Конкурсы для педагогов и детей

Мастер-класс для воспитателей детского сада по развитию речи

Мастер-класс для воспитателей ДОУ. Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики
План-конспект
Цель мастер-класса: передать опыт путем комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Задачи:
- обучать управлению органами артикуляции;
- развивать координацию движений артикуляционного аппарата;
- воспитывать правильное звукопроизношение, трудолюбие, чувство взаимопомощи.
Оборудование: зеркала, артикуляционные карточки, сюжетные картинки к артикуляционным упражнениям, Пчелка, Солнышко, развивающие игрушки: Кошечка, Бегемот, Бабочка.
Раздаточный материал: сюрпризные открытки (божьи коровки, бабочки; кошки).
Ход мастер-класса
Вводная часть: знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.
Основная часть
1 часть: проведение артикуляционной гимнастики с детьми разного возраста (младший, средний, старший);
2 часть: методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений педагогами.
Заключительная часть (15 мин): самоанализ деятельности учителя-логопеда; обмен мнениями присутствующих.
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью тестирования по теме мастер-класса.
Часть первая
Адаптированные сказки
Автор использует сказки С. Кремневой, А. Константиновой и А. Назаровой, В. Гурова и др. Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.
Кошечка
(для детей младшего дошкольного возраста)
Дети, сегодня я хочу вас познакомить с кошечкой. Она еще очень маленький и ничего еще не умеет, поэтому она не веселая. Вот она у вас хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка. Давайте улыбнемся кошечке и покажем какие у нас зубки, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.
Заборчик Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.
Чистим зубы А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите за нижними зубами (влево, вправо).
Месим тесто А теперь блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.
Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.
Блинчики А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.
Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.
Сердитая кошка Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.
Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети - вы умненькие и старательные. Молодцы!
Пчелка и бегемот
(для детей среднего дошкольного возраста)
Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете пчелка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.
Бегемот Откроем широко рот и подержим его так.
Подлетела пчелка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»
А бегемот ей отвечает:

«Очень много там зверей
приходи смотреть скорей
в этот расчудесный парк
Что же это? …» (зоопарк)
И стали бабочка и бегемот дружить
Прилетела однажды пчелка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к нему прибежали. И дразнить они пчелку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»
Обезьянка Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: Пя-пя-пя….
-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка - мой новый друг.
Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье – вкусное варенье.

Ели с наслажденьем,
И перепачкались все вареньем,
Чтоб варенье с губ убрать-
Ротик надо облизать.

Вкусное варенье Улыбнитесь, откройте рот, оближите языком верхнюю губу. Нижней губой язык не поддерживайте.
Вкусное варенье поели,
Выпить чаю захотели
Чашка Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и поднимите его края, так чтобы получилась чашечка.
После того, как наши друзья попили чай, обезьянки рассказали интересную историю о том, как приплыли из Африки на Паруснике
Парусник Улыбнитесь, широко откройте рот, кончик языка поставьте на бугорки за верхними зубами и подержите его так.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Загадочная бабочка
(для детей старшего дошкольного возраста)
Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.
Птенчик - Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости
А бабочка ему говорит:
Явился в желтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»
А бабочка все свое:
Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка
Улыбается от ушка до ушка.
Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.
Улыбочка - Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны
- А еще знаешь, про что-нибудь большое? - спросил он.
И тут бабочка не растерялась:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя - хвост большой.
Ну, конечно, это он!
Ну, конечно, это ...
- Слон! - закричал весело птенчик.
Хоботок- Сомкнутые губы вытянуть вперед
- Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? - спросила бабочка.
- Я остался один, потому и плакал.
Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
- Это про мою лопатку.
Лопатка - Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу
Я отгадал. А еще знаешь? - спросил птенчик.
Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные ... (шары).
И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.
(Надуваем шарик, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие шара)
Они даже пошлепали свои язычки,
Непослушный язычок - Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»
но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.
Расческа - «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу
Затем друзья покачались на качелях.
Качели - Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам
И не заметили, как время прошло.
- А что всегда идет, а с места не сходит? - спросила бабочка.
И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.
Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.
Часть вторая
Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики
Речь не является врожденной способностью, она формирует¬ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом не¬достаточно для выработки прочных навыков правильного звуко¬произношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционно¬го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Виды артикуляционных упражнений
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).
- Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Хоботок, Бублик, Бульдог).
Организация работы
- Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
- Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает выполнение упражнения.
- Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Тестирование
по теме «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
1.Что такое кинема?
а) простой комплекс движений артикуляционных органов;
в) движение артикуляционных органов.
2. Артикуляционная гимнастика – это
а) гимнастика любых мышц языка;
б) совокупность движений языка и губ;
в) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
3.Цель артикуляционной гимнастики:
а) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционно¬го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;
б) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционно¬го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для общего развития ребенка.
4.Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:
а) лёжа;
б) стоя;
в) сидя.
5. Статические упражнения направлены
а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
б) на координацию движений органов артикуляции.
6.Динамические упражнения направлены
а) на увеличение силы голоса;
б) на подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
7.Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять
а) 2-3 раза;
б) 10-15 раз;
в) 1 раз.
8. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать
а) подробно;
б) поэтапно;
в) конкретно.

