Конкурсы для педагогов и детей

Конспект интегрированного урока в 6 классе (литература, ИЗО)

План-конспект интегрированного урока в 6 классе (литература, ИЗО)
Данный конспект урока будет полезен творческим педагогам, применяющим в своей деятельности интегрированные уроки.Урок разработан с учетом программы по литературе под ред.В.Я.Коровиной, программы по ИЗО под ред.Неменского
Тема: Сатирические образы человека
Цели и задачи урока:
Образовательные: формирование знаний о средствах и приемах изображения комического в литературе и изобразительном искусстве; формирование навыков и умений в создании сатирических образов человека;
Развивающие: развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, познавательных потребностей, интересов и склонностей;
совершенствование умений последовательного ведения работы;
Воспитательные: воспитывать интерес к художественным произведениям и произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность.
Оборудование: для учителя – Мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку; для учащихся – бумага, простой карандаш, фломастеры, учебники.
Тип урока – комбинированный.
Зрительный ряд: О. Домье «Законодательное чрево», «Адвокаты», «Дон Кихот»; П. Корин «Портрет Кукрыниксов»,
Кукрыниксы - политическая карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов; К. Шредер. Карикатурный шарж; К. Куксо, шаржи на артистов.
Литературный ряд: А.П.Чехов «Толстый и тонкий»; В. Гафт, шуточная эпиграмма на Э. Рязанова.
Музыкальный ряд: И.С. Бах «Шутка», фрагмент аудиозаписи «Толстый и тонкий»
Ход урока.
1. Организационный момент
Музыка Шутка Баха
Какое настроение у вас возникло?
2. Мотивирование
Слайд 2
- Попробуйте догадаться, как это стихотворение можно связать с темой нашего урока.
С позволения сказать,
Есть над чем и посмеяться:
Надо всем, друзья, признаться,
Глупых можно тьму сыскать
Между дам и между нами,
Даже, даже… меж царями,
С позволения сказать.
А.С.Пушкин

3. Целеполагание Тема нашего урока: Сатирические образы человека
Слайд 3
Цель урока: узнаем о средствах и приемах изображения комического в литературе и изобразительном искусстве и научимся создавать сатирические образы человека

4. Актуализация знаний
Слайд 4
Сегодня мы рассмотрим на примере рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», как писатели создавали сатирические образы человека
(Беседа по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»)
Работа над содержанием произведения.
1. Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?
2. Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).
3. Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)
4. Какие чувства испытывают герои при встрече?
5. Чем отличается речь Тонкого? (прослушивание аудиозаписи: середина записи 4.12 со слов: ну а ты как?).
Слайд 5 Беседа по вопросам презентации.
Слайд 6
6. Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.). Словарная работа с подготовленными заранее словами (слова на слайдах)
Слайд7
Слайд8

7. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое?
8. Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания) работа по вопросам слайдов
9. Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? (противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали)
10. Какие изобразительные средства помогают раскрыть сатирический образ человека (антитеза, гротеск, …)
Слайд 9
Ребята! Мы привыкли видеть портреты, представляющие реалистическое изображение, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические.
Слайд 10 - 11
Сегодня на уроке перед вами стоит задача: выполнить рисунок с изображением сатирического образа литературного героя. Рассмотрим рисунки выдающихся иллюстраторов рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий», обратив внимание на то, как художники сатирически изображают человека. Удалось ли художникам передать замысел А.П.Чехова?

5. Усвоение новых знаний (Терминологическая работа) История карикатуры
Слайд 12
«Смешное убивает», - говорят французы. Художник-сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу.
Самой распространенной формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является карикатура.
Слайд13
- Что такое карикатура?
Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой-нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния.
Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII - начале XIX в. во Франции.
Слайд 14
Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и духовную пустоту правительства.
Слайд 15
«Законодательное чрево».
- Что видим? Почему художник так изобразил людей?
Слайд 16
Слайд 17
В России после 1917 г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрынисты. (Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов и Николай Александрович Соколов).
Слайд 18
- Перед вами две работы Кукрыниксов: иллюстрация к сказке Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” и плакат времен Великой Отечественной войны “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”, выполненные в жанре карикатуры.
- Как Кукрыниксы показали “дикость” помещика?
- Почему изображение Гитлера на плакате карикатурное?
- Какое воздействие на зрителя оказывает карикатура?
Слайд 19-20
Произведения Кукрыниксов, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.
Слайд 21
- Что же такое карикатура и какова её цель? (Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества).

