Конкурсы для педагогов и детей

Влияние анормальной роли отца на формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста.

Родительство – это и материнство, и отцовство. Психологические особенности материнства исследованы в большей мере, но в настоящее время заметно увеличение интереса и к исследованию отцовства.
Мы полагаем, что отцовство, так же как материнство, можно рассматривать с двух точек зрения – как обеспечение условий развития ребенка и как исполнителя роли отца (представление себя как отца). Данные точки зрения взаимосвязаны. Если отцовство рассматривается с первой точки зрения, то акцент делается на функцию влияния отца на развитие ребенка. Рассмотрение отцовства со второй точки зрения позволяет выделить еще одну функцию отцовства – функцию самореализации мужчины.
Какое же влияние оказывает отец на развитие ребенка в рамках гендерного подхода? Проведенные нами исследования в нашем Центре развития ребенка говорят о том, что отцы более чувствительны к проявлениям гендерных особенностей в поведении как у мальчиков, так и девочек. Из этого следует, что именно в становлении гендерной идентификации большее значение имеет фигура отца нежели матери.
Мы предлагаем вашему вниманию 3 примера влияния анормальной роли отца, то есть не естественной, непривычной для восприятия социума, на формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста и работы с ними в рамках нашего учреждения.
1. В связи со смертью матери, которой не стало, когда ребенку не было и месяца от роду, семья состоит из 1 родителя, которым является отец и его дочери, на сегодняшний день 6,5 лет. При диагностическом обследовании ребенка было выявлено:
- Агрессивное поведение в критических ситуациях: усиление маскулинных поведенческих характеристик;
- Заниженная самооценка;
- Эмоционально неустойчивое состояние .
При рассмотрении результатов диагностики с точки зрения гендерного подхода, можно предположить, что роль отца в семье гиперфункциональна, в его фигуре сливается и роль матери, и роль отца. Поэтому у девочки поведенческий компонент гендерной идентификации реализуется по мужскому типу. Мы можем наблюдать, что проблемной зоной является эмоциональный компонент, в связи с неспособностью отца полноценно выполнять функции матери.
2. Семья состоит из 3 человек- мама, папа, ребенок. При диагностическом обследовании ребенка было выявлено:
- Частая, необоснованная смена поведения: агрессия сменяется плаксивостью
- Замкнутость
По результатам взаимодействия с родителями и проведенной диагностики было установлено, что такие особенности поведения вызваны тем, что отец, формально присутствующий в семье, не несет в себе никакой содержательной нагрузки, что фрустрирует потребность ребенка в гендерной идентификации и приводит к симбиотической связи с матерью.
3. Семья состоит из 3 человек- мама, папа, ребенок. При диагностическом обследовании ребенка было выявлено:
- Педагогическая запущенность;
- Нарушение речи;
- Недоразвитие крупной и мелкой моторики.
По результатам взаимодействия с родителями была определена дисфункциональность ролей в супружеской и родительской диадах, то есть происходит функциональное замещение роли матери на роль отца у матери и роли отца на роль матери у отца. Ребенок демонстрирует отсутствие потребности в гендерной идентификации.
Итак, мы представили 3 примера влияния роли отца на становление гендерной идентичности у детей дошкольного возраста, а сейчас предлагаем вам обсудить тему под названием: «Счастливое отцовство». Для этого давайте разобьемся на 2 группы, каждая группа получит ситуацию для обсуждения и ряд вопросов, на которые надо ответить.

Задание для первой подгруппы: «В России заниматься бытом и воспитанием детей считается немужским делом. Лишь иногда с маленьким ребенком остается дома отец, а не мать. Но если мужчина сидит с маленьким ребенком, в то время как жена работает, то окружающие зачастую насмехаются над ним. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения мужчины и женщины. Попробуйте предложить свои способы изменения общественного отношения к данной ситуации. Как, по вашему мнению, можно повлиять на общественное мнение, чтобы к подобному поведению мужчины общество стало относиться лучше? Кроме того, как вы полагаете, какие формы поддержки можно предложить самим мужчинам, занимающимся воспитанием маленьких детей?»
Задание для второй подгруппы: «Часто в молодых семьях возникает такая ситуация, что после рождения малыша мать проникается к нему особым чувством и начинает заботиться о нем, холить его и лелеять. Мама и малыш неразрывно связаны друг с другом. Папа в это время много работает, но вскоре обнаруживается, что ребенок и отец очень мало общаются. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения мужчины и с точки зрения женщины. Что, по вашему мнению, можно сделать, чтобы контакт между ребенком и его отцом состоялся?»
Спасибо за проделанную работу.

Анализируя, возникающие в нашем учреждении проблемные ситуации, мы попытались выстроить программу взаимодействия с отцами наших воспитанников, направленную на повышение компетентности воспитания в рамках гендерного подхода. Эта программа состоит из диагностической части, которая включает в себя проведение тестов на тему «Хороший отец», «Я отец», «Образ ребенка» и практической части, которая заключается в непосредственном взаимодействии с отцами наших воспитанников. Мы планируем, организуем и проводим отцовские собрания, досуги отцов совместно с детьми, индивидуальные консультации.
В связи с актуальностью данной проблемы планируем взаимодействуем с родителями в рамках организованного клуба «Школа Заботливых родителей», где будут рассматриваются и вопросы различной тематики воспитания детей раннего и дошкольного возраста, а так же и подходы гендерного воспитания. На наш взгляд, именно такая форма работы с родителями позволить вовремя обращать внимание на проблемные зоны в родительском воспитании и помогать с ними справляться.

Рекомендуем посмотреть:

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей детского сада. Воспитание девочек и мальчиков
Семинар практикум для воспитателей ДОУ с презентацией | Дидактическая игра для детского сада своими руками
Опубликовано: 649 дней назад (23 февраля 2015)
Просмотров: 562
+1
Голосов: 1
Ирина Владимировна Иванова # 23 февраля 2015 в 13:20 0
Уважаемые коллеги! может быть полезен это материал тем, кто занимается проблемой гендерного воспитания дошкольников, насколько это важно и необходимо можно понять только тогда, когда существуют реальные проблемы, которые я рассмотрела в этом докладе с помощью своих коллег.
Анна Дмитриевна Сергеева # 24 февраля 2015 в 17:25 +2
Хочу сказать, что проблема поднята действительно актуальная на современном этапе развития общества. Ход мысли структурированный и целенаправленный. Однако, я думаю, что с содержательной точки зрения материал маловат. Возможно, в дальнейшем стоит дополнить работу положительными результатами работы, расширить теоретическую основу, рассмотреть более детально влияние именно отца на формирование гендерной идентичности, развести примеры с девочками и мальчиками, интересно было бы рассмотреть отличия в идентификации мальчиков и девочек.
Интересен термин "анормальная роль", с научной точки зрения он немного не вписывается. Я бы посоветовала более привычные и обыденные понятия: негативный образ/пример отца, несформированность роли отца и т.д. Это так, как добрый научный совет.
В целом, хочется отметить, что направление интересное, привлекающее внимание и заинтересовывающее. Удачи Вам и успехов!
Ирина Владимировна Иванова # 26 февраля 2015 в 23:07 0
Добрый вечер! это материал являлся докладом из опыта работа по проблеме гендерного воспитания, эта лишь пункт плана - так сказать,хотелось поделиться нашими мини исследованиями и предложениями рассмотрения проблемы. Спасибо за комментарий
Ирина Владимировна Иванова # 26 февраля 2015 в 23:10 0
Анна Дмитриевна,термин анормальная роль чисто психологический, такой термин нашла в научных статьях- как противопоставления нормальной роли.