Конкурсы для педагогов и детей

Нетрадиционные техники рисования в начальной школе

Нетрадиционные техники рисования для младших школьников. Рисование Лебедей
Мастер-класс по рисованию. Картина «Лебеди»

Автор: Кокорина Елена Юрьевна, учитель изобразительного искусства, МОУ Славнинская средняя общеобразовательная школа, Тверская область, Торжокский район.

Назначение работы: мастер-класс по рисованию в смешанной технике (гуашь и восковые карандаши) предназначен для учащихся начальных классов, учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования. Рисунок можно использовать для украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: познакомить с нетрадиционным способом рисунка при помощи ладони и показать приемы работы в смешанной технике: гуашь и цветные восковые карандаши.
Задачи:
1) создать изображение лебедя гуашью при помощи ладони;
2) развивать творческое мышление, внимание;
3) воспитывать аккуратность при работе.
Материалы: гуашь, кисти для рисования (белка или пони № 2 и №8; щетина № 3), баночка для воды «непроливайка», цветные восковые карандаши, лист синего тонированного картона.


Гордая птица,
Воды не боится,
Очень пригожа,
На двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый ... . (ЛЕБЕДЬ) Наталья Летошко

Каждый согласится, что лебедь, пожалуй, самая величественная и гордая птица из всех существующих на земле. Тело его вытянутое, плотное и округлое, шея равна по длине телу. Оперение у лебедя пышное и густое, с большим количеством пуха.

Изящные и грациозные лебеди: белоснежные наши красавцы или чёрные лебеди из Австралии.Все они вызывают у людей восхищение своей красотой. Недаром в сказках и легендах всего мира эту статную птицу величают царицей или принцем. Лебедь, что называется, «держит осанку». Когда он плывет по водной глади, его движения размеренны и неторопливы. Лебеди любят гнездиться на крупных озерах и предпочитают водоемы, сильно заросшие у берегов тростником и другой водной и прибрежной растительностью.
Этапы выполнения работы
Лист синего тонированного картона расположить по горизонтали.

На левую ладонь нанести белую гуашь при помощи толстой кисти. Краску наносим очень быстро, чтобы гуашь не успела высохнуть. (Для маленьких детей рекомендуется развести гуашь с водой в тарелке, для того чтобы дети просто опустили туда ладошку)

Очень аккуратно приложите ладонь к листу бумаги, располагая ближе к левому краю. У вас получится вот такой отпечаток.

Не удивляйтесь если он получился другой, это не страшно (все зависит от количества краски на ладони, от степени нажатия ладони на лист бумаги, от расположения самих пальцев: близко или далеко расположены друг от друга).

Нанесите черную краску на правую ладонь.

Делаем второй отпечаток ладони на тонированном картоне, только теперь уже с правой стороны. Черный отпечаток можно располагать выше или ниже белого. Это дает фантазию для творчества.

Черной краской, сильно разбавленной водой, при помощи все той же толстой кисти, наносим отражение лебедя в воде.

По тому же принципу белой краской делаем отражение под белым лебедем.

Голубой краской делаем произвольные разводы по всей свободной поверхности тонированного картона. Весь фон не заливаем, так как цвет листа и так синий.

Теперь берем фиолетовую гуашь, тоже сильно разбавленную водой, и добавляем фиолетовые разводы.

В левом нижнем углу черной краской делаем основу для камышей. Мазки можно наносить и горизонтально и вертикально.

Пока краска не высохла, меняем кисточку. Берем «Щетину № 3» и темно-зеленой краской делаем вертикальные и наклонные мазки снизу вверх. Создаем ощущение высокой травы. Краска будет смешиваться, возможно, даже растекаться в произвольном порядке – не пугайтесь, так трава будет даже интересней. Самые высокие травинки располагаются ближе к левому краю листа.

Этой же кисточкой и краской наносим более темные блики на гладь воды. Более ярко выделяем отражение в воде черного лебедя.

