Конкурсы для педагогов и детей

Использование дидактической игры для ознакомления детей с названиями предметов

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Статья «Использование дидактической игры для ознакомления детей с названиями предметов»
Автор: Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево

Описание материала: представленная статья будет полезна в работе воспитателей, методистов и педагогов дошкольного образования. Информацию можно использовать для самообразования, в работе с дошкольниками, на родительских собраниях, педсоветах.

Цель: систематизация знаний педагогов дошкольного образовательного учреждения по использованию дидактической игры для ознакомления детей с названиями предметов.
Задачи: - развивать творческую активность и инициативу педагогов;
- повышать интерес педагогов к расширению своих знаний;
- формировать творческий подход в работе с детьми.

Сосредоточение внимания ребенка 2 – 3 лет на предмете и слове является основным способом его обучения называнию предмета. При этом выделяемое слово должно звучать настойчиво и интенсивно, а пояснение педагога - кратко. Обилие слов и непрерывность речи утомляют маленького ребенка. Сказав четко необходимое слово, воспитатель проверяет, услышал ли его ребенок, а затем, усвоил ли его звучание и смысл, соотнес ли слово к предмету, и вошло ли оно в его сознание и активную речь в неразрывной связи с представлением о предмете.
Сложнее проводить групповое обучение. Здесь может сказаться неумение маленьких детей сосредотачивать внимание на словах воспитателя, на предметах, разница в характере и темпе восприятия, в степени заинтересованности (многие дети уже могут знать название предмета). Кроме того, некоторым из них сама форма занятия незнакома. Поэтому более доступной и эффективной является дидактическая игра, а помощницей воспитателя - игрушка.
Дидактическая игра «Расскажи кукле, что у нас есть в группе» с детьми 3-4 лет (младшая и средняя группа) дает возможность с успехом выполнить программные требования: познакомить детей с предметами обихода и их названиями, проверить, вошло ли слово - название в активный словарь, и закрепить его использование.
Вот, например, как можно провести игру. Воспитатель, внеся куклу размером 40 – 50 см, привлекает к ней внимание детей: «Это кукла. Зовут ее Маша». (Вряд ли нужно составлять сюжетный рассказ о том, что кукла приехала в гости, что она рада встретиться с детьми, предлагать им поздороваться с куклой и т.д. Усиливая сюжетность игры, воспитатели утомляют детей, прежде чем они начнут выполнять познавательную задачу). Следующее предложение: «Покажем кукле Маше, что у нас есть в группе» - сосредоточивает внимание детей на игровой задаче и возбуждает готовность действовать. Рукою куклы педагог показывает на предмет и спрашивает: «Что это?» Дети называют предметы мебели, посуды, игрушки. Воспитатель уточняет названия и просит повторить их, «чтобы кукла запомнила».
Кукла все время находится в руках воспитателя, который переходя от предмета к предмету, старается обеспечить разнообразную двигательную активность детей. Указывая рукой куклы на предметы, находящиеся вверху, воспитатель создает условия, при которых дети должны приподнять головы; предметы, расположенные внизу, вынуждают их несколько наклониться и т.д. Смена движений, интерес к игре формируют способность не только управлять движениями, но и упражняться в овладении определенной целесообразностью и красотой движений. От имени куклы воспитатель отмечает, как хорошо дети ходят по комнате, не мешая друг другу. Или, например, говорит: «Спасибо, Таня, ты так красиво подняла и показала большой мяч». И дети стараются доставить радость кукле, воспитателю, друг другу.
В комнате находится много предметов (мебель, игрушки, посуда), и педагог каждый раз ставит задачу познакомить детей с какой-либо одной группой предметов. Поэтому проводится несколько «путешествий» куклы по комнате.
Можно использовать игру, игрушки по-другому.
Например, встречая детей утром вместе с любимым Зайкой, воспитатель просит показать Зайке предметы одежды: рукавички, пальто, ботинки, рейтузы (если это зима), шарфик и шапку. Просьба Зайки не только способствует упражнению в правильном назывании предметов одежды, но и помогает усвоить последовательность раздевания и одевания.
