Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе с презентацией

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе.
Автор: Евгения Михайловна Дубинина, учитель русского языка и литературы.
Место работы: МКОУ "Красноярская СОШ"
Тема: Творчество Ч.Т.Айтматова – источник нравственных ориентиров человека.
Цели:
• Познакомить старшеклассников с жизнью и творчеством Ч.Т.Айтматова;
• Обозначить основные темы и мотивы творчества писателя;
• Формировать нравственную зрелость учеников на примере анализа поступков героев произведений Ч.Айматова;
• Развивать гибкость мышления с помощью интерпретации неоднозначных ситуаций;
• Воспитывать разносторонне развитую личность.

Оборудование:
набор обязательного оборудования, специальное - проектор, мультимедийная установка, презентация по теме, сборники произведений Ч.Т.Айтматова.
Предварительная работа: беседа, в ходе которой выясняется насколько учащиеся знакомы с личностью и творчеством Ч.Айтматова; анкетирование, оценивающее нравственную зрелось учащихся; использование метода дилемм Кольберга с целью распознавания качественных характеристик морально-нравственной культуры школьников; задание учащимся – прочитать из произведения Ч. Айтматова «Плаха» ч. 2, гл. 2 и гл. 5 (раздел 3), сравнить казнь Иисуса Назарянина и Авдия Каллистратова.


