Конкурсы для педагогов и детей

Педагогическая ценность сказки

Педагогическая ценность сказки
Автор: Мещерякова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №108 Советского района ГО г.Уфа РБ

Описание: в данной статье рассмотрим теоретико-методическое обоснование педагогического воздействия сказки в процессе воспитания младших школьников в общеобразовательной школе.

Современная социокультурная ситуация в российском обществе способствует увлечению интереса к проблемам воспитания детей младшего школьного возраста.В связи с перспективным планом деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы важной задачей в современной российской педагогической практике становится усиление воспитательного потенциала, а также разработка мер, направленных на реализацию обеспечения социализации и индивидуального психолого-педагогического подхода для каждого обучающегося, особенно по отношению к младшим школьникам, так как именно в этом возрасте закладывается дальнейшая мотивация к обучению.
Обращение к теме сказки в этой связи определено рядом факторов. Во-первых, педагоги начальной школы сталкиваются со сложной воспитательной проблемой «кризиса 7 лет»,который включает проблемы адаптации ребёнка к школе, смену игровой деятельности учебной, сложности вхождения в новый коллектив, изменение обязанностей младших школьников, увлечение доли личной ответственности за поступки и их результаты.
Во-вторых, в связи с новой педагогической парадигмой развития российского образования перед учителем встаёт вопрос объединения традиционного и инновационного компонентов обучения и воспитания в педагогическую практику учителя в целях обеспечения в современных требований к современной российской системе образования. В этой связи своевременным является обращение именно к сказке, которая изначально служит источником сохранения и передачи нравственного и эмоционального опыта народных традиций, способом воспитания и обогащения культуры ребёнка, которые не теряют своей актуальности.
Работа со сказкой широко применяется в системе дошкольного образования, она знакома детям и понятна, таким образом осуществляется преемственность между этими ступенями системы образования. Сказка помогает в привычной для ребёнка форме осознать себя в новой ситуации развития и преодолеть адаптационный период младшего школьного возраста.
Одним из способов приобщения младших школьников к социально значимым ценностям является народная сказка.
Сказки очень важны в жизни каждого человека, поскольку хранят в себе нравственные постулаты, передают их от сердца к сердцу и понятны и взрослым, и маленьким.
Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия. Изучение народной сказки в начальной школе начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных – самый простой вид сказок. Сказки о животных одушевляют их, наделяют способностью думать, говорить и разумно действовать, т. е. очеловечивают животный мир.
Излюбленным героем русских сказочных историй о животных сделалась лиса – Лиса Патрикеевна, лисица – маслена губица, лиса-кумушка, Лисафья. Ее проделки и проказы стали основой многих сюжетов. Она обманывает мужика, прикинувшись мертвой; чуть не губит волка, научив его ловить рыбу хвостом («Лиса и волк»); пользуется доверчивостью петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц») и т. д.
Чаще других зверей лиса обманывает волка и жестоко смеется над ним. Феноменальная глупость, которой наделен волк в сказке, – свойство, которое, прежде всего, порочит волка.
В сказках выведен и медведь, зверь «высшего ранга». Медведь – самый сильный лесной зверь и потому беспросветная глупость медведя – глупость располагающего властью, но мало осведомленного сильного, могущественного существа.
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть. Из животных и птиц «положительными героями» сказочники сделали кота и петуха. Кот верен в дружбе и трижды спасает петуха от смерти. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному.
Гегель признавался: «...в изображении животного царства с чрезвычайной меткостью делается для нас наглядной человеческая низость».
Образность составляет основу словесной ткани сказки. Язык персонажей воспроизводит бытовую речь людей разных сословий и разного индивидуального облика. Речевые реплики многообразны и характерны. Некоторые сказки почти сплошь состоят из диалогов: «Лиса и тетерев», «Кочеток и курочка», «Бобовое зернышко».
В сказках о животных всегда существует четкое разграничение положительного и отрицательного. Никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу. И это не примитивность подачи жизненного материала, а ясность оценок основанных на народных традициях.
Такая ясность оценок в сказках о животных существует, прежде всего, потому, что именно они в первую очередь должны быть усвоены ребенком.
Читая русские народные сказки о животных, учащиеся входят в единое духовное пространство и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.
Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро торжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего, и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Сказка дает детям раскрепощение и в то же время учит их жизненной мудрости, отфильтрованной и тщательно собранной и бережно сохраненной народом, пронесённой им через века. Легко и ненавязчиво в метафоричной манере сказка ведёт юного читателя, уча при этом добру, стойкости правде, дружбе, показывая при этом насколько уродливы зло, предательство, жадность. Сказка противопоставляет эти понятия друг другу явно, без каких-либо полутонов, а это особенно важно, учитывая особенности восприятия младших школьников. В этом возрасте они уже способны воспринимать достаточно большой объем информации, но он должен быть ярким, акцентированным, удобным для запоминания и осмысления. В этом смысле сказка с ее особым языком и образностью уникальна, она настолько специфична именно для детского восприятия, что педагогам даже не нужно прикладывать особых усилий, чтобы увлечь ребят.
Таким образом, в руках педагога находится мощнейшее воспитательное средство, воздействующее не только на разум, но и подсознание маленького человека. Сказка – культурный жанр, впитавший в себя мифологические, этические, религиозные представления определённой эпохи; уникальная метафоричность языка делает её незаменимой в воспитательном процессе.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка по сказкотерапии Театрализованное представление для учащихся начальных классов Конспект самоподготовки для выполнения домашнего задания в условиях детского дома. «Перелетные птичк Что надо знать родителям учащихся начальных классов о ведении дневников и тетрадей школьников

