Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование ручного ткачества в системе образовательной и воспитательной работы с детьми с ОВЗ

Использование ручного ткачества в системе образовательной и воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
(Из опыта работы)
Автор: Казакова Людмила Александровна, воспитатель.
ГБУ РМЭ «Савинский детский дом – интернат для умственно-отсталых детей» г. Йошкар - Ола, республика Марий Эл.

Описание материала. В статье описывается опыт работы по ручному ткачеству с детьми с ОВЗ, об использовании музейной территории в коррекционно-воспитательных целях. Данный материал будет полезен воспитателям, детских домов, детских домов – интернатов, коррекционных школ, которые работают с детьми с ОВЗ.
Использование ручного ткачества в системе образовательной и воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
(Из опыта работы)
Творчество - это великая сила, способная вытащить из любой пропасти, и вознести на огромные вершины.
Н.А. Бердяев
Работа воспитателя не выносит формализма, косности. Она требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к воспитательно - образовательному процессу, постоянного творчества.
Наши дети особые, «нестандартные», как их иногда называют в литературе. У них проблемы в учебе, в поведении, в общении, в отношении к окружающей действительности.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях детских домов – интернатов решает специфические задачи, обусловленные особенностями развития глубоко умственно отсталых детей. Перед педагогическим коллективом специальных учреждений для детей, отстающих в умственном развитии, стоит задача подготовить своих воспитанников к общественно-полезному труду и, насколько возможно, к самостоятельной жизни, а для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей.
Необходимо, используя все возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции, по возможности ориентироваться в окружающем мире.
В соответствии с целями и задачами специального образования обучение детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность.
Древнекитайская мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Детям нужно создавать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей: страх и неуверенность уходят, а творческая активность растет.
В Савинском детском доме - интернате кроме обычных основных профилей трудового обучения (столярного, слесарного и швейного дела) внедрены и нетрадиционные, к которым относится декоративное ткачество.
Занятия по ткачеству проходят в стенах музея детского дома – интерната. Здесь дети получают представление о труде, быте, национальном костюме, о народных ремеслах, декоративно-прикладном творчестве. Все в комплексе прививает детям вкус к труду, к творчеству, к внутренней и внешней культуре, способствует творческому самовыражению ребенка.
Становление опыта. Знакомство детей с народным ремеслом началось с создания музея прикладного искусства при детском доме - интернате, где представлены предметы быта, изделия декоративно-прикладного искусства, национальные костюмы, которые были собраны по крупицам. Также музею был подарен ткацкий станок как экспонат, который находился в нерабочем состоянии. Все это подтолкнуло к поискам новых путей, помимо экскурсий, позволяющих знакомить детей с бытом, национальными костюмами наших предков, использовать музейную территорию в коррекционно-воспитательных целях. Так при музее был создан кружок декоративного ткачества, который дети посещают не пассивными наблюдателями, а создают своими руками изделия, которые используют в украшении комнат, дарят своим близким и знакомым. Но прежде чем начать обучать детей этому интересному, увлекательному делу, нужно было самой освоить технологические процессы ткачества. Была изучена литература по данной теме, образцы тканых изделий, опыт мастеров по ткачеству. Так как не было практики работы на станке, обучение детей начиналось с ткачества на самодельной раме. Однако в результате работы получались не такие удачные, как хотелось бы, поэтому решили попробовать «оживить» экспонат музея. В первую очередь был собран ткацкий стан, который стоял в музее, поэтапно изучен процесс заправки станка и технологический процесс ткачества и лишь после этого было начато обучение детей.
Первые наши работы - кайма для скатерти, набор салфеток из камышей. Сложность в работе представляло то, что нет соответствующей литературы по изготовлению тканых изделий, поэтому приходилось искать пути решения проблемы, пробовать изготавливать на станке то одно, то другое изделие.
Сейчас в музее находится четыре станка, и на них дети изготавливают разные изделия: самотканые половики, наборы салфеток из разноцветных ниток и из соломки. Сравнивая работы трехлетней давности и нынешние, можно отметить динамику: работы стали очень аккуратные, красиво и эстетично оформленные.