Ход занятия:
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с личностью замечательного писателя – Ч. Айтматова, сделаем первый шаг в мир его творчества. Ч.Айтматов всегда честен со своим читателем, он не рисует мир нереальный с глупыми проблемами и надуманными драмами. Он воспроизводит мир с его жестокостями, несправедливостями, но не забывает при этом и о том прекрасном, что помогает людям не сбиться с правильного пути, поднять с колен, когда это потребуется. И пусть сегодня для многих из вас имя это писателя даже не знакомо, в конце занятия, я уверенна, вы все станете поклонниками его творчества.
Объявление темы и целей занятия. Слайды 1 – 2.
2. Знакомство с биографией Ч.Айтматова.
Слово учителя: Жизнь Ч.Айтматова, как и жизнь любого человека, была полна счастливых и трагичных моментов, которые подталкивали его к активной социальной деятельности и вдохновляли на написание замечательных произведений. Чингиз Торекулович Айтматов — замечательный современный русский и киргизский писатель. Работая в литературе более сорока лет, он сумел ярко и правдиво отразить сложные и героические моменты нашей истории. Родился Айтматов в 1928 году в далеком кишлаке Шекер в Киргизии. Слайд 3.
Вопрос: Как вы думаете, на каком языке писал свои произведения Ч.Т.Айтматов?
Слайд 4. Выслушав предположения учеников, подтолкнуть их к выводу о том, что Ч.Айтматов был писателем-билингвом. Опираться при этом на то, что семья рано приобщила его к русской культуре.
Слово учителя: В 1937 году его отец, крупный партийный работ¬ник, был незаконно репрессирован. Именно тогда Айтматов получил урок чести: «На вопрос „чей ты сын?" надо, не опуская головы, прямо глядя в глаза людям, называть имя отца своего. Таков был приказ бабушки, матери отца». Давний урок чести стал принципом жизни и позже — творчества. После окончания шести классов Айтматов был секретарем сельсовета, налоговым агентом, учетчиком, выполнял и другие работы в колхозе. Слайд 5.
Вопрос: Могла ли семья повлиять на дальнейшее самоопределение писателя?
Слайд 6. Выслушав ответы учеников, сделать вывод: Ч.Айтматов в первую очередь всегда думал о благополучии своих близких и людей, которым требовалась его помощь. Именно поэтому его жизнь была настолько деятельной – он работал в различных сферах, не стыдился никакого труда и совмещал всё это с творчеством.
Слово учителя: Окончив восемь классов, он поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием, и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В 1956 приехал учиться в Москву на Высшие литературные курсы, которые многое ему дали. Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала "Литературный Киргиэстан", пять лет был собственным корреспондентом газеты "Правда" в Киргизии. Ч. Айтматов смог сделать и дипломатическую карьеру: был послом СССР в Люксембурге. Слайд 7.
Вопрос: Опираясь на знания, полученные о писателе, ответьте на вопрос. Как вы думаете, кто является героями произведений Ч.Айтматова?
Слайд8,9. Выслушав варианты учащихся, продемонстрировать слайд 9. Вывод на слайде.
3. Раннее творчество Ч.Айтматова. Рассмотрение повести «Джамиля», которая принесла писателю мировую известность.
Слово учителя: В 1957 году была опубликована в журнале «Новый мир» повесть «Джамиля́» на русском языке, принёсшая Айтматову мировую известность. Эта повесть на сегодняшний день является самым популярным произведением Чингиза Торекуловича на всех языках мира. Только на немецком языке она была переиздана уже 37 раз.
Задание: Попробуйте предположить, о чём эта повесть и кто является главным героем?
Слово учителя: В повести «Джамиля» - свободолюбивый женский характер, стремящийся к духовному росту. Прежние феодальные традиции повелевали женщине быть покорной мужу и свекрови и не оставляли ей никаких прав. Джамиля уважала старших, слушалась их, но никогда не склоняла перед ними голову…
Тема раскрепощения женщины, приобщения её к социальной жизни – сюжет этой повести.
Знакомство с текстом повести (слайд 10).
Задание: Прочитайте отрывок из произведения Ч. Айтматова «Джамиля».
По описанию внешности героини попробуйте назвать черты её характера.