Наш зеленый островок успел подсохнуть. Берем кисточку (белка № 2) и более светлый оттенок зеленой гуаши. Делаем более яркие мазки разной длины. Таким образом, мы получаем ощущение близкой и далекой травы.

В самой высокой траве рисуем два вытянутых овала черным и коричневым цветом. Это будут «шишки» камышей.

Теперь приступаем к прорисовке черного лебедя. Сначала нарисуем ему хвостик. Для этого с правой стороны «ладошки» проводим две пересекающиеся плавные линии.

Внутреннее пространство между линиями закрашиваем черным цветом.

Фиолетовой краской в середине «ладошки» проводим дугу и закрашиваем ее фиолетовой краской. Мазки наносим снизу вверх. Краска должна быть не очень густая, так чтобы фиолетовый цвет только оттенял черный, а не перекрывал его.

Берем большую кисточку и фиолетовой краской продолжаем рисовать перышки на крыльях лебедя. Сначала наклонными мазками заполняем пространство между «пальцами», а затем оставшееся пространство на самой «ладони».

Этой же фиолетовой краской проводим по шее лебедя, внизу туловища и на хвосте. Таким образом мы создаем объем.

Начинаем прорисовывать белого лебедя. Для его перышек я предлагаю другую технику рисунка. Берем большую кисточку и белую краску. Обмакнув в краску кисточку, мы прикладываем ее к отпечаткам пальцев, располагая под наклоном. Получаются забавные мазки: если краска густая, то отпечатки получаются текстурные, если в краске больше воды, то отпечатки получаются прозрачными. И так и так получается интересно.

Голубой краской, точно таким же образом, мы прорисовываем крылышко. Этот же цвет можно ввести и в хвост. Получаться объемные перышки.


Красной краской рисуем клювы. Они принимают форму вытянутого закругленного треугольника.

Белой краской у черного лебедя и черной краской у белого лебедя на голове рисуем глаз маленькой вытянутой в длину точкой. Основание клюва тоже подчеркнем черной краской.

Работа с краской закончена, работе нужно дать высохнуть. (В это время можно провести физкультминутку)

Меняем технику рисунка. Откладываем в сторону гуашь и берем восковые карандаши. Работа цветными карандашами поверх гуаши создает интересную фактуру, а восковые карандаши в работе удобнее для детей младшего школьного возраста – они не требуют заточки и можно рисовать даже боковой поверхностью.

Работаем с черным лебедем. Наносим штрихи черным восковым карандашом внизу туловища там, где проходит фиолетовая краска. На хвостике делаем три яруса штриховки.

Обводим нижний контур крыла и делаем штрихи по фиолетовому фону. Следим чтобы штрихи были прямые и по возможности параллельные.

Так заполняем все крыло.

Черным карандашом ставим точку на глаз и обводим контур клюва.


Делаем водяные блики. Для этого берем синий, голубой, фиолетовый и черный карандаши и оттеняем нарисованные гуашью блики на воде при помощи штриховки.


Переходим к белому лебедю. Берем голубой восковой карандаш и обводим контур шеи и брюшко лебедя. Не нажимая на карандаш, закрашиваем белую гуашь.


Все тем же голубым карандашом обводим контур хвостика и перья на крыле плавными закругленными линиями.

Часто в сказках эта птица
С горем борется, с бедой.
То предстанет вдруг девицей,
То царевной молодой. (ЛЕБЕДЬ) Автор: Юрий Чистяков

Переходим к оформлению зеленого островка. Берем темно-зеленый восковой карандаш и прорисовываем контуры травинок. Линии проводим по движению краски. Так как это болотная трава и камыши, то листочки следует рисовать вытянутыми вверх с заостренными концами.

Черным и коричневым карандашами подчеркиваем «шишки» камыша.

Черным карандашом затемняем промежутки между травинками.

Вводим черный карандаш в отражение белого лебедя.

Работа готова . Можно вставлять ее в рамку.

