Конкурсы для педагогов и детей

Музейная педагогика в работе с дошкольниками

Использование технологии «Музейная педагогика» в работе с детьми дошкольного возраста.
Автор: Козлова Наталья Юрьевна.
Должность: Воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С №4 «Веснушки» г.о. Коломна Московской области.
Описание работы: работа предназначена для воспитателей, старших воспитателей, методистов, занимающихся изучением и внедрением в педагогический процесс современных инновационных технологий, а именно технологии «Музейная педагогика». Данный материал был разработан для детей младшей группы. В оформлении музея «Мультстудия Кота Леопольда» принимали участие дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы и родители. Музей был создан для формирования нравственных понятий детей младшего дошкольного возраста. Музей действующий, мобильный, наполнение меняется в соответствии с программными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Главным действующим героем является Кот Леопольд – самый добрый, дружелюбный персонаж, к которому дети с удовольствием ходят в гости с целью познавательного и социально – коммуникативного развития. Мультстудия используется как во время ООД, так и в режимных моментах. Обращение к Коту Леопольду бывает связано с целью расширения представлений детей понятий о дружбе, вежливости (нравственный аспект), умений красиво говорить (развитие речи), пополнения познавательной базы детей. С целью познавательного развития в музее проходят выставки, смена декораций, появление новых персонажей. Например: тема «Богатства земли». Дети в музее знакомятся с хозяйкой Медной Горы и ее самоцветами. Капитошка помогает изучать свойства воды, Бегемот, который боялся прививок, расширяет понятия детей о здоровье, здоровом образе жизни. Художник, Винтик, Шпунтик – обогащают знания детей о профессиях. С целью развития этно – культурного компонента в музее была организована выставка «Народной игрушки», представлены атрибуты народных игр, народные костюмы, фрагмент русской народной избы», народные праздники. С этой целью были использованы персонажи из русских народных сказок «Снегурочка» (игры в горелки, народные костюмы), «Три богатыря» (современная версия), «Князь Владимир» и др.
Через игровое пространство мультстудии, дети активно взаимодействуют, обогащают чувственный опыт, у них формируются понятия нравственности и культуры общения. И в этом огромная заслуга персонажей из любимых детских мультфильмов. Работая над мультфильмом, дети придумывают сценарии, изготавливают декорации, персонажей, что способствует развитию продуктивной деятельности детей и социально – коммуникативных навыков. В музее, совместно с родителями были созданы нарисованные диафильмы: «Сказка о Звездочке», «История Шарика», «Как кораблик искал друзей», «Дружелюбный Зайчик», «Фиалка и Кактус» и многие другие. Создавая сюжеты мультфильмов, дети учатся общаться, творчески мыслить, что способствует активному развитию диалогической, монологической и связной речи.
Игра в мультфильмы, проговаривание различных игровых ситуаций позволяют эффективно решать не только основные образовательные и развивающие задачи, но и воспитывать духовно-нравственную культуру каждого ребенка.
Перевоплощение в любимых героев позволяет каждому ребенку развить в себе не только артистические способности, но и раскрыться перед окружающими, найти новых друзей.
В мультстудии были инсценированы мультфильмы «Мешок Яблок», «Заяц и Лиса», «День рождения Слона» и т.д.
Основные цели и задачи: музей «Мультстудия «Кота Леопольда» предполагает сочетание интеграции разнообразных видов деятельности по всем образовательным областям: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное», «Художественно – эстетическое», «Физическое» и, тем самым, способствует всестороннему развитию личности детей, развитию нравственных качеств, воспитанию патриотизма, любви к родине, развитию познавательных интересов, творческой активности, исследовательских навыков, приобщение к здоровому образу жизни.
