Конкурсы для педагогов и детей

Семейный клуб как форма работы с родителями в детском саду

Семейный клуб – действенная форма социального партнерства педагогов дошкольного учреждения и семьи.
Егорова Ирина Владимировна, педагог-психолог МБДОУ №3 «Незабудка», г. Протвино
Описывается модель социального партнерства детского сада и семьи на примере работы клуба «Школа молодой семьи». Исследуются цели, задачи и формы работы на каждом из этапов развития социального партнерства.

Одной из задач федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья.
Семейный клуб является одной из действенных форм взаимодействия педагогов детского дошкольного учреждения и семьи.
В МБДОУ д/с №3 «Незабудка» в течение трех лет функционирует семейный клуб «Школа молодой семьи». Деятельность семейного клуба позволяет активизировать возможности родителей как воспитателей своих детей, развивать у них педагогическую компетентность; привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения, формируя у них позицию субъекта; способствует личностному росту и взаимному обогащению всех участников совместной образовательной деятельности, а также индивидуализации развития воспитанников детского сада.
В работе семейного клуба педагоги и специалисты нашего детского сада используют такие нетрадиционные формы общения педагогов и семьи как:
• информационно-аналитические (анкетирование и опросы родителей);
• досуговые (участие в выставках, досугах);
• познавательные (консультации и консультации-практикумы специалистов, мастер-классы);
• наглядно-информационные (информация на стендах, сайтах, «карманная информация» - буклеты, памятки; фотогазеты, видео презентации и слайд-шоу).
Идеи социального партнерства начинают все активнее завоевывать место во взаимоотношениях между дошкольным учреждением и родителями.
Социальное партнерство детского сада и семьи означает совместную деятельность обеих сторон образовательного процесса в условиях открытости и сотрудничества. Сотрудничество предполагает общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Вся деятельность семейного клуба подчинена идее оптимизации влияния семьи на ребенка через оказание родителям разнообразной профессиональной помощи. Для реализации этой идеи в нашем дошкольном учреждении постоянно идет поиск новых интерактивных форм, основанных на практико-ориентированных подходах. Очень популярны среди родителей разнообразные вариативные формы совместной деятельности взрослых и детей.
Социальное партнерство на базе клуба «Школа молодой семьи» имело свою логику развития. Было выделено несколько этапов развития взаимодействия между дошкольным учреждением и родителями:
1 этап – диагностический.
Задачами этого этапа было изучение ожиданий родителей от образовательного учреждения, их потребностей и образовательных инициатив семьи для эффективного партнерства. А также изучение особенностей семейного воспитания и существующих традиций семьи.
Формы работы с семьями на первом этапе были следующие: использовалось анкетирование и опросы родителей, диагностические листы, экспресс-диагностика типа «Знаю ли я своего ребенка?»
2 этап – установление общих целей – ценностей в развитии и воспитании ребенка.
Задачами этого этапа было установление доброжелательных межличностных отношений с родителями, повышение интереса к образовательной деятельности учреждения, организация совместной образовательной деятельности детей и родителей, создание положительного образа ребенка глазами семьи и педагогов.
На этом этапе использовались такие формы работы: тренинги для родителей и педагогов социально-психологической направленности «Наказывая, подумай – зачем», «Игра в жизни ребенка», тематические консультации для родителей всех возрастных групп «Возрастные особенности детей», интерактивные игры для родителей «Теплая компания», ознакомление с образовательной программой ДОО (с использованием сайта учреждения).
3 этап в развитии социального партнерства – вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
Дошкольное учреждение поставило такие задачи: формирование целостного образа ребенка и адекватности его восприятия как родителями, так и педагогами. Организация совместной образовательной деятельности взрослых и детей с учетом образовательных инициатив родителей. Создание единого образовательного пространства для ребенка в учреждении и семье.
Формы работы с семьями использовались такие, как совместная познавательная творческая деятельность родителей и детей в клубе «Школа молодой семьи» (занятия, мастер-классы, практикумы, семейные творческие проекты, совместные творческие мастерские); консультации по родительским запросам (по мотивам изучения родительских вопросов и инициатив в образовании).