«Джамиля была хороша собой. Стройная, статная, с прямыми жесткими волосами, заплетенными в две тугие, тяжелые косы, она ловко повязывала свою белую косынку, чуть наискосок спуская ее на лоб, и это очень шло ей и красиво оттеняло смуглую кожу гладкого лица. Когда Джамиля смеялась, ее иссиня-черные миндалевидные глаза вспыхивали молодым задором, а когда она вдруг начинала петь соленые аильные куплеты, в ее красивых глазах появлялся недевичий блеск».[3;12]
Задание: Сравните свой ответ с описанием характера Джамили в произведении (слайд 11).
«А вот Джамиля с первых же дней, как пришла к нам, оказалась не такой, какой положено быть невестке. Правда, она уважала старших, слушалась их, но никогда не склоняла перед ними голову, зато и не язвила шепотком, отвернувшись в сторону, как другие молодухи. Она всегда прямо говорила то, что думала, и не боялась высказывать свои суждения. Мать часто поддерживала ее, соглашалась с ней, но всегда решающее слово оставляла за собой.
Мне кажется, что мать видела в Джамиле, в ее прямодушии и справедливости равного себе человека и втайне мечтала когда-нибудь поставить ее на свое место, сделать ее такой же властной хозяйкой, такой же байбиче, хранительницей семейного очага».[3;14]
Слово учителя: Джамиля – дочь табунщика из горного аила Бакаир. Садык также был табунщиком. Однажды весной, на скачках он не сумел догнать её. После этого, оскорблённый, он похитил её. Прожили они 4 месяца. Началась война. Садыка призвали в армию. Джамиля с детства гоняла с отцом табуны. Была у отца одна и за сына и за дочь, работала с мужской хваткой. Она была хороша собой: стройная, статная, с жёскими, заплетёнными в две косы волосами.
Сирота Данияр, раненный на войне, вернулся в родной аил, жил одиноко, ночевал в копнах у самого берега.
Между Данияром и Джамилёй возникла настоящая любовь...
Это центральная тема этой повести.
Вопросы: Как вы думаете, правильно ли поступила Джамиля, когда ушла из аила, бросив свою семью и поддавшись чувствам?
Тяжело ли далось ей это решение?
Можно ли оправдать её поступок?
Как вы думаете, что стало последним толчком в принятии решения уйти вместе с Данияром из аила?
Слайд 12,13. Выслушав рассуждения учащихся, подвести их к выводу: Любовь Данияра и Джамили была запретной. Джамиля шла против законов аила, она долго терзалась перед принятием главного решения в своей жизни. Не все решения поддаются логике. Сложно рассуждать здраво, когда чувства затмевают сознание. Герои произведения Ч.Айтматова «Джамиля» – молодый, чувственные натуры, которые успели настрадаться, которые увидели друг в друге родственные души.
Признание Джамили звучит как исповедь, после него судьба обоих героев кординально изменилась, их жизнь стала бесцельной друг без друга:
«Неужели ты думал, что я променяю тебя на него? - горячо шептала Джамиля. - Да нет же, нет! Он никогда не любил меня. Даже поклон и то в самом конце письма приписывал. Не нужен мне он со своей запоздалой любовью, пусть говорят что угодно! Родимый мой, одинокий, не отдам тебя никому! Я давно любила тебя. И когда не знала - любила и ждала тебя, и ты пришел, будто знал, что я тебя жду!». [3;62]
4. Зрелое творчество писателя – роман «Плаха». Воплощение проблем общественного сознания.
Слово учителя: произведение Ч.Айтматова, в котором три сюжетные линии связаны общей проблематикой. (слайд 14)
1 сюжетная линия: судьба двух волков Акбары и Ташчайнара;
2 сюжетная линия: судьба Авдия Каллистратова, молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь;
3 сюжетная линия: появление новых героев – Базар-Бая, Бостона, Гулюмкан, чья жизнь стала тесно связанной с парой волков.
Вопрос: Как вы думаете, оценивая три сюжетные линии, воспроизведенные в «Плахе», какова общая проблематика произведения?
Слайд 15. Выслушав предположения учащихся, перечислить проблемы, поднимаемы автором в «Плахе», снова повторить вопрос, и только после всего этого подвести к выводу о том, что проблематика произведения- истоки человеческой несправедливости.
Слово учителя: Авдий Каллистратов - молодой человек, которого выгнали из духовной семинарии за ересь, после чего он стал корреспондентом газеты. Он стремится остановить зло: пытается внушить идеи добра и покаяния потерянным в этой жизни людям, но остается непонятым.
Задание: Сравните, опираясь на отрывки произведения, прочитанные дома, образ Иисуса и образ Авдия Каллистратова (полученные характеристики оформите в виде таблицы). Слайды 16, 17.