Похожие статьи:

Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению

Двигательная активность в начальной школе

Художественные произведения о природе для младших школьников

Сказкотерапия для дошкольников

Сказкотерапия в семье

Украшение на ёлку. Дорожные знаки. Мастер-класс с пошаговыми фото | Система военно - патриотического воспитания учащихся начальных классов
Опубликовано: 693 дня назад (10 января 2015)
Просмотров: 3542
Рубрика: Статьи
+13
Голосов: 13
Елена Викторовна Масалова # 10 января 2015 в 23:17 +3
Елена Владимировна! Полностью с вами согласна. Сказка - универсальный инструмент воспитания и развития. Каждый персонаж наделён своим характером, выполняет определённую роль. В сказке добро всегда побеждает. Сказка учит моральным ценностям, искренности и справедливости. Примите мой голос за широкое применение сказки в образовательном процессе.
Александра Валентиновна Ефимова # 10 января 2015 в 23:42 +4
Современные дети все больше смотрят мультики, сидят с малолетства за компьютерами, и даже родители забывают о ценности сказок для детей. прекрасный материал в родительский уголок группы!
Елена Анатольевна Гайдаенко # 11 января 2015 в 07:04 +4
Без сказок нам никак не обойтись! "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам (и девицам!) урок!" Знакомое выражение! А вот если начать его разбирать с детьми, исследуя древний смысл слов сказка, ложь, намёк, урок, то в знакомом выражении появится столько новых оттенков! готовая тема для исследовательского проекта в 5-6 классе.
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 11 января 2015 в 10:17 +4
Доброе утро, Елена Владимировна. Вами затронута актуальная проблема детского чтение и его воспитательный потенциал. Ваша статья может помочь современным родителям правильно организовать беседу со своим ребёнком после прочтения сказки. Вы дали достаточно развернутую характеристику главных героев русских народных сказок. Вы правильно отметили огромную роль сказки в формирование духовно-нравственного становлении ребёнка как личности. Л.Н. Толстой сказал: "Старайтесь дать уму как можно больше пищи". Сказка это как раз та "пища", которая нужна и полезна ребёнку. Давайте больше читать сказок. "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!" scratch
Елена Владимировна Мещерякова # 11 января 2015 в 11:14 +4
Спасибо всем за добрые отзывы.
Тамара Александровна Новичкова # 11 января 2015 в 15:39 +6
Елена Владимировна, здравствуйте! Хочется отметить, что тема сказки, её роль в воспитании детей всегда была актуальна. Сказки важны в жизни каждого человека. Они хранят в себе нравственные поступки, сюжеты на которых строятся сказки понятны детям любого возраста. Сказки учат добру, заставляют сопереживать героям. Они служат источником нравственного воспитания, обогащают культуру ребёнка в области литературного чтения. Ваша публикация будет полезна как педагогам, так и родителям. Но позвольте дать маленький совет по поводу оформления. Вы не прописали цель, задачи, назначение, для какой аудитории предназначена ваша публикация. На это нужно обращать внимание обязательно. Всего вам доброго и удачи. +1
Елена Владимировна Мещерякова # 11 января 2015 в 21:30 +4
Спасибо за ваши советы в оформлении работы. Буду в следующей статье исправляться.
Ирина Юрьевна Ручина # 11 января 2015 в 16:12 +6
Елена Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Материал очень интересный, актуальный, который учит моральным ценностям, искренности и справедливости. Такой материал будет полезным для многих педагогов. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Елена Викторовна Афанасьева # 19 января 2015 в 18:25 +4
Благодарю за приглашение!Полностью с вами согласна,сказки один из замечательных универсальных способов работы с детьми.Примите мой голос!Желаю творческих успехов!
Стих про сказочную страну

В уютной сказочной стране
Ни злобы, ни печали нет.
В ней можно встретить, как ни странно,
В таверне – Ганса Христиана.
А рядом с ним, а рядом с ним
Увидеть можно братьев Гримм.
И благородный Шарль Перро
Берется снова за перо,
Чтоб на страницах старых книг
Вдруг оживить волшебный миг
И вновь созвать сюда гостей -
Влюбленных в чудеса детей.
Пускай войдут в страну их снов
Герои сказочных миров!
Екатерина Александровна Ковалева # 19 января 2015 в 19:07 +3
Елена Владимировна, полностью согласна с Вами в том, что СКАЗКА является незаменимым жанром в воспитании и обучении дошкольников. Работая в детском саду столкнула с тем, что дети все меньше и меньше знают сказки. Если раньше Колобок, Репка, Теремок - были любимыми сказками малышей, то сейчас многие дети с ними даже не знакомы!!!!Компьютер, телевизор все больше вытесняют КНИГИ!!! Это непосредственно связано и с ухудшением речи детей. Творческих Вам успехов! Примите мой голос!
Елена Владимировна Мещерякова # 19 января 2015 в 21:38 0
благодарю за комментарии.
Елена Юрьевна Деришева # 20 января 2015 в 17:50 +2
Спасибо за приглашение! Материал интересный и актуальный.