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста «Друзья для Звездочки»
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Возраст: 3- 4 года.
Тип занятия: нестандартное интегрированное занятие с использованием технологии «Музейная педагогика».
Цель: формировать знания детей о друзьях, дружбе, дружеских отношениях по средством музейной педагогики, а также через проживание игровых ситуаций;
Задачи:
- расширить знания детей о дружбе, друзьях;
- через восприятие наглядных и музыкальных образов, обогатить знания детей о том, что дружба начинается с улыбки и добрых поступков;
- учить составлять связный рассказ по картинкам;
- закрепить умение рисовать карандашами, ориентироваться на контуре;
- развивать мыслительные операции средствами арт – терапии и поисковой деятельности;
- способствовать развитию речевой активности детей путем ведения диалога;
- через наглядные средства развивать память;
- воспитывать у детей сострадание, взаимопомощь, желание дружить друг с другом, радоваться дружеским отношениям других.
Оборудование: музей «Мультстудия Кота Леопольда», герои – игрушки советских добрых мультфильмов, интерактивная доска, звукозаписи детских песен «Улыбка», «Хорошо бродить по свету»; для интерактивной доски изображение Звездочки грустной и Звездочки веселой, Крошки Енота, Фунтика и его друзей; заготовки лиц без улыбок по количеству детей, карандаши; сюжетные картинки - схемы с рассказом «Сказка о Звездочке»; широкая емкость с песком, влажные салфетки.
Формы организации деятельности: фронтальная форма организации обучения детей, решение программных задач осуществляется через поисково – исследовательскую и игровую деятельность.
Предварительная работа: Работа в мультстудии «Кота Леопольда»: просмотр и анализ советских мультфильмов», анализ персонажей, создание детьми совместно с родителями небольших сказочных историй.
Содержание НОД:
Организационный момент.
Актуализация знаний
Воспитатель собирает во круг себя детей и приглашает их в «Мультстудию Кота Леопольда.
Посещение музея «Мультстудии Кота Леопольда».
Дети совместно с воспитателем рассматривают мультстудию. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.
Воспитатель: Это студия Кота Леопольда. Здесь живут герои из добрых мультфильмов. Кого вы можете назвать?
Дети называют знакомых персонажей мультфильмов.
Воспитатель: В мультстудии очень много героев. Что Вы можете о них сказать? Какие они? Жители мультстудии очень добрые и дружные. Все они оживают в мультфильмах и наших сказках.
Воспитатель обращает внимание детей на сказки, которые дети сочинили совместно с родителями.
Воспитатель: Скажите, а наши сказки о чем?
Герои в наших сказках какие?
А вы дружные? Какими бывают друзья?
В нашей группе все дети дружные и добрые!
Давайте скажем своим друзьям хорошие слова. Становитесь в круг.
Игра «Скажи другу добрые слова»
Дети становятся в круг, проводится игра «Скажи другу добрые слова». Дети по очереди называют добрые слова своим друзьям: ты хороший, добрый, давай дружить и т.д. Воспитатель подводит итог.
Воспитатель: Вы настоящие друзья – добрые и дружелюбные, ваша дружба крепкая!
Динамическая пауза «Мы за руки возьмемся»
Мы за руки возьмемся, Дети берутся за руки и качают ими
Друг – другу улыбнемся: Наклоняются вправо, влево и улыбаются
Вот так, вот так.
Друг – другу улыбнемся.
Мы не будем ссориться, Грозят указательным пальчиком
Будем мы дружить. Разводят руками
Ручками своими «Фонарики»
Всем тепло дарить. Обнимаются
Воспитатель: Вот какие мы дружные. Вы – настоящие друзья. Что же такое дружба? Воспитатель выслушивает разные ответы детей и делает вывод
Воспитатель: Дружба – это когда все играют вместе, не ссорятся, не обижают друг друга, помогают друг – другу.
Создание проблемной ситуации
Раздается мелодия падающей звездочки. На экране доски появляется звездочка.
Воспитатель: На наш разговор о дружбе к нам прилетела звездочка. Посмотрите, мне кажется, или у звездочки плохое настроение?
Как Вы думаете, почему ей грустно?