Комментированное составление сравнительной таблицы.


Таблица. Сравнение образов Иисуса Назарянина и Авдия Каллистратова.

Сравнительные характеристики Иисус Назарянин Авдий Каллистратов
Вершители страшного суда Иуда Искариот, кесарь, Понтий Пилат Обер-Кандалов, Мишаш, Гамлет-Галкин, Абориген-Узюкбай, Кепа
Причина казни Из-за того, что считал Бога выше кесаря За то, что верил в Бога и вселял эту веру в других
Поведение обреченного на казнь Не отрёкся от своих слов, считал кесаря смертным, грешным, как и всех земных людей Не отрекся от веры в Бога даже после многочисленных избиений, за что и был казнен подобно Иисусу
Вывод: Писатель обратился к максимально возможному мифу, ему нужен был рассуждающий Христос, философ, который сам объясняет свое учение , который увидел пророческим взглядом обезлюдевшую землю: люди сами себя могут уничтожить… И иные мысли очень глубоки в философском смысле, например, о жертве, как о форме существования идей.
Вопросы:
• Реалистичен ли образ Авдия?
• Возможны ли в жизни такие люди? Как им живется? Не встречали ли вы подобных среди современной молодежи? Какие чувства он у вас вызывает? (скептицизм, жалость, недоверчивость, опасность и т.д.)
Задание: Найдите в тексте «Плахи» (глава 1 часть5) диалог Авдия и Координатора, вычлените фразу, характеризующую веру Авдия. Слайд 18.
Работа с текстом: Последняя фраза Авдия в разговоре с Координатором (слайд 19)
«Авдий Каллистратов стоял перед отцом Координатором с побелевшими губами: юноше было мучительно его бурное негодование. И все-таки он не отступался:
- Простите меня, владыка, не стоит приписывать небесным силам, что проистекает от нас самих. Зачем было бы Богу создавать нас столь несовершенными, если бы Он мог избежать того, чтобы мы, Его творения, сочетали в себе одновременно две противоположные силы - силы добра и силы зла. Зачем бы Ему понадобилось делать нас столь подверженными сомнениям, порокам, коварству даже в отношениях с Ним самим. Вы ратуете за абсолют вероучения, за конечное раз и навсегда постижение сущности мира и нашего духа, но это же нелогично - неужто за две тысячи лет христианства мы не в состоянии добавить ни одного слова к тому, что было сказано едва ли не в добиблейские времена? Вы ратуете за монополию на истину, но это по крайней мере самообман, ибо не может быть такого учения, даже богоданного, которое бы раз и навсегда познало истину до конца. Ведь если это так, значит, это мертвое учение.
Он замолчал, и в наступившей тишине слышно стало, как зазвонил за окном колокол городской церкви. Так близок и так знаком был тот колокольный звон -символическая связь между человеком и Богом, и Авдию хотелось уплыть, удалиться, исчезнуть, как эти звуки, в бесконечности...»[4;68]
После работы с текстом натолкнуть учащихся на размышления о схожести диалога Авдия и Координатора, Иисуса Назарянина и Понтия Пилата. Сделать вывод о том, что эти диалоги о соотносительности Добра и Зла в мире.

Слово учителя: другая сюжетная линия представлена героями, которые подобно людям ищут своё место в мире, не понимают, почему судьба так жестоко с ними поступает, забирает у них самое дорогое – детей.

Вопрос: Как вы думаете, случайно ли автор главными героями романа сделал волков? Слайд20.
Слово учителя: Волки для тюрков – тотемные животные. И сами имена их: Акбара – “великая”, Ташчайнар – “переламывающий камни” – означают силу, уничтожающую все перед собой. У Айтматова всегда все ощущения точны, все продумано. И все-таки в этом произведении Айтматов – художник традиционный. Он работает в киргизской, казахской традициях. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно – поэтическому эпосу.
Вопрос: Как вы думаете какие животные присутствовали в других произведения Ч.Айтматова?

Слайд21. Учитель перечисляет названия произведений Ч.Айтматова, а ученики пытаются догадаться, какие животные присутствовали в этом произведении.
Слово учителя: Пара волков, которая на протяжении всего произведения находится в движении, связывает разных героев – это и Авдий Каллистратов, который впервые встретился с волчицей на конопляном поле в приступе эйфории, когда та играла со своим потомством, а затем волчица проводила его в мир иной; и Базарбай, жадность и жажда наживы которого, привела к трагической концовке; и Бостон с женой, которые не успели вкусить счастливой жизни, как снова случилась трагедия. Акбара и Ташчайнар желали лишь одного – продолжения рода, но люди рушили их мечты. Но даже после стольких уронов, которые принесли люди, Акбара, увидев человеческого ребенка не желает разорвать его на части, она испытывает к нему материнскую любовь.
Вопрос: Как вы понимаете смысл названия «Плаха»?
Слайд 22. Ученики оглашают свои ответы. Учитель читает стихотворение Юлии К.
Ах, какая может быть тревога?
Сыты все и равнодушны все.
Но куда же нас ведет дорога
По широкой жизни полосе?
Ты попробуй, посмотри на завтра,
Если так спокойно на душе.
Человек, очнись, ну что ж ты замер,
Неужели понял все уже?
…Страшная картина всем открылась.
Долго жили, как под пеленой.
Знаю, что с тобой сейчас творится:
То же, вероятно, что со мной.
Вся планета превратилась в Моюнкумы,
Шприц с наркотиком воткнут в земли клубок,
Вот когда пришел черед Христосу,
О котором первым вспомнил Блок.
Он шагнул не с бабкиных иконок,
Он из душ потерянныцх шагнул,
Чтобы каждый видел: есть на свете
С Авдием распятый саксаул!
Нужно, люди, срочно просыпаться,
Преодолевая даже дикий страх,
Чтобы свей Земле не оказаться
У сухого саксаула на руках!

