Музейная педагогика в детском саду

Музейная педагогика в детском саду

Автор: Кудрявцева Наталия Владимировна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 99 город Таганрог Ростовской области

Данный материал интересен методистам, педагогам – психологам и воспитателям детских садов.

Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.

На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих дошкольных образовательных учреждениях.

Музейная педагогика в ДОУ

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т.д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. И это далеко не все.

Музейная педагогика имеет более обширные задачи:

- воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;

- формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

- возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;

- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

- освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.

Методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике должна иметь ряд отличительных особенностей:

1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.

2. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.

3.. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.

4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).

5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.

6. Цель курса – обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.

Однако, включение такой программы в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения маленького человечка к культурному наследию.

Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Наиболее продуктивной будет работа с ребенком, начиная уже с 4 лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденном.

Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности ДОУ. Если ребенок устал, расстроен, он вряд ли получит большое удовольствие от занятий на кружке, поэтому, такие занятия должны обладать релаксирующей функцией, на них можно расслабиться, помечтать, рассуждать...

В-третьих, педагог должен отдавать себе отчет в том, что маленький ребенок не готов к восприятию сложного символического языка, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача педагога  - научить ребенка «расшифровывать» этот язык, понимать его. Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть и игра, и беседа, и организация небольшой выставки, подборка интересной литературы. В общем, чем больше ключиков к пониманию будет в руках у ребенка, тем интересней и результативней будет его погружение.

А после проведения занятия, конечно, желательно для закрепления полученной информации небольшая творческая работа, можно вместе с родителями. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое.

В-четвертых, для получения наилучшего результата необходимо тесное сотрудничество со всеми специалистами ДОУ как в выборе тем для образовательной деятельности, так и в их планировании и проведении, и в обсуждении полученных результатов. Поэтому надо рассчитывать на консультации педагога-психолога и педагога-логопеда.

Пожалуй, работа с дошкольниками, наиболее трудна для современных музеев, ведь они более ориентированы на школу и вузы. Между тем дошкольное образование постепенно и последовательно расширяет сферу сотрудничества с музеями. На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих дошкольных образовательных учреждениях. Ранее это, как правило, были уголки и выставки репродукций. Но содержание музейной среды в дошкольных учреждениях может быть расширено. Например, реализация программы «Мой Таганрог» в ДОУ города Таганрога в сотрудничестве с музеями может помочь решению следующих педагогических задач дошкольного детства:

1)  Знакомство и формирование первоначального понятия «история» через историю родного города, через понятие «малая родина»;

2)  Развитие психофизических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях;

3)  Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию;

Распределение тем непосредственной образовательной деятельности в сетке учебного плана остается на усмотрение педагога. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой образовательного учреждения.

Программа может состоять из нескольких блоков, каждый из которых состоит из подготовительной работы в группе, одного занятия или нескольких в каждом блоке, закрепления материала. Занятия могут проводиться как в музее, так и в детском саду.

Блок № 1 – «Музей это…».

Задачи занятий по блоку:

Дать представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого;

Знакомство с профессией музейного хранителя;

Познакомить с видами музеев;

Помочь детям осознать, что прошлое не исчезнет бесследно, его хранят местность, здания, предметы, человеческая память;

Создать условия для эмоциональной встречи с «прошлым».

Блок № 2 «Мы живем в России»

-  Мы живем в России.

-  Геральдические символы России.

-  Права детей в России.

-  Россия в будущем…

Задачи занятий по блоку:

Обратить внимание на богатство и независимость Российского государства, на тех людей, которыми гордится страна;

Закрепить знание геральдических символов России, Ямала, города в котором живем;

Уточнить знание детей о правах и обязанностях граждан России;

Воспитывать чувство гордости за страну, вызывать любовь и уважение к людям, живущим в России.

Блок № 3 «315 лет назад»

-  Карта города.

-  История возникновения первых поселений. Жилище, быт таганрожцев.

-  Основатель Таганрога.

-  Название города.

Задачи занятий по блоку:

Дать представление и способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к истории родного города

Блок № 4 « История моего города»

-    Герб города.

-     Малая родина – город Таганрог, это история семьи.

-     Моя родословная.

Задачи занятий по блоку:

Воспитывать в детях любовь и чувство гордости к городу, в котором они родились и живут.

Блок № 5 Известные люди Таганрога

-  А. П. Чехов

-  Чеховские места в Таганроге

Блок № 6 Героическое прошлое Таганрога

-  Город в годы Великой Отечественной войны

-  Подпольщики – патриоты

-  Герои войны.

Блок № 7 Современный город.

-  За что я люблю свой город.

