Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД для детей старшей группы в форме викторины по сказкам

Непосредственно образовательная деятельность для старших дошкольников «Сказочный кувшин»

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала: представляю конспект непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников в форме викторины. Викторину по сказкам, входящую в НОД в своей работе могут использовать педагоги ДОУ, начальной школы, дополнительного образования. Непременное условие: дети должны быть знакомы с данными сказками.
Форма проведения: «Литературная викторина по сказкам»
Цель: воспитание любви и уважения к литературному жанру — сказка.
Задачи:
*систематизировать знания детей по теме «Сказки»;
*формировать образ героев сказок через их поведение, поступки и черты характера;
*воспитывать интерес к сказкам.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Материал: сказочный кувшин, иллюстрации к знакомым сказкам; разрезные картинки для дидактической игры «Помоги животным попасть в свою сказку», соответствующие животные — мягкие игрушки.
Предварительная работа: чтение сказок «Сивка-бурка», Заяц-хвастун», «Цветик-семицветик», «Серая шейка», «Волшебник Изумрудного города», «Желтый аист», «Лиса и кувшин», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масленый». «Сова», «Сказка о царе Салтане», «Никита Кожемяка», «Домовенок Кузька»; обсуждение, классификация сказок на «авторские» и «народные».
Ход НОД:
Воспитатель входит в группу в образе бабушки Агафьи.



Воспитатель: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали (дети: бабушка Агафья).
— Я сегодня к вам пришла с сюрпризом, это сказочный кувшин, в котором столько интересных вопросов, заданий по сказкам…



А не провести ли нам викторину «Кто лучше всех знает сказки?»? Делимся на две команды!
За правильный ответ я буду давать фишки.



Если кто-то не может ответить, то дети из другой команды могут помочь. Побеждает та команда, которая наберет большее количество фишек.
1 задание
Воспитатель достает из кувшина первое задание: читает отрывки из сказок, дети должны отгадать название сказки:
*** «Не плачь, мальчик, не плачь, девочка, я снесу вам яичко другое, не серебряное – простое» («Курочка ряба»).
*** «Покатился Ёжик по дороге, а навстречу ему крокодил: «Ёжик! Ёжик, я тебя съем»
- «Не ешь меня, крокодил. Я тебе песенку спою!» («Колобок»).
*** «Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты сковороду с яичницей. Подобралась к сковороде коза» («Лиса и кувшин»).
*** «Шла обезьяна по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: стук-стук-стук!» («Лисичка со скалочкой».)
2 задание
Воспитатель читает название сказок, у которых название состоит из двух слов. Но одно слово "заблудилось". Дети должны правильно дать название сказкам
*«Царевна-утка» («Царевна-лягушка»)
*«Сивка-будка» («Сивка-бурка»)
*«Серебряное ушко» («Серебряное Копытце»)
*«Цветик-одноцветик» («Цветик-семицветик»)
*«Серая тучка» («Серая шейка».)
*«Господин Уа» («Господин Ау».)
3 задание
Назовите сказки, в которых главный герой заяц («Заяц-хвастун», «Чудесные истории про зайца по имени Лек», «Лиса и заяц», «Сказки дядюшки Римуса», «Заюшкина избушка», «Как заяц от дождя прятался»)
— В каких сказках герой должен был пролезть через одно ушко и в другое вылезти. («Хаврошечка», «Сивка-бурка»)
— В какой сказке герой превращается то в муху, то в комара, то в шмеля. («Сказка о царе Салтане...»)
— Где находчивость помогает побить сильного змея. («Никита Кожемяка»)
4 задание
Дети должны вспомнить героев сказок, которые сказали следующие слова:
— «Спи, глазок, спи, другой!» (Хаврошечка из сказки «Хаврошечка»)
— «Если дерево будет с листьями всю зиму, значит, у меня будут зимние яблоки!» (Господин Ау из сказки «Господин Ау».)
— «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь! (Заяц из сказки «Заяц-хвастун»)
— «Разразись, ураган! Лети по свету, как бешеный зверь! Рви, ломай, круши! Опрокидывай дома, поднимай на воздух! Сусака, масака, лэма, рэма, гэма!» (Гингема из сказки «Волшебник Изумрудного города»)
— «Смотрите! Я еще только рождаюсь! Потеснитесь, дайте новорожденному место!» (заяц Лек из сказки «Чудесные истории про зайца по имени Лек»)
— «Я таки наподдал ему как следует, этому мылу твоему. Как жваркну его, как дряпну — больше не будет свориться». (Кузька из сказки «Домовенок Кузька».)
5 задание
Дети должны вспомнить и прочитать наизусть заклинания.
• Иванушки-дурачка из сказки «Сивка-бурка». (Сивка-бурка, вещий каурка. Стань передо мной, как лист перед травой!)
• Гингемы из сказки «Волшебник Изумрудного города». (Су-сака, масака, лэма, рэма, гэма!.. Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма!)
• Вилнны из сказки «Волшебник Изумрудного города». (Бам- бара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ерики.)
• Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», когда девочка сама решила вернуться домой, (стукнула каблуком о каблук и крикнула башмачкам: — Несите меня в Канзас, к папе и маме!)
• Жени из сказки «Цветик-семицветик». (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели!)
6 задание
Дети двух команд должны быстро разложить иллюстрации к сказкам на две группы: авторские и народные сказки. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.
Иллюстрации к сказкам:
«Сивка-бурка», Заяц-хвастун», «Цветик-семицветик», «Серая шейка», «Волшебник Изумрудного города», «Желтый аист», «Лиса и кувшин», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масленый». «Сова», «Сказка о царе Салтане».
7 задание
Проводится дидактическая игра «Помогите животным (насекомым) попасть в свою сказку». Дети собирают разрезные картинки, где герои сказок животные. Далее находят это животное на столе и относят его в свою сказку (сказку можно изобразить домиками с соответствующей иллюстрацией). Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справится с заданием.
Животные (насекомые):
• комар, муха, шмель к сказке «Сказка о царе Салтане...»
• коза к сказке «Серебряное Копытце»
• лошадка к сказке «Сивка-бурка»
• корова к сказке «Хаврошечка»
• лиса к сказке «Лиса и кувшин»
• сова к сказке «Сова»
Бабушка Агафья подсчитывают фишки, определяют победителя.
Во второй половине дня можно провести драматизацию любой понравившейся сказки по желанию победившей команды или просмотр ее видеозаписи.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий конкурсной программы по сказкам для учащихся 2 класса НОД по сказке «Крошечка-Хаврошечка» с детьми старшей группы НОД в подготовительной группы по сказке Перро «Золушка» Открытое занятие по сказкам в старшей группе детского сада. Конспект