Рекомендуем посмотреть:

Гимнастика для язычка в стихах Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему: Осень в лесу Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста
НОД по рисованию в средней группе
Опубликовано: 261 день назад (22 марта 2016)
Просмотров: 1039
+4
Голосов: 4
Альбина Рифовна Ганиева # 22 марта 2016 в 16:46 +1
Галия Фаридовна!Представленная Вами методическая разработка актуальна и своевременна. В интересной игровой форме представлены артикуляционные упражнения. Ваш материал заинтересовал меня, как учителя - дефектолога, спасибо большое.Творческих вам удач!!!
Галия Фаридовна Фахретдинова # 22 марта 2016 в 16:59 +1
Большое спасибо.
Юлия Дроздова # 22 марта 2016 в 17:58 +1
Спасибо огромное, как специалист, Вы меня порадовали,не каждый воспитатель осведомлён в вопросах логопедии настолько, что бы грамотно, а главное по методике проводить артикуляционную гимнастику...
Галия Фаридовна Фахретдинова # 22 марта 2016 в 20:12 +1
Очень приятно, спасибо.
Вера Михайловна Шилова # 22 марта 2016 в 18:19 +1
Спасибо за интересную разработку! Единственное, не хватает картин или же фотографий, выделений в тексте - так блог было бы легче читать и воспринимать
Галия Фаридовна Фахретдинова # 22 марта 2016 в 20:12 +1
Большое спасибо. Замечание учту.
Надежда Викторовна Виноградова # 22 марта 2016 в 18:31 +1
спасибо за приглашение. очень подробная и интересная публикация.есть, что взять для себя. главное, что всё через игровой момент - это заинтересует детей, а поставленные цели и задачи будут выполнены.
Галия Фаридовна Фахретдинова # 22 марта 2016 в 20:13 +1
Спасибо.
Любовь Владимировна Лычангина # 23 марта 2016 в 05:18 +1
Галия Фаридовна! Благодарю за приглашение на мастер-класс для воспитателей ДОУ "Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики". Материал исключительно полезный. Беру в закладки и голосую непременно!
Татьяна Владимировна Колесова # 23 марта 2016 в 09:51 +1
Здравствуйте, Галия Фаридовна! Очень заинтересовала меня Разработка. Я работаю учителем - логопедом и считаю Ваш материал очень актуальным и полезным. Обязательно возьму себе в копилку. Единственное что было бы хорошо если были бы фото. Спасибо!
Галина Николаевна Роднова # 23 марта 2016 в 10:43 +2
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Зачастую упускается самый значимый для речевого развития возраст который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная. Координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Соответственно данная разработка актуальна и востребована. Спасибо!
Галия Фаридовна Фахретдинова # 23 марта 2016 в 12:57 +1
Спасибо
Марина Николаевна Гусева # 25 марта 2016 в 17:16 +1
Здравствуйте, спасибо за мастер-класс, ваш опыт пригодится в работе многих воспитателей.
Светлана Вячеславовна Клокова # 25 марта 2016 в 17:32 +1
Спасибо, за приглашение, Галия Фаридовна! Артикуляционная гимнастика очень важна для развития артикуляционного аппарата плохо говорящих детей. Если бы воспитатели уделяли должное внимание развитию органов артикуляции с яслей, то логопатов было бы безусловно меньше. Мастер класс продуман и раскрыт . Мой голос №4.
Галия Фаридовна Фахретдинова # 27 марта 2016 в 21:29 0
Спасибо.