Для расширения кругозора детей и закреплению их знаний сотрудниками ДОУ могут быть созданы тематические видеофильмы, дидактические и подвижные игры. Свои впечатления и знания, полученные на занятиях, ребята могут раскрыть через свои работы (рисунки, макеты, модели, различные постройки, поделки). По итогам проведенных занятий можно провести выставки работ детей по различным темам.

Какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она должна иметь целостный и системный характер. Сотрудники ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.

Таким образом, на вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого. 

Рекомендуем посмотреть:

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Мила Кузьмина # 29 сентября 2013 в 00:44 +3
Замечательно, что в педагогическую практику входят музейно - образовательные программы. "Без прошлого нет будущего, а без будущего нет настоящего" - эти слова мы слышим с детства. Поэтому вполне понятно, почему  открываются музеи истории в школах, в детских садах. Это история целых поколений, эпох, без знания которых невозможно двигаться вперед. Историческая память - великая сила, нравственная, культурная.
Александра Геннадьевна Фунтова # 24 января 2014 в 23:25 0
В нашем детском саду  музейную педагогику  используем активно. У детей остаются впечатления прикосновения к чему- то взрослому и ценному.Предложенный материал хорошо использовать в работе с педагогами (консультация..), родителями (презентация о проделанной работе по музейной педагогике). Спасибо.
Валентина Алексеевна Голубева # 23 июня 2014 в 16:50 0
очень хорошо, что музейную практику вводят уже в детском саду, это совместная работа воспитателей, детей и их родителей, нужно продолжать эту практику и в начальной школе.
ТАСМИЛЯ НАИЛОВНА БИКМУХАМБЕТОВА # 7 августа 2014 в 15:36 0
музейная работа- это проект ,который можно и нужно воплощать в работу детского сада
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 11:45 0
Актуальная статья, спасибо!
С помощью музейной педагогики можно очень многое дать детям, расширить их кругозор.
Татьяна Петровна Кушнир # 27 ноября 2014 в 19:35 0
Здравствуйте, Наталия Владимировна! Очень интересная статья! Особенно понравились рекомендации по блочному планированию работы. Спасибо!
Татьяна Равиловна Малолетова # 16 декабря 2014 в 09:33 0
Спасибо за статью. Действительно, необходимо обеспечить целостный, системный подход. Понравилось предложение на закрепление полученных знаний: диафильмы, игры, рисование, чтение соответствующей литературы. Это позволит не только закрепить полученные знания, но и сформировать личное положительное отношение к тем ценностям, с которыми дети соприкоснулись, полюбить сердцем, а не только знать.
Светлана Николаевна Былым # 20 декабря 2014 в 17:35 0
Спасибо за статью. В этом учебном году у нас как раз проводится муниципальный проект "Дети в русском музее". Ваша статья будет очень полезной. Радует, что музейная педагогика имеет у вас ярко выраженный краеведческий "характер". Прививать любовь к родному городу, родному краю с самого раннего детства очень важно тем, кто хочет вырастить из детей патриотов своей страны.
Ольга Николаевна Дыкина # 21 марта 2015 в 16:26 0
Замечательно, что музейная педагогика входит в практику работы ДОУ. Это позволяет с раннего детства воспитывать уважение к прошлому нашей страны и гордость за родной край, что немаловажно в современном обществе.
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:37 0
Спасибо автору за актуальную тему! Работала в ДОУ, активно использовали музейную педагогику. Дети в восторге!
Екатерина Евгеньевна Андреещева # 3 августа 2015 в 17:56 0
Очень интересно. Я с музееведением знакома с другой стороны (со стороны музейного работника), и это здорово, что дети с помощью взрослых проявляют интерес к прошлому своей страны, города. очень важно привлечь их именно с детства, когда мир им кажется таким интересным и большим. Статья показала мне, что ест педагоги, которые готовы приобщать к истории уже с детского сада. спасибо.
Анна Александровна Решетина # 4 августа 2015 в 03:11 0
Очень интересна идея! Хорошая основа для возможной программы в ДОУ. Теоретический аспект данного вопроса полезен в необходимости и обоснованности внедрения музейных технологий.
Валентина Сергеевна Русских # 18 августа 2015 в 22:27 0
На мой взгляд, маленький мини-музей должен быть в каждом детском образовательном учреждении.Как могут дети понять содержание русских сказок, стихов, потешек, загадок, если они никогда не видели и не пользовались такими предметами как , например; коромысло, ухват, рушник, прялка и т.п.Было бы замечательно, когда встречая в тексте сказки или загадки новые для себя слова, ребенок мог бы увидеть эти предметы , потрогать их, поиграть с ними.Без этого невозможно сохранение и понимание народной культуры.
анастасия романовна демьянович # 2 марта 2016 в 00:20 0
на мой взгляд, сегодня нельзя забывать о свои предках. Мы тоже активно собираем предметы быта в музей нашего детского сада. Музейная педагогика сегодня развивает у детей нравственно-духовные познания.