Озеро, лебеди, осень
И тишина как в раю,
Как я друзья мои очень
Край свой до боли люблю…
Владимир Гельм

Такой смешанной техникой можно рисовать различные картины. Я часто практикую ее на своих уроках. Детям она очень нравится. Вот несколько детских работ.
"Пейзаж"

"Озеро"

"Жаворонок"

"Весна"
Желаю всем творческих успехов!

Рекомендуем посмотреть:

Урок рисования в начальной школе по теме Снегири Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Мастер-класс «Сказочный зимний пейзаж» Нетрадиционная техника рисования Кляксография. Мастер-класс

Похожие статьи:

Рисование картины «Бабочки» в начальной школе

Как нарисовать натюрморт

Рисование ватными палочками

Участник №24 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию». Февраль-апрель 2014
Как нарисовать астры в вазе | Мастер-класс по рисованию. Картина «Павлин»
Опубликовано: 981 день назад (1 апреля 2014)
Просмотров: 10093
Рубрика: Конкурсы
+31
Голосов: 31
Юлия Павловна Петрик # 1 апреля 2014 в 22:44 +7
Очень хороша картина и как  оригинально используются ладошки. А сколько техник задействовано при выполнении рисунка. Какое развитие творческих способностей, воображения, фантазии происходит при работе.Я в восхищении Вашей картиной.
Маргарита Александровна Гришина # 2 апреля 2014 в 00:45 +11
Елена Юрьевна,смотришь на готовую картину и ни за что не подумаешь,что все начиналось
с банально-простого,оттиска испачканной ладошки,вот уж поистине чудо,да и только,не занимаюсь рисованием и то надумала попробовать,как детям предложить попробовать,если сама не пробовала.
Это факт.Но самое интересное,используются совершенно разные техники рисования,а получается так
едино и красиво.Использование восковых мелков,придает рисунку законченный вид.Я уже не говорю о развитии творческой фантазии детей на таких занятиях. Мк оформлен в соответствии с требованиями,все повторить легко! Огромное спасибо за МК,за идею! Примите от меня "искренний"голос +1
Елена Юрьевна Кокорина # 2 апреля 2014 в 00:55 +9
Спасибо. Я очень рада что Вам понравилась работа. Из ладошек может получиться очень много интересных вещей. Вы просто предложите детям пофантазировать и увидите на сколько много интересных рисунков может получиться. Мне очень нравятся разные рыбки и осьминожки. Если получится, то в своем блоге выложу детские работы на эту тематику (я еще только учусь работать на этом сайте, не все еще поняла). А Вам творческих успехов!
Светлана Христьяновна Лаптева # 2 апреля 2014 в 06:18 +10
Елена Юрьевна, спасибо за ваш замечательный мастер-класс. Вы показали необычный способ выполнения рисунка. Есть чему поучиться и перенять опыт. Я думаю, что данная техника будет интересна  для ребят и поможет в работе многим из нас. Голосую! Молодец!
Алёшина Марина Леонидовна # 2 апреля 2014 в 07:53 +7
Красота!!!И это все воплотить может любой ребенок, который посмотрит Ваш мастер-класс,Елена Юрьевна!Вы очень подробно и последовательно объяснили появление прекрасных птиц !Использование краски и восковых мелков обогащает фактуру!!!Очень все понравилось!!!Спасибо!!!!+1
Раниль Нурисламович Калимуллин # 2 апреля 2014 в 08:07 +8
Отличная идея, интересная техника выполнения! Работа восхитительная! Елена Юрьевна, спасибо за мастер-класс! +
Анна Владимировна Новикова # 2 апреля 2014 в 09:36 +8
Прелестный и подробный мастер класс! Спасибо большое, за столь подробное описание хода занятия! Можно попробовать. Опять очередной стимул для моей группы ЗПР! Все что тактильное и ощущается пальцами вызывает у ребят живой интерес! Еще раз спасибо Вам большое! Ждем новых мастер-классов и желаем Вам творечских успехов!!!