Показывая тот или иной предмет, воспитатель с самого начала создает возможности восприятия его разными анализаторами, организует активные действия детей с предметом и сообщает название - имя предмета.
Ознакомление ребенка с каждым предметом невозможно. Поэтому воспитатель переводит детей на ступень первичного обобщения. Он учит группировать предметы, сначала по какому-то внешнему сходству, а позднее, в средних и старших группах, - по видовому и родовому признакам. По мере накопления знаний, уяснения общих для многих предметов существенных признаков конкретные представления в сознании ребенка обобщаются. Слова - названия преобразуются в слова – понятия. Эти качественные изменения обусловлены обучающим воздействием воспитателя, развивающимися возможностями детей и отражают последовательно возрастающие требования к умственной деятельности ребенка.
Приведу примеры из опыта.
Воспитатель раздает детям куклы, разные по размеру, внешнему виду, и спрашивает детей: «Каким одним словом можно назвать их?» Это сложная умственная задача для детей 2 – 3 лет. В самом начале конкретное противостоит общему, и дети еще подвластны конкретному. «Это маленькая куколка»; «А у этой платье красное, а туфельки черные»; «А у моей (той, которая была в руках) косички» ... И не надо спешить переводить детей на новую ступень завоевания общего названия. Мысль маленького ребенка к новому пробивается через привычное. Воспитатель сам дает обобщающее слово: «Это куклы». На следующем занятии воспитатель показывает на стульчики разной величины - детские и кукольные, на стул взрослого и спрашивает о названии каждого. «Это стул, и это стул - стульчик, потому что маленький ... А это стульчик для куклы»,- говорят дети. «А где еще есть стул в группе? Покажите», - предлагает воспитатель. И после выполнения задания педагог, указав на стульчики и стулья, говорит: «Это стул для взрослого, это маленький стульчик для ребенка, а это стульчик для куклы. Все разные, а имя одно: стул, стульчик. Вот как интересно!»
На этом занятие закончилось. Но и оно оставило след в сознании ребенка как «открытие общего». Многие дети бегали по группе и, хлопая ладошками по спинке стула, приговаривали. «Это стул, это стул ... А это не стул» (стол). «Это маленький стул ... А это не стул» (шкаф). Похлопав по сиденью каждый стул, Дима сказал: «Это стулы» (3 г. 2 мес.). Дети еще не овладели грамматической формой слова, но осмыслили общее в различном. И воспитатель отчетливо выделяет слова: стулья, стульчики, столы. Вскоре воспитатель вводит еще более общее понятие: стульчик, стол, шкаф - это мебель; стакан, чашечка, кружка, тарелка - это посуда.
И это - «новые открытия» и радость для ребенка. Усвоение значения слов - понятий - это и усвоение экономного способа мышления. Дети средней группы овладевают многими общими родовыми и видовыми понятиями еще на наглядной основе вместе с восприятием самих предметов или их изображений на картинках. Уяснению сложного взаимоотношения, взаимосвязи предмета и обозначающего его слова помогают разнообразные дидактические игры.
При ознакомлении старших детей с названием предметов наглядная основа уже не всегда имеет значение. Непосредственное, чувственное ознакомление необходимо лишь тогда, когда предмет им совершенно незнаком и у них возникает вопрос: «Что это?» Этот вопрос активизирует мысль и поиск обозначающего слова. Воспитатель не должен торопиться дать готовый ответ - название.
Например, дети старшей группы увидели совершенно новый по внешнему виду автомобиль. У них возник вопрос: «Что это?» Воспитатель предложил детям внимательно рассмотреть новый предмет, подумать, нет ли в нем чего - нибудь уже известного. Низко опущенный кузов автомашины почти скрывал колеса, но при внимательном рассмотрении дети все же их заметили. «Это, наверное, какая-то машина - она стоит на колесах». Кузов машины и передняя часть почти сливались, автомобиль имел удлиненную форму, но все же можно было заметить основные его части. «Это машина, она похожа на ракету»,- говорили дети. «А для чего нужна такая машина? Почему у нее такая форма?» - возникли вопросы у детей. И когда они узнали, что это - спортивный, гоночный автомобиль, то поняли целесообразность его формы.
Ознакомление с названиями предметов продолжается во всех группах и усложняется с возрастом.