6. Физминутка для глаз под музыку Игра «Угадай-ка»
Слайд 22-23
7. Усвоение новых знаний (Терминологическая работа) Шарж.
Что необычного вы увидели в этих портретах?
Слайд 27
Другая форма сатирического жанра – шарж.
Что такое шарж?

Шарж – (франц. charge), шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт.

Шарж – карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности человека, в которых особенно чувствуется его характер. Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчёркиваются и выделяются.
В этом жанре не позволяется никакое подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство
Слайд 28
Портретность шаржа резко отличает его от карикатуры. Добродушно-ироническое настроение определяет, так называемый, дружеский шарж.
А. Жеребко, шарж на А. Розенбаума.
Слайд 29
Можно к дружескому шаржу написать юмористическое четверостишие:
Переосмысливая заново
Картины Элика Рязанова,
Скажу: талант его растёт,
Как и живот. Им нет предела,
Но вырывается вперёд
Его талантливое тело.
В. Гафт
Слайд 30
Словарь

8. Практическая работа
Выполнить рисунок сатирического образа литературного героя рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» в графической технике и подтвердить словами из рассказа.
Слайд 31

1. Подметить в человеке то, что для него характерно, отличает особенности его лица и фигуры, мимики и осанки и делает их более заметными.
2. Подмеченные особенности человека при изображении преувеличить.
3. При рисовании карикатуры или шаржа необходимо соблюдать чувство меры, а главное чувство правды! Удачи!
4. Защита работ
Защита работ будет заключаться в следующем: читаете описание и показываете рисунок.
9. Итог
- Сегодняшний урок был посвящен сатирическому жанру.
- О каких его видах мы говорили?
- Карикатура и шарж помогают понять, что портрет не сводится к изображению только лица или фигуры человека. Портрет – не фотографическая копия, а результат творчества.
На карикатуре и дружеских шаржах модель как будто похожа на саму себя больше, чем в действительности. Почему? Потому что настоящий художник умеет выявить в человеке наиболее существенное, характерное. Слайд 32
«Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, как вы плохо и скучно живёте.
Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь.» А.П.Чехов

10. Рефлексия

1) Что успел и смог? Достиг ли цели?
2) В чем затруднялся?
3) Как преодолеть затруднения?
4) С каким настроением работал?
5) Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Я работал…
Я пытался выразить, сделать…
Я собой…
Надо сделать…
6)Я оцениваю свою работу на… .

Рекомендуем посмотреть:

Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский Конспект урока литературы в 6 классе Конспект урока литературы для 6 класса Конспект урока по литературе 6 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Сценарий выпускного вечера для 9 класса
Опубликовано: 908 дней назад (17 июня 2014)
Просмотров: 3167
+3
Голосов: 3
Климешина Галина # 17 июня 2014 в 19:19 0
Урок содержательный, увлекательный. Учащиеся получают много новых знаний, раскрывают значение незнакомых слов-терминов. Работа ведётся разнообразная,что позволяет большинству учащимся получить оценки.
Ольга Ивановна Измоденова # 26 июня 2014 в 11:32 0
Урок разноплановый, включает разные виды деятельности. Хочу провести урок ритмики по теме "Единство музыки и танца" и мне интересно как переплетены направления, какие современные методы и оборудование используются. Спасибо за Ваше творчество!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 6 июля 2014 в 17:50 0
Елена Владимировна! Ценность вашего конспекта, на мой взгляд, состоит в объединении прошлого и настоящего, как в литературе, так и в ИЗО. Вы проделали большую рутинную работу по подбору материала, досконально высчитывая минуты аудиозаписи. Нам с благодарностью остаётся только воспользоваться вашей добротой.
Анастасия Леонидовна Шилова # 5 ноября 2015 в 18:11 +1
Интернированных уроки всегда вызывают особый интерес как со стороны учеников,так и со стороны учителей! В рамках ФГОС урок данного типа достаточно актуален. Спасибо за разработку!