Проблемный вопрос: Что же делать? Как помочь звездочке найти друзей?
Воспитатель выслушивает ответы детей. Дети затрудняются.
Поиск решения
Воспитатель: Как вы думаете, а друзей должно быть много? Давайте проверим, сколько же может быть друзей.
«Песочная терапия»
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоит широкая емкость с песком. Воспитатель направляет действия детей с помощью беседы:
Посмотрите, много песка? А людей во круг нас много? Возьмете горсть песка в руки, сожмите в кулачок. Что происходит с песочком? Песочек высыпается. Разожмите ладошки. Сколько в ладошке осталось песка? Во круг нас много людей, много – как и песка! Они все наши друзья? Наши друзья – это песочек, что остался в ладошке! Посмотрите, его много осталось?
Воспитатель помогает детям сделать вывод, ответить на вопрос.
Воспитатель: Это наши друзья! Они всегда рядом и вместе с нами, и никуда не убегают, как песочек, и иногда их совсем не много. А что нужно делать, что бы друзья всегда оставались рядом и не уходили от нас?
Дети вытирают ручки влажными салфеточками. Аналогичное упражнение можно проделать с водой или совместить. Сначала попробовать с песком, а затем – с водой. Это оставит руки детей чистыми.
Воспитатель: Мы с Вами узнали, что настоящих друзей не много. А где же их найти для звездочки и как помочь ей с ними подружиться?
Воспитатель предлагает детям снова отправиться в музей «Мультстудию Кота Леопольда», может там мы найдем друзей для звездочки и подружим их.
Поисковая деятельность «Найдем друзей для звездочки»
Дети подходят к мультстудии.
Воспитатель: Здесь очень много героев. Сможем ли мы найти среди них друзей для нашей звездочки? Кого бы Вы выбрали звездочки в друзья?
У звездочки плохое настроение, она плачет, как Вы думаете, захочет ли с ней кто-нибудь дружить?
А чтобы сделал друг, чтобы настроение стало хорошим?
Звездочку нужно развеселить.
Как мы развеселим нашу звездочку, чтобы она стала улыбаться?
Давайте подарим звездочке улыбки. Как мы это сделаем?
Дети подходят к звездочке, улыбаются ей. Звездочка на экране тоже начинает улыбаться.
Воспитатель: От наших улыбок – звездочка тоже стала улыбаться.
Из мультстудии раздается музыкальная композиция «Улыбка».
Воспитатель: Откуда эта чудесная песенка? Кто ее поет? (Крошка Енот).
Рядом со звездочкой появляется Крошка Енот.
Воспитатель: А вот и друг для нашей Звездочки – Крошка Енот! Что помогло подружить Звездочку и Крошку Енота? (Улыбка)
Улыбка – помогает улучшить настроение и найти друзей!
Игровая ситуация «Игрушки для звездочки»
Воспитатель: Звездочка благодарит нас и хочет с нами поиграть, но у Звездочки нет игрушек? Что делать, где взять игрушки?
Воспитатель способствует тому, чтобы дети обратили внимание на игровое оснащение их группы. Ведь у них в группе очень много игрушек. Воспитатель помогает детям придти к ответу, что игрушками нужно делиться. Дети предлагают Звездочке свои игрушки. На экране рядом со Звездочкой и Енотом появляются игрушки. Звучит музыкальная композиция «Хорошо бродить по свету». На экране появляются поросенок Фунтик, мартышка, Дядюшка Мокус.
Воспитатель: какие вы добрые ребята! Посмотрите, у Звездочки еще появились друзья. Что помогло нам найти еще друзей для Звездочки? (Доброта).
Доброта и улыбки помогли нам найти друзей для нашей звездочки! Хотите сохранить наши улыбки?
Самостоятельная деятельность «Улыбки дружбы»
Воспитатель приглашает детей за столы, предлагает им контуры лиц девочек и мальчиков. На изображениях отсутствует часть лица: рот. Воспитатель предлагает одним детям дорисовать улыбки на лицах, а другим – дорисовать контуры улыбок. Перед выполнением задания проводится пальчиковая гимнастика.
Дифференциация: дети коррекционного обучения обводят штриховой контур улыбки; дети интенсивного обучения прорисовывают самостоятельно, располагая улыбку относительно носа и глаз; остальные дети изображают улыбку согласно опорной точке.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе Руки соединяем в «Замок»
Девочки и мальчики.