Рекомендуем посмотреть:

Сюжетно-ролевая игра в младшей группе. Дочки - матери Игры на развитие чувственных анализаторов для детей 3-4 лет Коллективные игры для детей младшей группы (3-4 года) Конспект игры для детского сада «Кукла Катя заболела». Младшая группа

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на развитие общения для дошкольников

Игры на развитие речи и мышления для детей 3-4 лет в детском саду в группе

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Летние игры для детей 3-4 лет в детском саду

Участник №51 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Организация работы с дошкольниками по ознакомлению с названиями предметов | Снеговик – подсвечник из пластилина на прищепке своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 346 дней назад (29 декабря 2015)
Просмотров: 1211
Рубрика: Статьи
+30
Голосов: 32
Любовь Зайцева # 29 декабря 2015 в 21:32 +4
Ирина Владимировна! Очень интересная статья.
Одно плохо - не читается, не разбита на абзацы, в ней не выделено главное.
В таком виде она не привлекает читателя. О нем, кстати, печатая работы, надо позаботиться - о том, что статья пригодится для работы коллегам.
С наступающим!
Ирина Владимировна Жабина # 30 декабря 2015 в 20:24 +17
Здравствуйте, Любовь Григорьевна! Очень приятно, что в целом статья Вас заинтересовала и получила от Вас положительный отклик. Отдельно благодарна за конструктивный комментарий к работе. Обязательно учту при оформлении следующих работ. Жалко, что не вчера Вы ее прокомментировали, а то бы я успела все исправить по горячим следам. После долгого перерыва пребывания на сайте осваиваю все заново. Спасибо. С Новым годом и наилучшими пожеланиями!!! С уважением, Ирина Владимировна.
Ирина Александровна Гусева # 3 января 2016 в 21:15 +5
Добрый вечер, Любовь Григорьевна! Спасибо за приглашение. Я работаю учителем начальных классов, но Ваша статья заинтересовала меня тем, как в таком нежном возрасте проходит обучение.Ведь дети приходят в школу с определенным запасом знаний, а Вы открыли пути приобретения этих знаний С Новым годом, творческих успехов!
Ирина Владимировна Жабина # 3 января 2016 в 21:19 +17
Спасибо за внимание к статье.
Марина Витальевна Бородкина # 3 января 2016 в 21:09 +3
Ирина Владимировна, считаю, что данная статья будет очень полезна в работе воспитателям детских садов, центров раннего развития и т.п. Идея использования куклы (или другой игрушки)в качестве того, кому детки могут рассказать и показать то, что они знают и умеют, очень продуктивна. Присутствие сказочного персонажа на занятии будет интересна не только малышам-детсадовцам,но даже и младшим школьникам.
Ирина Владимировна Жабина # 3 января 2016 в 21:11 +17
Марина Витальевна, спасибо за внимание к статье и позитивный отзыв. С уважением, Ирина Владимировна.
Светлана Сергеевна Савостина # 5 января 2016 в 00:25 +3
Очень подробные и правильные рекомендации по использованию дидактической игры в работе по ознакомлению детей с названиями предметов. Таким образом, осуществляется огромная работа по развитию речи, коррекции речевых недостатков. А следовательно, повышается и уровень умственного развития ребёнка. Статья актуальная, необходимая для педпросвещения коллег. Акцент на сюрпризном моменте - игрушке только повышает мотивацию дошкольников и их познавательный интерес. Здесь раскрывается огромный простор для творческой активности и инициативы педагогов, и творческого подхода в работе с детьми. Методическая разработка оставляет только положительное впечатление, все грамотно описано, хорошая структура работы, есть цель и задачи, указана целевая аудитория. Очень радует, что статья без орфографических и грамматических ошибок!
Ирина Владимировна Жабина # 5 января 2016 в 16:59 +16
Здравствуйте, Светлана Сергеевна! Спасибо, что внимательно ознакомились со статьей и подробно прокомментировали.
Елена Юрьевна Шишлакова # 5 января 2016 в 21:30 +3
Познавательная и полезная информация для педагогов. Усвоение понятий слов происходит у детей постепенно, как и накопление активного словаря. Педагог в своей работе должен знать возрастные особенности детей, проводить систематическую работу по ознакомлению с окружающим миром. В Вашей статье очень хорошо указано на важное значение обыгрывания, создания игровых ситуаций с детьми дошкольного возраста, что способствует включению детей в диалог и помогает им легче усвоить названия окружающих предметов. Примите голос!
Ирина Владимировна Жабина # 5 января 2016 в 21:32 +15
Здравствуйте, Елена Юрьевна! Всегда важно и приятно мнение профессионала. Спасибо.
Алла Ивановна Ефимова # 6 января 2016 в 10:44 +3
Статья актуальная. Акцент на сюрпризном моменте - игрушке только повышает мотивацию дошкольников и их познавательный интерес. Конечно, же голос.
Ирина Владимировна Жабина # 6 января 2016 в 12:44 +17
Спасибо, Алла Ивановна за поддержку.