Похожие статьи:

Викторины для дошкольников

Интеллектуальная игра - викторина в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Литературная викторина для детского сада по сказкам Андерсена

Викторина для дошкольников по правилам дорожного движения

Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения

Составление описательных и повествовательных рассказов по иллюстрациям художника Рачева к сказкам | Конспект оздоровительного занятия для детей старшей группы детского сада «Путешествие по Зоопарку»
Опубликовано: 184 дня назад (9 июня 2016)
Просмотров: 667
+18
Голосов: 18
Ольга Анатольевна Сорванова # 9 июня 2016 в 01:41 +6
Здравствуйте Ирина Викторовна! Познакомилась с Вашей разработкой. Выбранные Вами задания не только обобщают и закрепляют знания детей о сказках; но и развивают умения узнавать сказки и их героев; творческое воображение, ассоциативную память, умение быстро и четко формулировать свой ответ. Распределение группы на две команды способствует развитию у детей чувства сплоченности, развивает дружеские отношения, умение работать в коллективе. Поскольку была проведена большая предварительная работа - чтение сказок,обсуждение, классификация сказок на «авторские» и «народные», думаю, что победила ДРУЖБА! Удачи Вам и творческих успехов! Примите первый голос!
Наталия Николаевна Кафанова # 9 июня 2016 в 09:51 +4
Здравствуйте Ирина Викторовна! Очень понравилась ваша викторина «Сказочный кувшин». Подбор сказок разнообразный(Народные и авторские), образ бабушки Агафьи чудесный, завершение дня хорошо продумано (драматизацию любой понравившейся сказки по желанию победившей команды или просмотр ее видеозаписи). У меня вопрос вы до сих пор пишете НОД? У нас уже НОД переименовали в ООД(организованная образовательная деятельность). Спасибо, желаю успехов!Примите голос!
Ирина Викторовна Ануфриева # 9 июня 2016 в 12:19 +5
Наталья Николаевна, здравствуйте! Отвечу на ваш вопрос…
В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность» (НОД), в других — «организованная образовательная деятельность» (ООД), в третьих — «образовательная ситуация» (ОС).
Принципиально жёсткого требования в нашем регионе (Саратовская область) к этой проблеме нет. Все эти определения правильные (по ФГОС ДО), так как отражают конкретную образовательную деятельность.
Но мы до сих пор пишем и конспекты занятий, которые отменили в процессе введения ФГТ, так как, вроде бы, они ассоциировались в «занятиями» в школе…
Я хочу сказать в защиту определения «занятие»: педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие у нас проходит в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, мотивацией, сюрпризными моментами, рефлексией и динамичной сменой детской деятельности (то есть как и в НОД, ООД - структура по принципу системно-деятельностного подхода). Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия!
v
Ольга Вячеславовна Варламова # 9 июня 2016 в 11:49 +3
Здравствуйте, Ирина Викторовна! Посмотрела Вашу литературную викторину, очень интересная и познавательная. Работа сделана большая. Подобран замечательный материал. Выполнена уникальная предварительная работа: чтение, обсуждение, классификация сказок на «авторские» и «народные». Ну, вы просто МОЛОДЕЦ!!! Удачи Вам! Голосую!
Оксана Михайловна Жидикина # 9 июня 2016 в 12:37 +6
Ирина Викторовна, добрый день.
С интересом ознакомилась с викториной по сказкам. Материал будет востребован коллегами, так как задания подобраны разнообразные, интересные. Вами проведена большая предварительная работа по ознакомлению и обсуждению сказок. Занятие способствует развитию памяти, речи, мышления; приобщению к художественному чтению, устному народному творчеству; воспитанию коллективизма, взаимовыручки. С удовольствием голосую под №3.