Дружат на руках у нас Сгибаем – разгибаем пальчики
Маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5, Поочередно касаемся пальчиков
Мы с тобой идем играть Шагают пальчики по столу
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: от наших улыбок в группе стало теплее. Наши улыбки мы разместим в музей «Мультстудию Кота Леопольда», чтобы наши улыбки всегда сияли в нашей группе и в раздевалку, чтобы наши гости подружились друг с другом!
Закрепление полученных знаний.
Составление рассказа по картинкам «Сказка о Звездочке»
Воспитатель сообщает детям, что Звездочка нашла много друзей и теперь она живет в нашей «Мультстудии». А Кот Леопольд просит нас рассказать сказку «О Звездочке». Дети подходят к Музею. На мольберте карточки – модели сказка «О Звездочке». Воспитатель просит одного из детей составить рассказ по картинкам (Приложение 1).
Воспитатель: Кот Леопольд очень рад, что мы помогли найти Звездочке Друзей и просит нас рассказать сказку про Звездочку.
Воспитатель вместе с детьми подводят итоги, делают выводы:
Что же такое дружба?
Как себя нужно вести, чтобы найти друзей?
Кому мы сегодня помогли найти друзей?
Что нам помогло найти друзей?
Дарите друг - другу улыбки, добро и у Вас всегда будут друзья и хорошее настроение!
Рефлексия:
Вам понравилось наше занятие?
Что нового Вы сегодня узнали?
Что Вам показалось самым интересным?
Что было трудным?
Пояснительная записка.
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста «Друзья для Звездочки». При составлении конспекта была использована примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», составители Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.В. Васильева, а также программа Е. В. Бариновой «Сердце отдаю детям».
В занятии были применены технология «Музейная педагогика», технология «Моделирования», дифференцированный метод обучения, технология проектирования, здоровье сберегающие технологии: песочная терапия, кинезе-терапия, физкультминутка, смена динамических поз; игровые методы и технологии, проблемный метод обучения, ИКТ, наглядные и словесные методы обучения. Для активизации внимания детей были использованы ИКТ, герои мультфильмов, создание проблемной ситуации, арт-терапия.
Для проведения игры «Скажи другу добрые слова» необходимо для концентрации внимания детей использовать вспомогательный предмет, например, цветок Дружбы, который дети будут передавать друг другу поочередно.
Во время песочной терапии для релаксации детей целесообразно включить легкую музыку. Выполнение самостоятельной работы «Улыбки дружбы» также рекомендуется провести на фоне музыки «Улыбка».
Для составления рассказа «Сказка о Звездочке» провести небольшую предварительную работу с данными картинками.
На момент проведения занятия дети должны быть знакомы с музеем, его атрибутами. В музее должны находиться и быть знакомы детям персонажи мультфильмов, записи песен, сказки, сочиненные и нарисованные детьми в совместной деятельности с родителями.
Планируемые результаты:
образовательная область «Познавательное развитие»: приобретение знаний детей о друзьях, дружбе, дружеских отношениях по средством музейной педагогики, а также через проживание игровых ситуаций;
образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»: формирование у детей умений взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять доброжелательность;
образовательная область «Речевое развитие»: развитие связной речи, умения вести и вступать в диалог;
мотивированность у детей к познанию нового, к самостоятельной работе, к развитию творческих интересов и созданию сказочных историй на основе жизненного опыта.
Используемая литература
1. Волчкова В. Н. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. В.: Ч.П. Лакоценин, 2007.
2. Мишнева Т. В. Накопление положительного эмоционального опыта детьми средствами арт-терапии // Справочник педагога – психолога №9, с. 72 – 79 – 2013.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
4. Баринова Е. В. Учимся дружить. Ростов – н/Д.: Феникс, 2012.

