Конкурсы для педагогов и детей

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности для подготовительной группы. Зимующие птицы

«Автоматизация звука «Р», в рамках тематической недели «Зимующие птицы»
Карташова Евгения Олеговна-учитель-логопед I квалификационной категории МАДОУ ЦРР- детский сад № 28 «Родничок» города Ишимбай Республики Башкортостан
Конспект проведения индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности для детей подготовительной к школе группы, для учителей-логопедов и воспитателей подготовительной к школе группы.
Цель: Автоматизировать звук [р] в словах, предложениях.
Задачи:
1. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях.
2. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах. Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.
3. Совершенствовать умение составлять предложения по опорным картинкам.
4. Практическое употребление притяжательных прилагательных, согласование их в роде и числах.
5. Развитие общей и мелкой моторики рук, зрительного и слухового восприятия.
6. Расширение представления детей о труде взрослых. Обобщение представления детей о профессии орнитолог.
7. Воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах;
Оборудование и материалы: фигурки зимующих птиц, аудиозапись «Птичьи голоса», перышки, картинки к артикуляционной гимнастике, мяч, дыхательный тренажер «Синичка», мнемотаблица "Чистоговорки со звуком [р]", емкость с горохом, кормушка, угощенье для птиц в тарелочках, фотография для игры "Какие птицы спрятались?", цветные карандаши.
Формы организации совместной деятельности
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Динамическая пауза.
6. Рисование.
Ход деятельности:
I. Организационный момент.
Воспитанник входит в кабинет. Звучит музыка (трель разных птиц).
ЛОГОПЕД: (Имя), давай представим, что мы сегодня пришли с тобой в парк, вокруг деревья и слышны голоса?
- Чьи это голоса? Здесь живет много птиц. А где еще можно встретить птиц?
II. Сообщение темы занятия.
ЛОГОПЕД: Есть люди, которые изучают птиц. Как называется эта профессия? Хочешь поиграть в ученого-орнитолога?
Мы будем с тобой изучать птиц и закреплять звук [р].
А сейчас повторим наше правило.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях , в игре
Смело, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
III. Игра «Найди птицу»
ЛОГОПЕД: А где же птицы? Слышны голоса, а их нет. Найди птиц. А мы посмотрим, какая ты внимательная. Каких птиц нашла? (Снегиря, синицу, сороку, ворону, воробья)
Включается аудиозапись той птицы, которую нашел воспитанник.
IV. Игра "Кто как голос подает?"
Воробей-чирикает
Ворона-каркает
Сорока-трещит, стрекочет
Синица-свистит
Снегирь-цвинькает
Как назовем птиц одним словом? (Зимующие) Почему их так назвали?
V. Дыхательное упражнение "Синичка полетела"
ЛОГОПЕД: Синичка, лети!
Техника выполнения: воздух набирать через нос; плечи не поднимать; выдох должен быть длительным и плавным; необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки.
VI. Упражнение для коррекции зрения «Синичка»
(дыхательный тренажер)
Мы синичку увидали и с птичкой поиграли.
Синичка вправо полетела- глазки вправо посмотрели.
Синичка влево полетела- глазки влево посмотрели.
Полетела птичка вниз,
Ой, смотри – не ушибись!
Взмыла птичка за версту,
И уселась на носу!
Воспитанник держит птичку в руке и выполняет движения в соответствии с текстом, сопровождая движения взглядом.
VII. Артикуляционная гимнастика
ЛОГОПЕД: И наши язычки как птички тоже полетели:
вверх-вниз (Упр."Качели"),
вправо -влево (упр. "Часики"),
по кругу (упр. "Вкусное варенье").
Нашли крошки, открывают клювики. (упр. "Гармошка")
VIII. Игра «Назови птиц в названии которых есть звук [р]»
ЛОГОПЕД: Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А ты сможешь? Только мы будем выбирать птиц в названии которых есть звук [р]. (Воробей, сорока, ворона)
IХ. Выделение звука [Р].
ЛОГОПЕД: В начале слова, середине или в конце слова ты услышала звук [р]?
Х.Уточнение артикуляции звука [р].
ЛОГОПЕД: Давай вспомним, где находится язычок? (за верхними зубами, у бугорков)
-Голосок дрожит? (да)
- Когда произносим звук [Р] во рту есть преграда? (да) Значит звук гласный или согласный?
ХI. Изолированное произношение звука [р].
ЛОГОПЕД: Наши птичка полетела вверх и мы звук [р] будем произносить с усилением голоса. (Воспитанник держит синичку за веревочки и поднимает руку вверх)
Синичка летит вниз - с угасанием голоса. (Воспитанник плавно опускает руку)
ХII. Упражнение на развитие слуховой памяти.
ЛОГОПЕД: Запомни названия птиц, которые я произнесу и разложи картинки в том же порядке: воробей, сорока, ворона.
ЛОГОПЕД: Назови слова по порядку.
ХIII. Игра с мячом "Один-много", "4 лишний"
ЛОГОПЕД: Давай поиграем в игру с мячом "Один- много". Я буду бросать мячик и называть одну птицу. Ты будешь ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.
Воробей- воробьи, сорока-..., ворона-...., грач-..
ХIV. "4 лишний"
ЛОГОПЕД: Какая птица была лишняя? Почему?
ХV. Психогимнастика.
ЛОГОПЕД: Мы с тобой немного отдохнем и превратимся в птиц.
Раз, два, повернись и в воробья, испугавшегося кошки превратись. Покажите, как у него болит крыло.
