Конкурсы для педагогов и детей

Интеллектуальная викторина по истории, 10-11 класс

Интеллектуальная викторина «Юный историк» для старшеклассников
Автор: Захарова Евгения Михайловна, преподаватель истории, ГБОУ СПО «Чапаевский губернский колледж»
Описание работы: В данной разработке представлены разнообразные задания по истории. Вопросы направлены на проверку знаний по общей истории, истории России и родного края (Самарской области). Данная работа предназначена для учителей, учащихся 10-11 классов школ, преподавателей, студентов колледжей. Разработка может быть использована при проведении внеклассных мероприятий, викторин, олимпиад по истории, а так же в качестве материалов для работы исторического кружка.
Тема: Интеллектуальная викторина «Юный историк»
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся
Задачи: обобщить знания о российской истории; развивать логическое мышление, воспитывать чувство патриотизма
Оборудование: компьютер, проектор, презентация с вопросами.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Приветствие участников, объяснение правил:
Правила:
- Участники викторины определяются заранее, путем подачи заявок;
- Каждый участник действует исключительно самостоятельно и от своего имени;
- Групповое участие не допускается;
- Вопросы зачитываются ведущим и предъявляются на слайде, а так же в бланке задания;
- Ответы на вопросы вносятся в специальные бланки и передаются членам жюри сразу же по истечении времени на выполнение задания;
- Время на выполнение каждого задания определяется его сложностью;
- Правильный ответ объявляется после сбора ответов с участников;
- Победители определяются по максимально набранным баллам
- Победители награждаются грамотами за первое, второе и третье место.
2. Задания викторины:
Задание №1. Установите последовательность:
Ниже приведены списки советских городов, которые освобождала Красная Армия в ходе Великой Отечественной войны. Расставьте эти города в хронологическом порядке их освобождения. Укажите год освобождения, точные даты освобождения указывать необязательно.
Киев, Севастополь, Минск, Калинин (Тверь), Ставрополь, Ростов-на-Дону (окончательное освобождение), Смоленск, Кишинев, Орел, Одесса.
Ответы на задание №1:
1. Калинин (Тверь) – 16 декабря 1941 г.
2. Ставрополь – 21 января 1943 г.
3. Ростов-на-Дону – 14 февраля 1943 г.
4. Орел – 5 августа 1943 г.
5. Смоленск – 25 сентября 1943 г.
6. Киев – 6 ноября 1943 г.
7. Одесса – 10 апреля 1944 г.
8. Севастополь – 9 мая 1944 г.
9. Минск – 3 июля 1944 г.
10. Кишинев – 24 августа 1944 г.
Инструмент проверки:
Правильно названа последовательность и годы освобождения городов - 18 баллов
Правильная хронологическая последовательность - 8 баллов за последовательность
Последовательность нарушена - 0 баллов за последовательность
Каждый правильно указанный год освобождения - 1 балл
(максимальное количество баллов – 18)

Задание № 2. Определите лишнее:
1. Ниже приведены фамилии выдающихся российских военачальников. Они объединены в группы по определенным признакам. В каждой из групп одна фамилия – лишняя. Определите признаки, по которым сформированы группы, лишние элементы и запишите их в соответствующие строки.
А) М.Б. Барклай-де-Толли, А.С. Меншиков, П.И. Багратион, Л.Ф. Беннигсен, П.Х. Витгенштейн;
Б) А.В. Суворов, П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, Б.П. Шереметьев, И.Г. Чернышев;
В) Ф.Ф. Ушаков, Ф.М. Апраксин, Г.А. Спиридов, П.С. Нахимов, М.И. Кутузов.
2. Ниже приведены географические названия, связанные с военной историей нашего Отечества. Названия сгруппированы по определенному признаку, который необходимо установить и записать. В каждой группе одно название – лишнее. Определите признаки, по которым сформированы группы, лишние элементы и запишите их в соответствующие строки.
А) Синоп, Альма, Карс, Шипка, Севастополь;
Б) Куликово поле, река Вожа, река Угра, Чудское озеро, река Сить;
В) Калиакрия, Чесма, Наварин, Еникале, Корфу;
Г) Сталинград, Курск, Новороссийск, Москва, Тула.
Ответы на задание № 2:
1. Количество баллов – 6
А) признак – генералы-участники Отечественной войны 1812 г.
лишний элемент – А.С. Меншиков
Б) признак – генералы-участники русско-турецких войн 2-ой пол. XVIII века
лишний элемент – Б.П. Шереметьев
В) признак – выдающиеся флотоводцы
лишний элемент – М.И. Кутузов
2. Количество баллов – 8
А) признак – сражения Крымской войны 1853-1856 гг.;
Лишний элемент – Шипка;
Пояснение – Шипкинский перевал – место сражения в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
Б) признак – места столкновений Русских княжеств с монголо-татарами;
Лишний элемент – Чудское озеро;
Пояснение – на Чудском озере состоялась битва новгородцев с ливонскими рыцарями;
В) признак – места побед русского флота над турецким;
Лишний элемент – Корфу;
Пояснение – остров Корфу был освобожден в 1799 г. от французов русским флотом совместно с турецким.
Г) признак – российские города, удостоенные звания «Город-герой» за заслуги в Великой отечественной войне;
Лишний элемент – Курск
Пояснение – Курск не является городом-героем.
Инструмент проверки:
№ 1
Правильно указаны признаки, лишние элементы, даны требуемые пояснения - 6 баллов
Каждый правильно указанный признак - 1 балл
Каждый правильно указанный лишний элемент - 1 балл
№ 2
Правильно указаны признаки, лишние элементы, даны требуемые пояснения - 8 баллов
Каждый правильно указанный признак - 1 балл
Каждый правильно указанный лишний элемент - 1 балл
(максимальное количество баллов – 6+8)