Ольга # 2 апреля 2014 в 09:49 +7
Просто красота......Очень оригинально ....Спасибо Вам.
Эльмира Зуфаровна Абдунагимова # 2 апреля 2014 в 10:08 +7
Чудесная работа! Подробный мастер-класс. Подобную  работу можно проводить как психокоррекцию и с детьми и со взрослыми.Молодец! +1
Татьяна Леонидовна Косенкова # 2 апреля 2014 в 10:34 +7
Очень интересная техника, мастер-класс хороший и очень насыщенный. СПАСИБО!!!
Ольга Михайловна Подгорных # 2 апреля 2014 в 12:05 +4
Спасибо за замечательные работы- за лебедей, за жаворонка, за весну! Просто замечательные! Спасибо за новый прием, мы обычно рисуем сначала мелками , а сверху уже красками, но Ваш прием обязательно попробую!
Татьяна Николаевна Даниленко # 2 апреля 2014 в 12:08 +5
Просто шедевр! И оказывается несложно, главное - творческий подход, фантазия и любовь!
Светлана Евгеньевна Виноградова # 2 апреля 2014 в 14:37 +4
Елена Юрьевна,смотришь на готовую картину и удивляешься таланту художника! А ведь все начиналось
с простого оттиска испачканной ладошки! Я совсем не умею рисовать и всегда восторгаюсь чужими работами! Все на Ваших картинах настоящее, все дышит настроением! Я использовала на своих занятиях и классных часах оттиски и шаблоны детских ладошек, это очень нравится детям!
Вы используете совершенно разные техники рисования,и получаете  такую красоту!!Использование восковых мелков,придает рисунку законченный вид. Такие занятия развивают у ребятишек творческую  фантазию, воображение, восприятие цвета. МК оформлен в соответствии с требованиями,все повторить легко! Огромное спасибо за идею! Примите от меня голос +1
Елена Викторовна Нестерова # 2 апреля 2014 в 15:28 +5
Очень красивые картины у Вас получились, яркие, индивидуальные! Благодаря разным техникам они очень выразительные!
Мила Кузьмина # 2 апреля 2014 в 15:38 +5
Елена Юрьевна, спасибо за мастер-класс! Понятно! Доступно!  От ваших работ веет весной, красотой и душевным спокойствием! Используя разные техники рисования, всегда получаешь интересные работы.Слова благодарности за предложенную вариативность в смешанной технике! Ваш мастер-класс  заслуживает внимания и уважения! Голосую!
Галина Владимировна Костырина # 2 апреля 2014 в 17:57 +4
Замечательные работы.Красота.Хочется добиться таких же результатов, будем стараться...Спасибо за идею.
Раиса Даниловна Окунева # 3 апреля 2014 в 14:40 +4
Елена Юрьевна, с удовольствием просмотрела Ваш мастер класс, к сожалению я не рисую, но  появилось желание повторить Вашу работу, уж больно лебеди понравились. Вы в своей работе используете различные техники рисования и тем самым  создаете условия для развития творческих способностей у детей. Молодец. +1
Галина Ивановна Нилова # 3 апреля 2014 в 20:08 +2
Мастер класс хорош, доступен. Очень красивые лебеди получились из простого оттиска детской ладошки. Какой простор для детской фантазии, творческих способностей при использовании разных техник рисования.  Удачи Вам. +1
Елена Юрьевна Кокорина # 3 апреля 2014 в 20:47 +3
Спасибо всем за добрые слова в адрес мастер-класса.Очень надеюсь, что материал поможет вам в вашей работе.
Валентина Николаевна Мельникова # 3 апреля 2014 в 22:51 +3
Елена! Все нетрадиционное притягивает! Вот и ваш МК "выбился" из обычных рамок! Необычно, красиво, эстетично, шедеврально! Соглашусь с вышесказанным! на первый взгляд работа кажется невыполнимой! Но внимательно пролистав ваш МК поражаешься с какой легкостью вы все это нам преподносите! Может попробовать!!! +1!