Елена Рашидовна Чеховская # 6 января 2016 в 15:12 +4
Уважаемая,Ирина Владимировна,спасибо за приглашение!Статья интересная,актуальная.Мотивацию дошкольников повышает привлечение детей к игрушке.Здесь раскрывается огромный простор для творческой активности и инициативы воспитателя, творческий подход в работе с детьми,особенно младшего дошкольного возраста,на мой взгляд.Голос!С Рождеством!
Ирина Владимировна Жабина # 6 января 2016 в 15:17 +18
Спасибо большое, Елена Рашидовна.
Любовь Петровна Питерская # 6 января 2016 в 22:54 +5
Ирина Владимировна, добрый вечер! Материал привлекает внимание своей систематизацией знаний по использованию дидактической игры для ознакомления детей с названиями предметов.В Вашей статье показана важность создания игровых ситуаций с детьми, обыгрывания игрушек; формирования творческого подхода воспитателя в работе с детьми. Спасибо! Голос!
Оксана Викторовна Верещагина # 7 января 2016 в 00:01 +7
Добрый вечер,Ирина Владимировна! Очень полезный материал. Статья мне понравилась. Всё в ней хорошо. Всё грамотно рассказано. Один недостаток только, на мой взгляд, текст идёт сплошным полотном без абзацев. Такую статью после доработки, я полагаю, можно было бы отдать на издание в какой-либо журнал. Спасибо! Голос!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 7 января 2016 в 07:06 +8
Актуально, полезно, интересно! Ирина Владимировна, спасибо за приглашение на знакомство с дидактическими играми для детей дошкольного возраста! Материал будет использован пользователями портала! Творческих Вам успехов и удачи! Голос! С Рождеством!
Ирина Юрьевна Ручина # 7 января 2016 в 11:58 +8
Ирина Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Очень интересная статья, мне понравилась. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Ирина Владимировна Жабина # 7 января 2016 в 17:34 +19
Здравствуйте, уважаемые коллеги! спасибо за отзывы!
Светлана Ивановна Куприй # 7 января 2016 в 20:47 +7
Ирина Владимировна, примите голос за подробные и правильные рекомендации по использованию дидактической игры в работе по ознакомлению детей с названиями предметов. Ваша публикация оставляет положительное впечатление. Голос! С Рождеством!
Ирина Владимировна Жабина # 8 января 2016 в 01:20 +19
Спасибо, Светлана Ивановна!
Анна Викторовна Прикащикова # 8 января 2016 в 20:38 +4
Здравствуйте, Ирина Владимировна, спасибо за приглашение. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - игра.Поэтому вся педагогическая деятельность воспитателя должна быть основана на игре. Введение персонажей - один из самых распространенных методических приемов для мотивации детей на протяжении всего дошкольного возраста. В статье Вы представили подробный пример ознакомления детей с названиями предметов с предпосылками освоения обобщающих слов в дальнейшем. Ваша статья будет очень актуальна для начинающих педагогов. Голосую.
Ирина Владимировна Жабина # 25 марта 2016 в 18:40 +12
СПАСИБО!
Ирина Владимировна Глебова # 9 января 2016 в 00:28 +3
Благодарю за приглашение, Ирина Владимировна! Статья интересна и вполне актуальна для работы не только начинающих педагогов. А игровые методы всегда способствуют лучшему восприятию - усвоению материала и младшими школьниками...Спасибо за представленный опыт! Обязательный голос!
Ирина Владимировна Жабина # 25 марта 2016 в 18:41 +12
БЛАГОДАРЮ!
Татьяна Александровна Васильева # 9 января 2016 в 23:48 +2
Добрый вечер, Любовь Григорьевна! Спасибо за приглашение. Вот именно так и следует знакомить малышей. Эта статья будет очень полезна начинающим воспитателям.
Татьяна Александровна Васильева # 9 января 2016 в 23:49 +2
Любовь Григорьевна! Подскажите, как поставить оценку?
Олеся Владимировна Быкова # 19 января 2016 в 10:52 +1
Ирина Владимировна! Очень интересная статья.Ведь в игровой форме гораздо интереснее все изучать и познавать. Да и вообще обучение через игру гораздо эффективнее!Успехов в работе!!!
Ирина Владимировна Жабина # 21 января 2016 в 19:16 +15
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Большое спасибо за оценки и комментарии. С уважением, Ирина Владимировна.
Елена Геннадьевна Ядыкина # 9 февраля 2016 в 10:20 +1
Добрый день, Ирина Владимировна! Проведение дидактической игры прописано подробно, интересно. Ваш материал особенно пригодится начинающим педагогам. Текст читается трудно, но увлекательно.
Ирина Владимировна Жабина # 25 марта 2016 в 18:41 +13
СПАСИБО!
Марина Сергеевна Долгих # 9 февраля 2016 в 15:23 +1
Благодаря дидактическим играм дети познают окружающий мир,быстрее воспринимают и понимают материал.
Описанная дидактическая игра «Расскажи кукле, что у нас есть в группе» соответствует возрастным особенностям детей.Данная игра не только расширяет словарный запас, она также мотивирует детей узнавать больше.Спасибо за статью.
Ирина Владимировна Жабина # 25 марта 2016 в 18:41 +13
СПАСИБО!