Конкурсы для педагогов и детей

Организация и открытие музея русского быта в детском саду

Организация и открытие музея русского быта« Русская изба»
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, происходит переосмысление самой сущности дошкольного образования. В наши дни дети очень мало получают информации о русской культуре, быте. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Проведя опрос, как среди детей, так и среди родителей, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны.
Эти пробелы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры: в группах реализуются проекты, оформлены уголки народного искусства: дети знакомятся с пословицами, поговорками, слушают сказки. Однако стало очевидным, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения. Поэтому пришли к выводу о создании музея народного быта «Русская изба» в дошкольном образовательном учреждении, являющегося наиболее оптимальным наглядным средством передачи информации. Была создана инициативная группа из воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения во главе с заведующей.

Идея Проекта: из прочитанной литературы, интернет ресурсов, в результате посещения Арзамасского Краеведческого музея, из рассказов пожилых людей, стало ясно, что в русской избе не было случайных предметов, а месторасположение каждого было определенным и традиционным. Мы решили не отступать и воссоздать полную имитацию русской избы. Вдоль стен у нас располагаются лавки, в «красном углу» обеденный стол, в углу печь в ней чугунок рядом стоит ухват, ткацкий станок как особая гордость хозяек тогдашнего времени, на полу самотканые коврики.
Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Как правило, подобные музеи воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.
Сотрудники детского сада провели большую работу в данном направлении, на общем родительском собрании объявили о создании музея «Русская изба», творческой группой подготовлена и роздана информация для родителей по данному направлению. Данная тема была вынесена на обсуждение на групповых родительских собраниях

Цель проекта.
Создание условий для воспитания гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников. Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.

Основные задачи проекта.
• Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
• Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества
• Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям
изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.

Большая часть экспонатов была собрана с помощью родителей и педагогов. Для полной имитации нашей «избы» изготовлены предметы обихода ( печь, лавочки). В этом нам помог наш плотник Виктор Викторович. Торжественное открытие музея состоялось на 26 апреля 2016 года.

Оценка эффективности Проекта: результаты работы данного Проекта окажут прямое влияние на работу по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей. Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью. Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, наводят ребят на мысль о неразрывной связи человека и природы. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Занятия в музее могут включать в себя и знакомство с различными народными играми. Даже хорошо всем известные «ладушки» в лёгкой и весёлой форме раскрывают перед ребёнком понятие лада, т.е. умения жить в мире и добре с окружающими, учат считаться с интересами других, ведь надо успевать попадать в ритм хлопков. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для ознакомления с окружающим миром. Любой предмет музея может
подсказать тему для интересного разговора. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России.

Перспективы Проекта: на базе созданного музея будут проходить
занятия по народной культуре, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Экскурсии в музей, исключительность которых в том, что дети смогут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их. Театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок, концерты старших дошкольников, посвященных народной песне, музыке, игре на музыкальных инструментах. Изготовление поделок (игрушек, кукол, роспись, аппликация). Будут проводиться мастер-классы для воспитателей, консультации с целью углубления знаний в данном направлении. Дети «в живую» смогут рассмотреть одежду, мебель, предметы народного быта.
Конечно же, пространство нашего музея не позволит провести масштабные мероприятия (для всех групп одновременно) в русской избе. В рамках проекта организуется деятельность вне избы с привлечением узких специалистов, массовые праздники («Масленица» и др.), мы проводим на улице.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении разработаны перспективные планы мероприятий, конспекты занятий и развлечений по возрастам, сценарии праздников; нарабатывается методическое обеспечение: подбираются игры, продумываются выставки, наглядный материал.
В музее будут созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного крестьянского быта,
орудия труда, игрушки и др., например, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, почесать кудель, посидеть за ткацким станком , взять в руки деревянные ложки и сравнить их с баклушами - заготовками для изготовления этих самых ложек и т.д. Полный цикл познания предмета народной культуры позволит развивать у дошкольников не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, если в организации музея участвовали сами дети и их родители.




Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе «Русская изба» Мини-музей в детском саду Паспорт мини музея в детском саду Музейная педагогика в работе с дошкольниками
Участник №40 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Проект для младшей группы детского сада. Водичка
Опубликовано: 216 дней назад (7 мая 2016)
Просмотров: 888
+6
Голосов: 6
Галина Александровна Буцая # 8 мая 2016 в 08:55 +2
Очень даже приветствуется такое направление в воспитании и развитии дошколят! Особенно хочется положительно отметить создание зоны детской активности в музее-русской избе, в которой дети могут поиграть в русские народные игры, например,"горелки", отобразить некоторые сценки быта крестьян,пополнить и расширить свой словарь произведениями устного народного фольклора. Спасибо!
Наталья Михайловна Андриевская # 8 мая 2016 в 09:52 +2
Ирина Владимировна, доброе утро! Какой профессиональный,творческий,инициативный и увлечённый работой у Вас коллектив!Браво!Какую огромную, трудоёмкую работу вы провели по созданию музея! А декорации, костюмы. Ваш труд заслуживает большого уважения. Ценно и то, что Вы грамотно выстраиваете работу со всеми работниками коллектива, с родителями воспитанников, включая их в образовательный процесс. Думаю, что в дальнейшем, ваш музей станет достоянием не только вашего учреждения, но примером для педагогов и родителей всего города. Дальнейшего процветания и успехов в начатом деле!
Ольга Станиславовна Средина # 8 мая 2016 в 10:55 +2
Ирина Владимировна, замечательная идея! Поддерживаю. В нашем ДОУ долго функционировал такой "уголок". Мы называли его "Горница". И печка там была и сундук и старинная мебель. Воспитатели, по очереди превращаясь в бабушку - сказительницу, рассказывали детям сказки, поили чаем...
С удовольствие голосую!
Елизавета Ивановна Ананьева # 8 мая 2016 в 13:23 +2
Ирина Владимировна решила к вам заглянуть в гости без приглашения.Мне нравится ваш проект. Видно, что хотите донести до детей то, что делали наши бабушки. У нас тоже есть изба, но мордовская. Впрочем разница не большая. Уже хорошо то, что вы стараетесь и выносите свой труд на обозрение других педагогов.На вас красивый костюм, детям это нравится. Удачи вам во всём. С праздником Победы Вас!
Татьяна Васильевна Петровичева # 8 мая 2016 в 21:36 +1
Здравствуйте, уважаемая Ирина Владимировна.Организация и открытие музея русского быта« Русская изба» большим интересом знакомилась с Вашим проектом "Организация и открытие музея русского быта« Русская изба». Очень большую, нужную работу Вы выполнили. Теперь будете её дополнять.Согласна с Вами, в том, что в наши дни дети очень мало получают информации о русской культуре, быте. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Замечательное наглядное пособие создали Вы. Думаю, Вашим деткам в Вашей избе будет очень комфортно.
С удовольствие голосую! Дальнейших успехов!
Светлана Александровна Евсеева # 6 июля 2016 в 18:24 +1
Здравствуйте, Ирина Владимировна! С удовольствием познакомилась с вашим проектом, так как у нас в саду тоже уже в течении 15 лет существует Коми изба.Посмотрела ваши фотографии. Увидела печку, самовар, половики, как и у нас. Отличия есть в костюмах, у русского народа свои орнаменты.Музей "Русская изба" приобщает детей к культуре русского народа. Вы правы, такие музеи сейчас очень нужны. Детям интересно туда ходить, потрогать экспонаты своими руками.Проект очень интересный, всё подробно описано.Спасибо! Удачи!
Алевтина Николаевна Чукреева # 30 июля 2016 в 11:12 0
Здравствуйте, Ирина Владимировна, замечательный проект! Создание для детей интересной среды, погружающей их в историю народных промыслов и быта, позволяет не только обучаться, но и играть, отдыхать. Знакомство с предметами художественных промыслов с растительными орнаментами воспитывают у детей чувство стиля, цветовых гармоний, композиционных решений и ,конечно же, патриотизм! Вам голос!