Задание № 3. Установите соответствия:
1. Установите соответствия между историческими деятелями первой половины ХХ века и государственными должностями, которые когда-либо они занимали. Обращаем Ваше внимание на то, что соответствие может быть только одно, так как учреждения, во главе которых стоял тот или иной деятель, меняли свои названия.
Исторические деятели: С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, А.Ф. Керенский, Ф.Э. Дзержинский, В.М. Молотов, Н.И. Ежов, С.К. Тимошенко, Л.Д. Троцкий
Государственные должности: нарком внутренних дел, министр внутренних дел, председатель Объединенного Государственного политуправления (ОГПУ), министр юстиции, нарком обороны, министр финансов, нарком по военным и морским делам, председатель Совета народных комиссаров (СНК).
2. Проведите соответствие между названиями специальных исторических дисциплин и объектами их изучения.
Специальные исторические дисциплины: Геральдика, кодикология, дипломатика, эпиграфика, сфрагистика, бонистика, генеалогия, палеография, нумизматика, археография.
Объекты изучения: А) происхождение отдельных лиц и родов; Б) надписи на предметах, не являющихся письменными историческими источниками; В) древние почерки, материалы и орудия для письма; Г) печати при документах; Д) гербы и принципы их составления; Е) монеты; Ж) рукописные книги; З) принципы публикации исторического документа; И) бумажные деньги; К) формуляр исторического документа.
Ответы на задания № 3:
1. Количество баллов – 8
1. С.Ю. Витте - министр финансов
2. П.А. Столыпин - министр внутренних дел
3. А.Ф. Керенский - министр юстиции
4. Л.Д. Троцкий - нарком по военным и морским делам
5. Ф.Э. Дзержинский - председатель Объединенного Государственного политуправления
6. В.М. Молотов - председатель Совета народных комиссаров (СНК)
7. Н.И. Ежов - нарком внутренних дел
8. С.К. Тимошенко - нарком обороны.
Инструмент проверки:
Правильно названы все соответствия - 8 баллов
Каждое правильно названное соответствие - 1 балл
Попытка написать в соответствие должности два имени, даже если одно из них правильное - 0 баллов
Попытка написать две должности в соответствие одному имени, даже если одна из них правильная - 0 баллов
2. Количество баллов – 10
А - генеалогия
Б - эпиграфика
В - палеография
Г - сфрагистика
Д - геральдика
Е - нумизматика
Ж - кодикология
З - археография
И - бонистика
К - дипломатика
Инструмент проверки:
Правильно приведены все соответствия - 10 баллов
Каждое правильно указанное соответствие - 1 балл
(максимальное количество баллов – 8+10)

Задание № 4. Работа с документом:
Познакомьтесь с отрывками из текстов исторических документов, попробуйте определить их названия, время составления и правителей, от лица которых они были изданы. Ответьте на вопросы к ним.
1) «Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев, изъявив желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею или на других добровольных условиях участки из принадлежащих им земель, испрашивал, чтоб условия таковые, добровольно заключаемые, имели то же законное действие и силу, какое прочим крепостным обязательствам присвоено, и чтоб крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь выходить в другой род жизни».
2) «Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли, или другою работою. В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому Земскою Полициею, под руководством Уездных предводителей дворянства, и под Высшим наблюдением Губернского правления».
3) «Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством определенное в Положениях количество полевой земли и других угодий».
Вопросы:
1. Какой из трех документов непосредственно коснулся наибольшего количества крестьян, а какой – наименьшего?
2. Каким термином обычно обозначают историки понятие, выраженное словосочетанием, подчеркнутым в отрывке № 2?
3. Как обычно называют понятие, выраженное словосочетанием, подчеркнутом в отрывке № 3? Каким словом оно называлось во время издания документа?
Ответы на задания № 4:
1. Указ о вольных хлебопашцах. 20 февраля 1803 г. Александр I
2. Указ об обязанных крестьянах. 2 апреля 1842 г. Николай I
3. Манифест об отмене крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II
Примечание: под данными названиями документы известны в учебной и популярной литературе. Их официальные названия:
1) Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных;
2) О предоставлении помещикам заключать с крестьянами договоры на отдачу им участков земли в пользование за условленные повинности с принятием крестьянами, заключившими договор, названия обязанных крестьян;
3) Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта. Если данные названия будут приведены участниками, расценивать их, как безусловно правильные ответы.
Ответы на вопросы:
1. Наибольшего количества крестьян коснулся Манифест об отмене крепостного права (№ 3), наименьшего – Указ об обязанных крестьянах (№2). Для правильного ответа достаточно указать номер отрывка.
2. Барщина.
3. Современное понятие – налоги, понятие времени составления документа – подати.
Инструмент проверки:
Название документа:
А) в соответствии с указанным ответом - по 2 балла за каждое
Б) не точное, но по существу верное - по 1 баллу
Дата документа № 1и 2 (при указании года) - по 1 баллу за каждую
Дата документа № 3:
19 февраля 1861 г - . 2 балла
1861 г. - 1 балл
Указание на правителя, от лица которого дан документ - по 1 баллу за каждого
Ответ на вопрос 1 - до 2 баллов (по одному за каждую часть вопроса)
Ответ на вопрос 2 - 1 балл
Ответ на вопрос 3 - до 2 баллов (по одному за каждую часть вопроса)
(максимальное количество баллов – 18)