Так как не было готовой программы, чтобы систематизировать работу по ткачеству, была создана программа «Декоративное ткачество», ориентирующая на постепенное развитие трудовых умений и навыков в прикладном творчестве и осуществление принципа активной коррекции недостатков умственного и физического развития ребенка с ОВЗ. В основу данной программы заложено духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ через знакомство с историей возникновения ткачества, овладение технологическими приемами ткачества, что позволяет привить детям чувство любви к Родине, родному дому, семье.
Вижу свою задачу в том, чтобы каждое занятие по ткачеству было интересным, полезным, чтобы любой ученик мог овладеть хотя бы некоторыми приемами народного мастерства.
Хочу научить детей использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни, что, надеюсь, послужит сохранению преемственности и неразрывности традиций нашего народа, глубокой духовной связи прошлого, настоящего и будущего.
Цель данной работы – определить возможности и педагогические условия использования традиций русского народного ремесла как инструмента духовно–нравственного и эстетического развития в системе образовательной и воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Из всего вышеизложенного вытекают задачи данной работы, а именно:
-изучение теоретических и методических основ использования декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей;
-анализ практики трудового обучения с элементами русской народной культуры в группе;
-развитие общих трудовых умений и навыков и на их основе корригирование психофизического состояния детей;
-развитие речи детей на основе их практической деятельности;
-формирование у детей духовных качеств, эстетического вкуса;
-развитие мелкой моторики рук детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
-изучение педагогической литературы;
-изучение нормативных и инструктивно-методических рекомендаций;
-наблюдения;
-опрос;
-опытно-педагогическая деятельность;
-изучение и обобщение опыта работы педагогов по данному вопросу.
Объект исследования: процесс формирования творческих способностей и трудовых навыков у детей с ОВЗ в ходе обучения ткацкому ремеслу.
Направления работы:
Знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
-беседы;
-занятия на основе метода интеграции;
-рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
-выставки в мини-галерее изделий декоративно-прикладного искусства;
-выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском доме;
-экскурсии;
-дидактические игры;
-использование физкультминуток.
В работе с детьми использую различные методы и приемы:
-метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности);
-метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий);
-словесный метод (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
-практический метод (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
-метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
-сотворчество;
-мотивационный метод (убеждение, поощрение).
Новизна опыта заключается в том, что в образовательный процесс введен новый стиль и направление декоративного творчества - ткачество. Оно показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена, их ориентированность в интегрированном виде на обеспечение личностного роста детей, на коррекцию и компенсацию недостатков в психическом и физическом развитии. Исходя из этого, работа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающем опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления тканых изделий, предметов быта, и у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках подлинные тканые изделия, поэтому поставлена цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, обучить техническим приемам ткачества.
На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней. Наши работы удачно впишутся в любой интерьер.
Программа знакомства ребенка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:
связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Особенность программы в том, что она дает широкий выбор направлений и возможность участия в деятельности детей с различными интересами. Программа направлена на подготовку к самостоятельному изготовлению работ, и на занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. Благодаря совместной деятельности, когда группа ребят создает коллективную творческую работу, воспитанники становятся более общительными, терпимыми друг к другу. Это способствует развитию таких черт характера как товарищество, ответственность, взаимовыручка. Дети, которые уже успели чему-то научиться, помогают новичкам в освоении технологических приемов ткачества.
Во время занятий дети овладевают специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. Зная о практическом применении своих поделок, дети работают с особым увлечением и усердием.
Составленная программа берется за основу, но постоянно в нее вносятся коррективы, так как все дети различаются по уровню развития и своим возможностям. Опыт работы по разработанной мною программе одобрен и распространен в республике. В частности, он используется педагогами дополнительного образования города Волжска и поселка Морки.
Обучение элементам ручного ткачества развивает творческие способности детей, фантазию, способствует эмоциональному развитию. На таких занятиях развивается внимание, усидчивость, способность ждать готового результата.
При изготовлении изделий на ткацком станке ребенок последовательно, по намеченному плану решает целую серию трудных, но интересных для него и посильных задач, предъявляющих повышенные требования мыслительным способностям ребенка. Он вынужден думать над тем, что и как нужно делать, при этом от него требуется проявить инициативу, настойчивость и сообразительность.