Раз, два, повернись и в озябших, голодных птиц превратись. Покажи, как они обрадовались крошкам.
Трудно птицам зимовать,
Птицам нужно помогать.
Х
VI.. Составление предложений "Как помочь птицам зимой" по мнемоцепочке.
ЛОГОПЕД: Давай сделаем подарок зимующим птицам.
Отгадай загадку и узнаешь, чему бы они обрадовались больше всего.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Составьте предложения о том, как помочь птицам зимой.
Люди зимой делают кормушки для птиц.
ХVII. Игра «Чем угостим?»
Снегирь, сорока, воробей и синицы-
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
ЛОГОПЕД: Расскажи, чем угостишь воробья, снегиря, синицу? (Воробья – хлебными крошками, снегиря – ягодами, синицу –несолёным салом, ворону – гречкой, сороку – пшеном)
- Как можно назвать хлебные крошки, ягоды, семечки, пшено, сало одним словом? (Еда, корм)
ХVIII. Игра "Кормушка" с проговариванием чистоговорок .
ЛОГОПЕД: Давай мы с тобой покормим птиц и повторим чистоговорки.
Ребенок перекладывает горошины из баночки в кормушку на каждый ударный слог.
У сороки и вороны в сковородке макароны.
У воробушка Сережки есть горошек на дорожке.
ХIХ. Игра "Какие птицы спрятались?"
Развитие мелкой моторики «Рисование по контуру, штриховка».
ЛОГОПЕД: Орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют.
Орнитолог делал снимки птиц, но у него испортился фотоаппарат, и все картинки наложились друг на друга. Назовите, каких птиц снимал орнитолог?
- У какой птицы перья коричневого цвета? (Воробей). Возьми коричневый карандаш, обведи по контуру воробья и заштрихуй его слева направо.
- Контур какой птицы остался не обведенным? (Вороны). Возьми рисунок домой на память о прогулке и закрась ворону самостоятельно.
Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц»
ХХ. Игра, на внимание «Кто улетел?».
ЛОГОПЕД: Птицы благодарят тебя за корм и им пора улетать. Когда ты закроешь глаза, одна птица улетит и ты скажешь какой птицы не стало.
Раз, два, три – не смотри. Воспитанник закрывает глаза, логопед убирает одну птицу.
Раз, два, три – смотри.
ЛОГОПЕД: Вот и все птицы улетели. Но мы не будем расстраиваться, они еще не раз прилетят к нашей кормушке.
ХХI. Дидактическая игра «Чье перо?» .
ЛОГОПЕД: Птицы улетели, но посмотри, что я нашла в кормушке. (Перья птиц)
- Давай соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас. Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давай, и мы с тобой попробуем. Воспитанник находят перышки и определят от какой птицы.
ЛОГОПЕД: Это перо чье? (воробьиное, воронье)
ХХII. Итог
ЛОГОПЕД: А на этом наша прогулка завершается.
Где мы с тобой побывали, кого встретили?
Пора возвращаться в группу.
Не забывай говорить красиво,
Четко и неторопливо.
Звучит музыка «пение птиц». Воспитанник уходит в группу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического комбинированного занятия в подготовительной группе Конспект занятия с детьми 6-7 лет. Автоматизация звука [Рь] Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Встреча весны»
Участник №50 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы | Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы на тему: Транспорт
Опубликовано: 592 дня назад (22 апреля 2015)
Просмотров: 1889
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Александра Игоревна Соломкина # 23 апреля 2015 в 14:09 +1
Здравствуйте, Евгения Олеговна! Большое Вам спасибо за полное, динамичное, насыщенное занятие. Цель занятия четко сформулирована. На протяжении всего занятия шла планомерная работа по закреплению ранее поставленного звука, обогащению словаря дошкольников. Малышам такое занятие, несомненно, наскучить не может. Детям предлагалось включиться в различные виды деятельности. Чередовались работа и "отдых". Положительным моментом хочется выделить множество различных игр (направленных на развитие фонематического слуха, расширение кругозора, развитие логического мышления, совершенствование умения образовывать притяжательные имена прилагательные и разгадывать загадки). Продуманы и хорошо подобраны упражнения для коррекции зрения, выработки правильного речевого дыхания, развития артикуляционной моторики, развития психических процессов дошкольников. Замечательно, что на занятии присутствует практическое задание - рисование по контуру и штриховка. Мне очень понравилось закрепление произношения чистоговорок по схемам. И составление предложений с опорой на таблицу (только не понятно, что такое цифра "3", расположенная в ячейке? Это слово-действие, состоящее из трех слогов?) Ваше занятие очень замечательное! Желаю творческих успехов! Голосую.
Евгения Олеговна Карташова # 24 апреля 2015 в 03:40 +1
Александра Игоревна, спасибо огромное! "З"-зима (Люди зимой делают кормушки для птиц). И Вам творческого вдохновения!!!
Вера Николаевна Наполова # 28 апреля 2015 в 09:25 +1
Здравствуйте, Александра Игоревна! Просмотрела конспект Вашего занятия. Очень хорошо, что автоматизация звука "Р", проходит через лексическую тему "Птицы". Автоматизация звука "Р" - иногда очень длительный процесс. Если проводить занятия по обогащению словаря и грамматике с использованием слов с сонорными звуками, то звук будет закрепляться быстрей. Использование мнемотехники при проговариванию чистоговорок очень хороший момент. Огромное спасибо. Голосую за Вас.
Евгения Олеговна Карташова # 28 апреля 2015 в 11:03 0
Спасибо, Вера Николаевна!