Приложение 1.
«Сказка о звездочке».
Жила – была Звездочка. Ей было грустно и одиноко. Она полетела на Землю, чтобы найти друзей. Звездочка подружилась с тигренком, ежиком, гусенком. Они играли на полянке в мячик. Им было весело. Дружба – это чудо!

Рекомендуем посмотреть:

Акция "Подари книгу" в младшей группе (работа с родителями) Использование технологии музейной педагогики при обучении детей дошкольного возраста игре на музыка Конспект логопедического досуга для младшей группы "Домашние животные" Интерактивный урок литературы в 5 классе. Сказки русской избы

Похожие статьи:

Музейная педагогика в детском саду

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в младшей группе

Участник №92 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Скрапбукинг. Подарок для мужчины
Опубликовано: 433 дня назад (4 октября 2015)
Просмотров: 1087
Рубрика: Без рубрики
+7
Голосов: 7
Кристина Александровна Кошелева # 5 октября 2015 в 10:33 +2
Здравствуйте, уважаемая Наталья! Ознакомилась с вашим материалом, считаю его очень интересным, ведь мое мнение что для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. Спасибо!
Наталья Козлова # 5 октября 2015 в 10:35 +1
Спасибо, Кристина! Использование Музейной педагогики очень выручает. особенно Кот Леопольд - дети его так слушаются!
Серафима Андреевна Кеменова # 5 октября 2015 в 12:15 +2
Здравствуйте Наталья, очень хорошо подобран главный герой музея, Кот Леопольд. Я пробовала с Винни Пухом. Детям очень интересно с добрыми героями мультфильмов.
Рима Сергеевна Клинцова # 5 октября 2015 в 14:11 +2
Спасибо за подробное описание опыта музейной технологии. В условиях введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования такая технология вполне соответствует предъявляемым требованиям к обучению и воспитанию в детских садах. Особенно ценно то, что может использоваться с младшей группы до подготовительной.
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 5 октября 2015 в 15:06 +2
Спасибо. Музейная педагогика - это сейчас и правильно, и актуально. Ведь про музеи совсем забыли. Главное первые шаги сделать и интерес детей поддерживать в течение всего дошкольного периода.
Вера Александровна Аскольская # 5 октября 2015 в 19:35 +2
Аскольская Вера Александровна.
Здравствуйте, уважаемая Наталья! Прочитала Ваш материал, считаю его интересным, Т.К. музей это кладезь ценностных ориентаций всегда. Молодец!
Наталья Козлова # 5 октября 2015 в 20:06 +1
Спасибо за поддержку, дорогие коллеги!
Любовь Зайцева # 5 октября 2015 в 22:01 +1
Наталья! Интересная технология. Вполне можно прорабатывать разные проблемные ситуации отвлеченно, не накапливая отрицательных эмоций. Хороший конспект, требующий внимательного прочтения. Все по ФГОС, Вы мыслите и действуете в ногу со временем! Спасибо. Принимайте мой искренний голос!
Наталья Козлова # 6 октября 2015 в 13:35 0
Спасибо. Любовь! Новые ФГОС требуют глубокой проработки и огромного потенциала! Так что еще работать и работать, а музейная педагогика помогает в этом, охватывает целые блоки, различные образовательные области и интеграции!
Елена Николаевна Григорьева # 7 октября 2015 в 08:59 +1
Здравствуйте,Наталья! Очень интересное и грамотно построенное тематическое занятие,где видна интеграция всех образовательных областей. Увлекательная идея - музейная педагогика! Беру на заметку. Вам голос и творческих успехов
Наталья Козлова # 23 октября 2015 в 18:44 0
Спасибо, Елена!