4 этап в развитии социального партнерства детского сада и семьи – определение проблемных полей развития и воспитания ребенка в семье и учреждении.
Задачи этапа: деликатно сформулировать проблемы и трудности в поведении и особенностях личностного развития ребенка, совместно обозначит причины их возникновения и варианты их совместного решения в учреждении и в семье. Осуществлять педагогическую поддержку семьи в наиболее оптимальных формах и методах.
Здесь можно обобщить проблемы у детей и дать родителям пообщаться внутри проблемы между собой. Так в нашем дошкольном учреждении была проведена консультации-практикум на тему «Не бойся – я с тобой! (Страхи у детей)». В увлекательной совместной деятельности взрослые и дети учились справляться с возрастными страхами. В «Конкурсе Боюсек» дети озвучили свои страхи, потом дети с воспитателем поиграли в игры на развитие мелкой моторики, а родители с интересом прослушали сообщение педагога-психолога о возрастных страхах и прошли экспресс-тест «Как соблюдаются в семье условия, предохраняющие ребенка от формирования страхов». Затем дети с помощью родителей нарисовали свои страхи. В это время педагог-психолог рассказывала родителям о способах устранения детских страхов, одним из которых и является рисование с элементами арт-терапии. В заключение родители совместно с детьми рассмотрели рисунки и поделились друг с другом опытом решения проблемы возрастных страхов.
5 этап в развитии социального партнерства детского сада и семьи - совместная оценка качества образовательной деятельности и социального партнерства семьи и ДОО.
Задачами этапа являлись следующие: изучить эмоциональную комфортность и удовлетворенность ребенка в едином образовательном пространстве семьи и детского сада; изучить оправданность ожиданий родителей от партнерства с учреждением и удовлетворенность педагогов и родителей результатами взаимодействия с семьей.
На этом этапе проводятся анкетирование и опросы родителей и педагогов, выявляющие насколько эффективно организовано взаимодействие, а также проективное тестирование детей (выполнение рисунка «Я в детском саду»).
В результате проделанной педагогами дошкольного учреждения работы по развитию социального партнерства ДОО и семьи было выявлено следующее:
• Произошла активизация включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения, в субъект-субъектное образовательное взаимодействие.
• Повысилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом, возросло доверие к дошкольному учреждению. Это ярко проявилось как в количественном росте числа воспитанников детского сада, так и в расширении участия родителей в жизни детского сада.
• Была создана атмосфера эмоциональной взаимоподдержки, комфорта, взаимопонимания и сотрудничества, общности интересов в образовании и развитии ребенка между родителями и педагогами.
К ожидаемым (в долгосрочной перспективе) результатам эффективного социального партнерства семьи и дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие:
• Создание благополучного, эмоционально-психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду, обеспечение позитивной социализации и индивидуализации развития детской личности.
• Гармонизация детско-родительских отношений, снижение числа неблагополучных семей и педагогической запущенности.
• Повышение педагогической компетентности у родителей.
• Формирование единых образовательных смыслов и ценностно-целевых ориентаций у педагогов дошкольного учреждения и родителей, создание единого образовательного пространства для ребенка.
Список литературы
1. Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Детско-родительский клуб // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №1. С. 66.
2. Деркунская, В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 5, с. 49 – 51.
3. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – 190 с.
4.
5. Зубова О.Н., Лукьянова Н.А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. №11. С. 52-60.
6. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11. -С.57.
7. Свирская Л. Работа с семьей. - М.: Линке - Пресс, 2007.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект Литературная викторина по сказкам для детского сада

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Опубликовано: 541 день назад (14 июня 2015)
Просмотров: 3544
Рубрика: статья
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!