворно работали. Хотелось бы особо отметить…(Выставление оценок). Спасибо за урок.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока информатики по теме «Разветвляющие алгоритмы», 10 класс Конспект урока информатики по теме "Компьютерные вирусы и антивирусные программы", 10-11 класс Системы счисления. Перевод чисел Конспект урока по информатике 10-11 класс. Решение задач по теме: Циклы

Похожие статьи:

Примеры и задания к теме «Информация и информационные процессы»

Интегрированное изучением тем: Ветвление в алгоритмах и табличный процессо
Опубликовано: 761 день назад (7 ноября 2014)
Просмотров: 2739
+1
Голосов: 1
Елена Викторовна Багрова # 7 ноября 2014 в 21:59 0
Добрый вечер, тезка! Только за то, что я в этом ничего никогда не пойму, ставлю голос +1 . Вроде все слова русские, но читать со смыслом должен знающий человек. А Вы и есть Знающий Человек, раз во всем этом разбираетесь. Удачи!