Задание № 5. Краеведческое:
Вам предстоит вспомнить даты ряда событий в истории нашего края и определить современные им события в отечественной и всемирной истории. Ответы записать в виде цепочки: дата события - событие из истории нашего края - событие отечественной истории - события всемирной истории.
События из истории нашего края: образование Самарской губернии; основание поселка Иващенково; основание Самары; переименование города в Чапаевск; присвоение Самаре статуса города
События отечественной истории: борьба юного Петра с царевной Софьей за самостоятельное правление; «год Великого перелома» в России; правление Федора Ивановича; открытие в России Николаевской железной дороги, соединяющей Москву и Санкт-Петербург; убийство Столыпина
События всемирной истории: «Славная революция» - государственный переворот в Англии; государственный переворот во Франции и утверждение там Второй империи; деятельность фашистских организаций в Европе; Итало - Турецкая война; основание в Северной Америке первого английского поселения
Ответы на задания № 5:
1586 г.- основание Самары - Правление Федора Ивановича - основание в Северной Америке первого английского поселения
1688 г. - присвоение Самаре статуса города - Борьба юного Петра с царевной Софьей за самостоятельное правление - Государственный переворот в Англии. Этот государственный переворот получил название «Славной революции», итогами которой была победа буржуазии над абсолютизмом, утверждение конституционной монархии
1851 г - образование Самарской губернии – в России открывается Николаевская железная дорога, соединяющая Москву с Санкт-Петербургом - Государственный переворот во Франции и утверждение там Второй империи
1911 г. - основание поселка Иващенково - Убийство Столыпина - Итало - Турецкая война
1929 г. - переименование города в Чапаевск - «год Великого перелома» в России - Деятельность фашистских организаций в Европе
Инструмент проверки:
Правильно приведены даты событий из истории нашего края, даны правильные соответствия событиям из отечественной и всеобщей истории - 15 баллов
Каждая правильно указанная дата события из истории нашего края - 1 балл
Каждое правильно указанное соответствие событию из истории нашего края события из Отечественной истории - 1 балл
Каждое правильно указанное соответствие событию из истории нашего края события из всемирной истории - 1 балл
(максимальное количество баллов – 18)
3. Подведение итогов, награждение победителей

Рекомендуем посмотреть:

Викторина по истории с ответами для 8-11 классов на тему: Наши предки - славяне Викторина с ответами для 5 класса. Своя игра. Древняя Греция

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра по истории для 5-6-7 классов

Викторина по истории Удмуртии для 6 класса c ответами

Викторина с ответами по истории для 6 класса «Русь Древняя»

Литературная викторина с ответами для 9-10-11 класса по повести Куприна «Олеся»

Конспект занятия по истории для студентов колледжа. Отечественная война 1812 года | Ролевая игра для старшеклассников
Опубликовано: 516 дней назад (13 июля 2015)
Просмотров: 2646
+1
Голосов: 1
Надежда Евгеньевна Скорых # 13 июля 2015 в 21:35 +1
Евгения Михайловна, заглянула в гости на Вашу интеллектуальную викторину «Юный историк», не пожалела, так много интересного узнала! Разнообразные задания, направленные на расширение кругозора. Публикация хорошо оформлена, хотелось бы иллюстраций по теме. Творческих успехов, голосую № 1!
Евгения Михайловна Захарова # 13 июля 2015 в 21:50 0
Спасибо! На будущее обязательно учту ваши пожелания.
Татьяна Николаевна Сидорова # 16 июля 2015 в 18:57 0
Добрый вечер, Евгения Михайловна. Просмотрела вашу викторину "Юный историк". Мне она очень понравилась. Представлены разнообразные задания, что позволяет повторить сразу большой объем учебного материала. Понравилось так же то, что включены задания по краеведению. Удачи в работе. Голос.