Елена Юрьевна Кокорина # 11 апреля 2014 в 21:26 +4
Валентина, спасибо за отзыв, за добрые слова.
Ирина Анатольевна Румянцева # 10 апреля 2014 в 21:29 +4
Ярко,сочно!!!Спасибо за работу!
Ольга Анатольевна Купцова # 11 апреля 2014 в 15:55 +4
Очень красивые работы,прекрасная идея выделить акценты и придать чёткость рисункам.Лебеди замечательные!!!!!!!!!!!!!!!!
Елена Александровна Глек # 17 апреля 2014 в 22:21 +6
Ярко, красиво, замечательно. Люблю нетрадиционные техники рисования, дети от них в восторге!
Спасибо Вам за мастер-класс!
Ирина Юрьевна Ручина # 19 апреля 2014 в 18:18 +8
Очень красиво и оригинально, просто замечательно. Лебеди получились! Здорово!!! Мастер-класс подробный и доступный. Творческих Вам успехов и удачи. Отдаю свой голос. +1.
Оксана Владимировна Столь # 24 апреля 2014 в 07:01 +4
Хороший, полезный мастер-класс!Очень красиво!Я с удовольствием посмотрела его несколько раз. В очередной раз убедилась, что смешанные техники всегда придают рисункам дополнительный эффект! Позволяют мотивировать ребёнка в творческом , эмоциональном и профессиональном развитии. Показывают возможности использования смешанной техники в зависимости от возраста ученика.Спасибо, за творческие подсказки!Удачи в конкурсе!
Елена Юрьевна Кокорина # 24 апреля 2014 в 21:17 +2
Спасибо за комментарии и добрые слова в адрес мастер-класса.
Юлия Николаевна Гребенникова # 2 мая 2014 в 16:39 +2
Красивая работа получилась. Использованы разные техники - оттиск ладонью, работа кистью, восковыми мелками. Здорово! Детям очень нравится использование в одной работе различных техник. Проверено на своём опыте. Идея замечательная, только я оттиск сделала бы после проработки фона. Спасибо!
Елена Юрьевна Кокорина # 2 мая 2014 в 20:28 +1
Юлия Николаевна,спасибо за Ваше внимание к работе и отзыв. Конечно работу можно выполнить по разному. Фоном в моей картине уже служит синий тонированный картон - именно по этому нет предварительной проработки, а темные разводы на листе только подчеркивают движение воды, а их предварительно не создашь. Если же в работе используется белый лист, то тогда я действительно рекомендую детям проработать краской фон будущего рисунка.
Марина Ивановна Сухановская # 14 мая 2014 в 20:37 +2
Как здорово показана техника рисования ладонью, оригинальное оформление работы. Доступно и наглядно показаны все этапы рисования. Детям необычные приемы очень нравятся.Я думаю они получат большое удовольствие выполняя такой метод рисования.
Елена Юрьевна Кокорина # 13 июня 2014 в 23:19 +1
Спасибо!
Валентина Ивановна Астахова # 26 ноября 2014 в 23:10 +1
Елена Юрьевна, посмотрела твою работу и технику её выполнения и у меня появилось желание самой нарисовать таких лебедей. и у меня получилось. Очень жаль, что мало таких увлечённых своим делом людей, да ещё и желающих поделиться с другими своим талантом. Прими мой голос.
Татьяна Валерьевна Заводчикова # 1 июля 2015 в 18:46 +1
Добрый день, Елена Юрьевна! Спасибо за яркий и доступный мастер-класс! Ох уж эти испачканные ладошки! Техника рисования ладонью не нова,но всегда очень нравится маленьким детям.Мы тоже используем нетрадиционные техники рисования на занятиях Изостудии Гимназии. Детям необычные приемы очень нравятся.Спасибо вам за ваше творчество и мастерство. Возьмём на заметку соединение различных материалов в процессе рисования ваших прекрасных лебедей!
Лидия Викторовна Дякина # 5 декабря 2015 в 22:44 +1
Дети очень любят рисовать ладошками. Использование нескольких техник при создании этой работы просто великолепно. Спасибо за мастер - класс, очень понятно