5. Рефлексия.
Подведение учителем итогов занятия.
Слайд 23. Ответы на вопросы:
• Что нового вы узнали на внеклассном занятии?
• Удалось ли вам проникнуться творчеством Ч.Айтматова?
• Хотели бы лучше узнать Ч.Айтматова, как личность и писателя?
• Вам захотелось после сегодняшнего занятия пересмотреть свои взгляды на жизнь?
Презентация на тему: Творчество Ч.Т.Айтматова – источник нравственных ориентиров человека

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку и ли Предметная декада как форма организации массовой внеклассной работы Ролевая игра для учащихся 11 классов на уроке литературы Пушкин глазами сербских школьников
Конспект открытого урока по литературе для 7 класса с презентацией
Опубликовано: 3172 дня назад (21 августа 2015)
Просмотров: 13795
+6
Голосов: 6
Наталья Константиновна Клочкова # 21 августа 2015 в 21:38 +2
Здравствуйте Евгения Михайловна! Ознакомилась с внеклассным мероприятием по творчеству Ч.Т.Айтматова. Цель урока достигнута, задачи выполнены. Только вот презентации нет, хотя в разработке Вы указываете нумерацию слайдов. И поздравляю Вас с первой публикацией.
Валерий Григорьевич Вершинин # 23 августа 2015 в 02:50 +1
Здравствуйте, Евгения Михайловна! Ваш конспект отражает интересную и сложную тему - творчество Ч.Айтматова. Вы хорошо работаете с текстом, учите ребят думать, представлять события далёкого прошлого и высказывать свои мысли. Мне показалось, что одного произведения "Плаха"хватило бы на занятие,но вам виднее.
Ольга Валерьевна Прохорова # 23 августа 2015 в 20:49 0
Здравствуйте, Евгения Михайловна! Думаю, что учащимся будет интересен писатель Ч. Айтматов во всех произведениях. Ближе и понятнее, наверно,"Джамиля". Сложнее - "Плаха", но с вашей помощью они разберутся и в ней. Голосую.+1
Вера Валерьевна Ляпина # 24 августа 2015 в 08:22 0
Спасибо за урок о великом русском киргизском писателе. Занятие получилось объемным, увлекательным. вы правы, писатель честен со своими читателями, какова бы ни была эта правда горькою. Примите голос!Молодец!
Евгения Михайловна Фирсова # 24 августа 2015 в 11:05 0
Спасибо за комментарии. Всю критику учту.
Светлана Викторовна Жук # 6 сентября 2015 в 17:31 0
Добрый вечер, Евгения Михайловна!С большим интересом познакомилась с вашей разработкой.Хорошо, что к творчеству Ч. Айтматова можно обратиться хотя бы на внеклассном занятии. Вы проделали большую работу - получился хороший анализ произведений. По моему мнению, выбранные методы и формы работы способствуют реализации поставленных целей. Примите мой голос! Успехов в работе!
Ирина Викторовна Егорова # 18 июля 2018 в 16:05 0
Материал, предоставленный Вами,очень объемен, сложен, но интересен для изучения. Вы заставляете детей думать, размышлять, делать выводы, а это очень важно не только на уроках литературы, но и в повседневной жизни.Успехов Вам!