При обучении элементам ткачества происходит перенос ранее приобретенных знаний и умений, закрепление их и приобретение новых навыков работы с различными инструментами и материалами. При изготовлении тканых изделий используем такие материалы как соломка, тканевые полоски, нитки, декоративные шнуры. В процессе работы с различными материалами дети познают их свойства, возможности преобразования и использования в своих работах.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
Ткачество – работа очень сложная, кропотливая. Не всем детям она бывает вначале по силам, поэтому содержание заданий строю на принципе пошагового усложнения, позволяющего незаметно для детей переводить их на более сложный уровень овладения навыками ткачества, что способствует созданию комфортной атмосферы для ребенка, созданию основы эмоциональному переживанию ребенком ситуации успеха, а следовательно, максимального проявления самостоятельной творческой деятельности.
Несмотря на то, что это трудная работа, она несет большую коррекционную значимость, так как здесь идет развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных представлений, зрительного восприятия.
Многообразие операций на станке при изготовлении различных изделий требуют участия почти всей скелетной мускулатуры. Длительная, системная тренировка содействует ее развитию, повышению общей работоспособности и физической выносливости умственно отсталого ребенка. Руки детей в результате упражнений становятся более сильными, послушными, гибкими.
Кроме того, с первых занятий ткачеством стараюсь воспитывать у детей умение подготовить свое рабочее место, содержать его в порядке, правильно располагать на нем необходимые инструменты, приспособления, материалы, класть их в процессе работы на свои места, т.е. воспитывать культуру труда. Приучаю детей экономно расходовать материалы и находить рациональные приемы работы.
Эффективность выработки у детей умений и навыков зависит от того, насколько систематически проводится эта работа. Только специально продуманная, регулярно проводимая работа даст свои результаты. Такая же системность необходима и при обучении правилам техники безопасной работы и гигиены труда. Учащиеся должны выработать у себя привычки сохранять во время работы удобную и правильную позу, работать чистыми руками, следить за чистотой рабочего места, убирать после окончания работы инструменты только в чистом виде. Соблюдение учащимися четких и неукоснительных требований к своей работе будет способствовать развитию организованности и целенаправленности их деятельности.
Также в своей педагогической практике использую здоровьесберегающие технологии. Для профилактики утомляемости на занятиях и в различных режимных моментах подобраны и применяются комплексы упражнений для осанки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, релаксацию.
Наблюдая за выполнением тех или иных заданий, оцениваю не только то, как ученик работает, но и отмечаю его реакцию на оценку результатов своего труда.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие самооценки и самоконтроля, что проявляется в аффективных и неадекватных реакциях на оценку результатов своей деятельности. Зная особенности своих воспитанников, трудности, переживаемые ими, стараюсь предъявлять к ним адекватные требования, всячески поощряя усилия, затраченные учеником на выполнение работы.
Занятия ткачеством помогают детям решать личностные проблемы, более объективно подходить к оценке своих способностей. Считаю, что главное в работе с детьми - создание хорошего микроклимата, атмосферы взаимопонимания и добра. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность.
Поощряя такое сохранное качество ребенка, как старательность и желание трудиться на доступном для него уровне требований, можно постепенно добиться усвоения необходимых знаний и умений. Старательного ребенка, испытывающего трудности в работе, стараюсь похвалить: «Ты старался, но сегодня не все получилось. В следующий раз обязательно получится!» и дополняю словами «Молодец!», «Старательный!»
Таким образом, обучаясь навыкам декоративного ткачества, дети не только знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства, но и учатся самостоятельно создавать подлинно красивые вещи.
Каких же результатов мы достигли? Если оценивать результативность работы кружков только по участию в выставках, это будет односторонняя оценка. Поэтому мы видим результат своей работы в трех направлениях: оценка результативности участия в выставках, развитие мелкой моторики и развитие мышления детей. Наиболее показательны результаты участия в выставках, что позволяет сформировать адекватную самооценку, устойчивый интерес к труду, развитию творческой активности и способность к дальнейшей социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. На всех выставках, где мы участвовали, посетители восхищались нашими работами, давали высокую оценку.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов, поэтому стараюсь, прежде всего, пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что их творения приносят людям радость.
Литература
1. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование/ Г.М. Дульнев. - М.: «Педагогика», 1969.
2. Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании детей/ Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
3. Маллер, А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. НИИ дефектологии АПНСССР/ А.Р.Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Педагогика, 1988
Наши работы.



Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного занятия с детьми с ограниченными физическими возможностями Сценарий игровой летней программы для детей с ограниченными возможностями.
Сценарий развлечения для детей с ограниченными возможностями здоровья 10 – 15 лет | Внедрение народного ремесла – ткачества в учебно-воспитательный процесс
Опубликовано: 3573 дня назад (15 июля 2014)
Просмотров: 29650
Рубрика: Обмен опытом
+3
Голосов: 3
Терентьева Наталья Сергеевна # 16 июля 2014 в 04:25 +2
Замечательная статья, хорошие работы. Людмила Александровна вы заняты нужным делом, ведь сохранение традиций своих предков, это основа всей дальнейшей жизни нашей страны. Голосую!
Людмила Александровна Казакова # 16 июля 2014 в 07:38 +1
Спасибо!
Светлана Александровна Овчинникова # 22 июля 2014 в 20:24 +2
Людмила Александровна, прочитала Вашу статью с большим интересом. Работа с УОД требует много сил и порою нестандартных решений. Удержать интерес детей с ОВЗ на протяжении длительного времени в одной и той же деятельности возможно только при внесении вариативности. У Вас все получилось. Такие прекрасные, аккуратные работы воспитанников тому подтверждение. Проделана большая работа по апробации данной программы. Это уже забытое рукоделие, Вы учились сами с "нуля". Думаю воспитанники в восторге от работы на станке. Вот бы попробовать.
Приобщение к трудовой деятельности способствует социализации детей. А использование продуктов детского труда в быту, дают возможность детям почувствовать, что они нужны этому обществу, даже если это только в пределах данного учреждения. Спасибо за материал. ГОЛОСУЮ.
Людмила Александровна Казакова # 23 июля 2014 в 07:26 +3
Светлана Александровна, большое спасибо за отзыв. Дети с большим желанием приходят на занятие ткачеством, так как мы занимаемся в мини - музее - это еще смена обстановки. Здесь, в непринужденной обстановке, каждый ребенок находит себе желаемое занятие. Также мы занимаемся ткачеством на берде и на дощечках.
Тамара Александровна Новичкова # 28 июля 2014 в 22:37 +1
Людмила Александровна, отдаю свой голос за ваше педагогическое мастерство, за вашу кропотливую работу с детьми УОД. Статья интересная,содержательная. В статье вы описываете опыт работы по ручному ткачеству с детьми с ОВЗ, об использовании музейной территории в коррекционно-воспитательных целях. Чувствуется ваша забота о детях, вы стараетесь привить трудовые навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни. Мы можем гордиться такими педагогами,как вы! Сколько терпения, педагогического такта нужно иметь, работая с такими детьми. Вы сумели привить определенные навыки ткачества детям. Это видно из представленных работ. Они красивые, яркие и все разные. Это говорит о том, что педагог сумел заинтересовать детей, зажёг в их сердцах веру в то, что их творения приносят людям радость. +1
Людмила Александровна Казакова # 29 июля 2014 в 07:38 0
Тамара Александровна, большое спасибо за теплые слова.
Елена Олеговна Павлова # 29 июля 2014 в 11:52 +1
Людмила Александровна, очень продуктивный нестандартный подход . Я конечно не знаю можно ли размещать фото таких детей, но хотелось бы побольше фото как обучающиеся заняты выполнением данного вида работы. Материал интересный. Самое главное вы это опробировали в своей педагогической практике. Терпения вам и сил в дальнейшей работе.Такая работа заслуживает голоса.
Людмила Александровна Казакова # 29 июля 2014 в 15:48 +1
Елена Олеговна, большое спасибо,что нашли время ознакомиться с моей работой. Постараюсь фотографии разместить на своей странице.
Ирина Александровна Пономарева # 3 сентября 2014 в 18:50 +1
Людмила Александровна, я восхищена! Мне не просто понравилось, а я преклоняюсь перед Вами. Не только уметь, но и еще таким детишкам помогать познавать и творить! Вы - МОЛОДЕЦ! Дай Бог Вам здоровья, сил и творческих успехов!
Людмила Александровна Казакова # 10 сентября 2014 в 06:56 0
Ирина Александровна, спасибо большое!