Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Сестрицы - матрешки».
Тема: «Сестрицы - матрешки».
Описание работы: данный конспект разработан для проведения занятия по познавательному развитию для старших дошкольников.Проведение данного занятия предполагает предварительную подготовительную работу с дошкольниками, а именно: заучивание стихов, частушек, пестушек.
Назначение:конспект будет полезен воспитателям детских садов.
Цель: знакомство с историей возникновения народного промысла по изготовлению русской матрёшки и с отличительными особенностями матрёшек из разных областей России.
Задачи: формировать интерес к искусству русского народа,
- развивать общеинтеллектуальные умения: сравнение, анализ, обобщение,
- воспитывать чувство национального самосознания, любовь к декоративно-прикладному искусству нашей Родины.
Дидактический материал и оборудование: иллюстрации матрёшек ,из Сергиева Пасада ,
из Полховского Майдана , семёновская матрёшка.
Ход занятия.
Загадка: Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка.

Дети отвечают: «Матрешка»
«Правильно! Это известная во всем мире КУКЛА. (Беру с полки матрешку и показываю детям). Но она необычная. В ней прячется целое семейство. Где же остальные? Ищите, на то и игра. (Дети рассматривают игрушки).
А хотите услышать историю, которая произошла с одной из матрешек? Садитесь на лавки и слушайте.
В цветастом платке, с ярко-розовыми щеками эта матрешка давно красовалась на самой видной полке магазина. Рядом с ней поставили другую, такую же расписную красавицу.
- Давайте познакомимся, - сказала новенькая – Как тебя зовут?
- Я не чашка, я не плошка,
Я веселая матрешка,
А внутри меня семья –
Семь подруг, таких как я.

- Во мне тоже живут семь мал - мала меньше таких же как я.
Не могу понять, зачем нас люди делают так, что одной другая живет.
- Оттого, что они по-своему подобию нас придумывают. И в любом человеке всегда несколько других живет. Откроешь одного, а там второй, откроешь второго, а там третий. Вот так и нас делают. В большой матрешке много других живет, и каждая что-нибудь свое знает.
- А мне неприятно, что во мне другие живут, - сказала новенькая.
Всю ночь расписные красавицы болтали о том, как они устроены. Утром в магазине продавец взял матрешку, которую только вчера на полку поставили, и вынул из нее младших сестриц. Опустевшая матрешка просияла, шепнула на ухо своей соседке:
- Внутри меня свободно и легко стало. Теперь я знаю, что я – это только я.
В это время в магазин вошли папа с дочкой.
- Купи мне, пожалуйста, матрешку, - попросила девочка и показала пальцем на пустую красавицу.
- Ой, вырвалось у нее, когда она раскрыла матрешку. – Мне с ней неинтересно, она пустая. Дайте мне другую, ту, что рядом.
Не успела девочка поставить перед собой на прилавок вторую матрешку, как из нее выпрыгнули 7 похожих одна на другую сестричек.
Первая, глядя в глаза девочке, крикнула озорным голосом:
- Я шустрее всех матрешек, я противница подножек.
Вторая:

- Будь скворцом, синицей, павой, но не будь пустой забавой.
Третья матрешка улыбнулась девочке и продолжала:
- Будь ужом, ежом, лягушкой, но девчушкой не простушкой.
Четвертая склонила голову на бок, извинилась:
- Я петь не умею, я лучше тебе сказку расскажу, когда ты домой вернешься.
- А я тебя научу сарафаны шить, переднички вышивать
– сказала девочке пятая.
Шестая матрешка была очень серьезной. Она сказала густым голосом:
- А я научу тебя быть в доме хозяюшкой.
Седьмая, самая маленькая, подпрыгнула и сказала:
- Я душа матрешки главной, самой милой, самой славной.
Вот такая история приключилась с одной из матрешек.
Физминутка: " Матрёшки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

- А вы знаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (Ответы детей: - Нет не знаем!) Сейчас я вам об этом расскажу.
- Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов.
Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.
Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.
Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек. И все они делали это по-разному.
Существуют 3 основных центра изготовления матрешек.
Матрёшки из Сергиева Пасада (Показываю иллюстрацию матрешки)

Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Сергиев Посад был колоритным исконно русским городком. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.
Матрёшки из Полховского Майдана (Показываю её изображение)

А я, подружки, из Майдана, могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами с сияющими лепестками
И ягодами разными, спелыми и красными.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих cергиевских и семеновских сестер. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.
Матрёшка семёновская.