Мира Симеунович # 9 июня 2016 в 12:42 +6
Ирина Викторовна, здравствуйте! С большим удовольствием познакомилась с Вашей викториной по сказкам! Очень интересное, содержательное мероприятие получилось! И требует немалого знания, так как Вы систематизируете сказочный материал разнообразными играми: у Вас и отрывки из сказок, названия и цитаты из сказок, и иллюстрации (…), на основании которых детям надо узнать каждую конкретную сказку. Воспитатель в образе бабушки Агафьи – прекрасная идея! Таким мероприятием обязательно воспитываются интерес и любовь к сказкам, также развиваются социально-коммуникативные умения детей. С большим удовольствием посылаю свой голос! Успехов!
Софья Владимировна Юхнина # 9 июня 2016 в 20:55 +4
Ирина Викторовна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей очередной публикацией: Непосредственно образовательная деятельность для старших дошкольников «Сказочный кувшин».
Познавательно! Увлекательно! Грамотно! Ярко! Иллюстрации просто сказочные. Вы создаёте условия для воспитания любви и уважения к литературному жанру — сказка, материал благодатный и доступный для дошколят.
С удовольствием голосую, УДАЧИ ВАМ!!!
Ольга Михайловна Подгорных # 10 июня 2016 в 04:53 +2
интересно, познавательно и увлекательно,+1
Елена Александровна Цепилова # 11 июня 2016 в 14:15 +3
Ирина Викторовна, здравствуйте! Познакомилась с вашей разработкой Непосредственно образовательная деятельность для старших дошкольников «Сказочный кувшин». Всё доступно и грамотно оформлено. Имеются ответы к викторине. Занятие способствует развитию памяти, речи, мышления, приобщению к художественному чтению. Творческих Вам успехов и удачи!!! Примите голос.
Татьяна Александровна Толстикова # 11 июня 2016 в 23:38 +3
Ирина Викторовна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашей викториной из сказочного кувшина. Сама форма проведения викторины настраивает ребят на встречу с неожиданным, а разнообразные задания делают её увлекательной и дают возможность почувствовать себя настоящими знатоками сказок. Примите мой голос. Удачи!
Наталья Валентиновна Мелихова # 14 июля 2016 в 09:04 +1
Доброе утро, Ирина Викторовна! Прочитала сценарий занятия "Сказочный кувшин" в форме викторины в виде состязания двух команд. Занятие составлено методически грамотно, поставленные цели и задачи реализованы. Материал подобраны разнообразно, занимательно, увлечённо, что способствует развитию познавательного интереса к устному народному творчеству, создаёт благоприятные условия для общения и сплочения детского коллектива. Творческих Вам успехов! Примите мой голос.
Наталья Николаевна Косарева # 14 июля 2016 в 19:08 +1
Добрый вечер, Ирина Викторовна! Очень интересная и поучительная викторина, заставляющая думать ребенка. Такие интересные путаницы. Детям всегда нравятся задания с небольшими трудностями, которые они могут преодолеть посовещавшись друг с другом. Они становятся увереннее в себе и в своем товарище. Голосую.
Ольга Ивановна Кабанова # 18 июля 2016 в 06:46 +1
Здравствуйте, Ирина Викторовна! Спасибо за прекрасный, профессиональный, хорошо продуманный конспект НОД для детей старшей группы в форме викторины по сказкам с хорошими иллюстрациями. Разнообразные задания викторины "Сказочный кувшин" заинтересуют детей, вызовут интерес детей, систематизируют сведения о сказках и сказочных героях, соотнесут их с собственными знаниями, выработают собственное отношение. Содержание публикации соответствует поставленным задачам и цели. Желаю удачи! Примите мой голос!
Мария Анатольевна Блинова # 7 декабря 2016 в 16:07 0
Дети любят,знают,сказки форма работы викторина,лучше всех подходит для проверки усвоенного детьми.Голос.