Автор: Кудрявцева Наталия Владимировна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 99 город Таганрог Ростовской области
Данный материал интересен методистам, педагогам – психологам и воспитателям детских садов.
Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.
На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих дошкольных образовательных учреждениях.
Музейная педагогика в ДОУ
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?
Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т.д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. И это далеко не все.
Музейная педагогика имеет более обширные задачи:
- воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;
- формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
- возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.
Методика непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике должна иметь ряд отличительных особенностей:
1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.
2. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.
3.. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.
4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).
5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.
6. Цель курса – обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.
Однако, включение такой программы в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что музейно–образовательная программа предполагает использование специальных методов и средств для приобщения маленького человечка к культурному наследию.
Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Наиболее продуктивной будет работа с ребенком, начиная уже с 4 лет. Именно с этого возраста у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденном.
Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности ДОУ. Если ребенок устал, расстроен, он вряд ли получит большое удовольствие от занятий на кружке, поэтому, такие занятия должны обладать релаксирующей функцией, на них можно расслабиться, помечтать, рассуждать...
В-третьих, педагог должен отдавать себе отчет в том, что маленький ребенок не готов к восприятию сложного символического языка, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача педагога - научить ребенка «расшифровывать» этот язык, понимать его. Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть и игра, и беседа, и организация небольшой выставки, подборка интересной литературы. В общем, чем больше ключиков к пониманию будет в руках у ребенка, тем интересней и результативней будет его погружение.
А после проведения занятия, конечно, желательно для закрепления полученной информации небольшая творческая работа, можно вместе с родителями. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое.
В-четвертых, для получения наилучшего результата необходимо тесное сотрудничество со всеми специалистами ДОУ как в выборе тем для образовательной деятельности, так и в их планировании и проведении, и в обсуждении полученных результатов. Поэтому надо рассчитывать на консультации педагога-психолога и педагога-логопеда.
Пожалуй, работа с дошкольниками, наиболее трудна для современных музеев, ведь они более ориентированы на школу и вузы. Между тем дошкольное образование постепенно и последовательно расширяет сферу сотрудничества с музеями. На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих дошкольных образовательных учреждениях. Ранее это, как правило, были уголки и выставки репродукций. Но содержание музейной среды в дошкольных учреждениях может быть расширено. Например, реализация программы «Мой Таганрог» в ДОУ города Таганрога в сотрудничестве с музеями может помочь решению следующих педагогических задач дошкольного детства:
1) Знакомство и формирование первоначального понятия «история» через историю родного города, через понятие «малая родина»;
2) Развитие психофизических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях;
3) Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию;
Распределение тем непосредственной образовательной деятельности в сетке учебного плана остается на усмотрение педагога. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой образовательного учреждения.
Программа может состоять из нескольких блоков, каждый из которых состоит из подготовительной работы в группе, одного занятия или нескольких в каждом блоке, закрепления материала. Занятия могут проводиться как в музее, так и в детском саду.
Блок № 1 – «Музей это…».
Задачи занятий по блоку:
Дать представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого;
Знакомство с профессией музейного хранителя;
Познакомить с видами музеев;
Помочь детям осознать, что прошлое не исчезнет бесследно, его хранят местность, здания, предметы, человеческая память;
Создать условия для эмоциональной встречи с «прошлым».
Блок № 2 «Мы живем в России»
- Мы живем в России.
- Геральдические символы России.
- Права детей в России.
- Россия в будущем…
Задачи занятий по блоку:
Обратить внимание на богатство и независимость Российского государства, на тех людей, которыми гордится страна;
Закрепить знание геральдических символов России, Ямала, города в котором живем;
Уточнить знание детей о правах и обязанностях граждан России;
Воспитывать чувство гордости за страну, вызывать любовь и уважение к людям, живущим в России.
Блок № 3 «315 лет назад»
- Карта города.
- История возникновения первых поселений. Жилище, быт таганрожцев.
- Основатель Таганрога.
- Название города.
Задачи занятий по блоку:
Дать представление и способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к истории родного города
Блок № 4 « История моего города»
- Герб города.
- Малая родина – город Таганрог, это история семьи.
- Моя родословная.
Задачи занятий по блоку:
Воспитывать в детях любовь и чувство гордости к городу, в котором они родились и живут.
Блок № 5 Известные люди Таганрога
- А. П. Чехов
- Чеховские места в Таганроге
Блок № 6 Героическое прошлое Таганрога
- Город в годы Великой Отечественной войны
- Подпольщики – патриоты
- Герои войны.
Блок № 7 Современный город.
- За что я люблю свой город.
Для расширения кругозора детей и закреплению их знаний сотрудниками ДОУ могут быть созданы тематические видеофильмы, дидактические и подвижные игры. Свои впечатления и знания, полученные на занятиях, ребята могут раскрыть через свои работы (рисунки, макеты, модели, различные постройки, поделки). По итогам проведенных занятий можно провести выставки работ детей по различным темам.
Какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она должна иметь целостный и системный характер. Сотрудники ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.
Таким образом, на вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.
Рекомендуем посмотреть:
Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет
Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой
Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