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука.
А теперь давайте немного с вами поиграем. Я раздаю вам изображения матрешек, а вы должны сказать, какая это матрешка: Семеновская, Полхов-Майданская или Сергиево-Посадская. И по каким признакам вы это поняли.
После окончания игры еще раз закрепляю с детьми историю возникновения матрешки и прошу их назвать 3 основных центра изготовления матрешек.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по предмету «Партерная гимнастика» для детей 5-6 лет Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия в старшей группе детского сада
Участник №7 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Тренажеры для развития мелкой моторики рук ребенка
Опубликовано: 694 дня назад (9 января 2015)
Просмотров: 4072
+11
Голосов: 13
Галина Руслановна Тимофеева # 9 января 2015 в 15:10 0
очень интересное занятие, некоторые моменты беру на заметку. я бы вставила еще физминутку
Мария Анатольевна Гановичева # 9 января 2015 в 16:06 0
Поправьте:
Цель: знакомство с историей возникновения народного промысла по изготовлению русской матрёшки и с отличительными особенностями матрёшек из разных областей России.
в задачах:
- формировать интерес к искусству русского народа,
- развивать общеинтеллектуальные умени: сравнение, анализ, обобщение,
- воспитывать чувство национального самосознания, любвь к декоративно-прикладному искусству нашей Родины.
ну может и еще что добавить
и фото добавляйте
Елена Викторовна Масалова # 9 января 2015 в 18:45 0
Инна Равильевна! Интересная тема, которая даёт большой простор для изучения и деятельности. Занятие содержит много полезной информации, которая преподнесена детям в форме диалога между матрёшками. Яркие и красивые фото. Уместно и в соответствии с темой подобрали художественное слово. Но я бы ещё разнообразила занятие продуктивной или музыкальной, или подвижной деятельностью. Примите мой голос с пожеланиями успеха.
Инна Равильевна Костюченко # 9 января 2015 в 20:08 0
Елена Викторовна огромное Вам спасибо за ваш позитивный отзыв,очень приятно,обязательно в будущем воспользуюсь вашими пожеланиями и советами.
Наталья Суслова # 9 января 2015 в 19:28 +1
Инна Равильевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с ВАшим конспектом. Тема мне очень близка - делали проект по истории возникновения матрёшки. Хорошим завершением Вашего занятия бала бы практическая работа - роспись матрёшки. Всего Вам доброго, творческих успехов!
Галина Фёдоровна Бабина # 9 января 2015 в 19:35 +1
Добрый вечер! С удовольствием прочитала ваш конспект, понравился - много познавательной информации доступной для детей, интересные методы и приёмы. Голос!
Инна Равильевна Костюченко # 9 января 2015 в 20:09 0
Благодарю вас Галина Фёдоровна.
Инна Александровна Миловидова # 9 января 2015 в 23:52 +1
Инна Равильевна, спасибо за приглашение. Прочитав конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме «Сестрицы - матрешки» мне понравился. Голос.
Вера Александровна Орехова # 10 января 2015 в 15:47 +1
Инна Равильевна, благодарю за приглашение. С интересом познакомилась с конспектом. Очень хорошо, что Вы формируете интерес к искусству русского народа, развиваете общеинтеллектуальные умения. У детей просто необходимо воспитывать чувство национального самосознания, любовь к декоративно-прикладному искусству нашей Родины.
Материал оформлен грамотно, все поставленные цели и задачи выполнены. Понравилась физкультминутка.
Голос +1. Желаю творческих успехов!!!
Антонина Михайловна Юмашева # 24 января 2015 в 12:53 0
С удовольствием прочитала ваш материал, мне всегда интересует тема связанная с русской красавицей - Матрёшкой! Спасибо! Беру на заметочку, понравился ваш методический ход занятия.
Ирина Викторовна Родионова # 31 января 2015 в 19:27 0
Инна Равильевна, здравствуйте! Ознакомилась с конспектом. Очень интересный и познавательный материал. Проделана большая предварительная работа.Поставленные цели и задачи выполнны.Ваш конспект в своей работе могут использовать воспитатели детских садов
Светлана Сергеевна Менщикова # 1 февраля 2015 в 14:08 0
Очень понравилась физминутка!
Надежда Ивановна Медведева # 4 февраля 2015 в 21:52 0
Интересный познавательный конспект , формирует интерес к культуре русского народа.
Наталья Васильевна Плотникова # 13 февраля 2015 в 12:28 0
Интересное занятие. Очень важно затрагивать темы,которые способствуют воспитанию чувства национального самосознания, любовь к нашей Родины. Интересные загадки и физкультминутки. Спасибо!
Альмира Абдурашидовна Эльмурзаева # 18 февраля 2015 в 08:04 0
Очень интересное познавательное занятие. Для поддержания интереса детей используются такие методические приемы: рассматривание иллюстраций, загадывание загадки, физминутка и т.д. Желаю Вам дальнейших успехов в работе.
Наталья Александровна Бессонова # 18 февраля 2015 в 18:14 0
Как хорошо, когда педагоги не забывают наши истоки - народные промыслы. Дети должны знать и помнить свою историю и культуру. Мой голос!
Светлана Михайловна Усанькова # 21 февраля 2015 в 21:53 0
Инна Равильевна!Народные промыслы - это всегда очень интересно и познавательно для детей. В вашем занятии много информации о творчестве народных мастеров,которая даёт простор для деятельности.Вы используете объяснительно-иллюстративный метод обучения, различные приемы (загадки, рассматривание иллюстраций, художественное слово), которые поддерживают интерес детей на протяжении всего занятия. Очень было бы хорошо, если в конце занятия дети для достижения совместного результата выполнили совместную работу. Примите мой голос.
Наталья Викторовна Никитина # 14 апреля 2015 в 13:26 0
Здравствуйте, Инна Равильевна! Хорошее, нужное, познавательное занятие! Небольшой совет: может быть включить практическую деятельность в занятие, украсить матрёшек каким либо способом. В конце занятия можно подобрать одёжки для матрёшек изготовленных в разных местах. Примите голос! Спасибо!