Конкурсы для педагогов и детей

Чеховская гостиная для учащихся 7-11 классов

Внеклассное мероприятие по литературе 7-11 класс. Сценарий
Чеховская гостиная: "Человек прекрасной и сильной души". Сценарий образовательного события
Автор: Колмакова Людмила Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: СКОШИ №62 III-IV вида г. Улан-Удэ

участники образовательного мероприятия: учащиеся 7-11 классов
ЦЕЛИ:
1.Пополнить знания учащихся о жизни и творчестве А. П. Чехова, как человека и писателя, формировать познавательный интерес к литературному наследию страны;
2.Развивать интеллектуальный, эстетический и нравственный потенциал учащихся, актёрские навыки;
3.Воспитывать чувство патриотизма, любви к родителям, уважение к старшим.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить учащихся с особенностями литературного наследия А. П. Чехова, его роли в жизни людей;
2.Приобщить учащихся к живому личностному общению, овладению культурой художественного восприятия;
3.Вдохновить учащихся на активизацию своего творческого потенциала.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Два журнальных столика, на одном выставка книг А. П. Чехова, подсвечник со свечами, на другом - портрет А. П. Чехова в молодости, пенсне, ручка, чернильница, листы бумаги; на стенде эпиграф: «Моё святое святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода - свобода от силы и лжи»; фортепиано, плетёные кресла.
РЕКВИЗИТЫ:
классические брюки (мальчики), юбки (девочки), белые рубашки (блузки), жилеты, тросточка, пенсне, шляпа.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Записи романсов П. И. Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, «Ноктюрн» Шопена, «Песнь жаворонка» из «Времён года» П. И. Чайковского.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
1.Подготовка костюмов для ведущих
2.Подготовка учащихся и костюмов для инсценировки рассказов Чехова «Хамелеон», «Ванька»
3.Аудио запись отрывка из повести «Степь».
4.На занавеси надпись: «Чехов – истинный художник: его можно перечитывать несколько раз»
(Л. Н. Толстой)
Форма проведения занятия – театрализованное представление при участии педагогов, учащихся, с привлечением зрителей (детей), которые не только исполняют свои роли, задания, но и, пережив определённую ситуацию,
принимают необходимое решение, тем самым на подсознательном уровне решаются необходимые воспитательные задачи
Зал оформлен как литературно-музыкальная гостиная, в которой гости могут не только разговаривать, но и свободно двигаться по залу. Маленькие столики расположены вдоль стен. Гости и зрители располагаются на стульях, поставленных как вокруг столов, так и в различных концах зала, очерчивая полукруг. На небольшом возвышении располагается импровизированная эстрада: журнальные столики, стилизованные под XIX век, за ними плетёные кресла, напольные вазы с цветами. Здесь же расположено фортепиано, на котором лежат ноты, поставлены и зажжены свечи.
В мероприятии занято 11 ведущих. Они свободно двигаются по сцене, то присаживаясь к столику, то подходя к фортепиано. Каждая запись читается на фоне музыки новым ведущим, после чего он садится за стол в зале. Между сообщениями ведущих инсценируются рассказы А. П. Чехова (отрывки), или звучат музыкальные композиции.
Чехов – истинный художник: его
можно перечитывать несколько раз
Л. Н. Толстой
•Инсценировка отрывка из рассказа Чехова «ХАМЕЛЕОН»
•Звучит «Песнь жаворонка» На фоне музыки выступления ведущих.
1-й ведущий. «Любезный брат Миша! Отец и мать – единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди», - так писал семнадцатилетний гимназист Антон Чехов, будущий писатель. Прожил он всего 44 года. «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её изображал бесстрастным, острым пером»
Когда он умер, после него осталось не только 20 томов всемирно прославленной прозы, но 4 деревенских школы, да шоссейная дорога, да библиотека для целого города, да памятник Петру I, да посеянный на пустоши лес, да два замечательных сада» (К. Чуковский.)
Им восхищался Лев Толстой, его пламенно почитал Пётр Ильич Чайковский, нежно любил Фёдор Шаляпин, большим, умным, ко всему внимательным человеком называл его Максим Горький.
Это был не просто писатель, это был человек, который сделал себя сам.
2-й ведущий. Родился Чехов на берегу Азовского моря, в уездном глухом в ту пору городе Таганроге, в семье купца третьей гильдии. Мещанская бедность семьи, молчаливая мать, строгий отец, заставлявший по ночам старших сыновей петь в церковном хоре, мучивших их спевками поздними вечерами. Нередко он требовал, чтобы они сидели в качестве «хозяйского ока» в лавке. Правда, это сидение в лавке даёт Антону раннее знание людей, делает его взрослей, так как лавка его отца была клубом таганрогских обывателей.
Когда Антон был в начальном классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному делу. Антоша с братьями, Иваном и Николаем, стали учиться в нём. Антон, обучаясь портняжному мастерству, выучился шить себе брюки и жилеты и был очень доволен.
3-й ведущий. Так, между гимназией, спевками, сидением в лавке, шитьём брюк и жилетов проходили детские годы Чехова. Вспоминая о них, он говорил: «В детстве у меня не было детства». Правда, помогать материально родителям он стал, ещё когда учился в гимназии: давал уроки, занимался репетиторством.
Бедность, как говорил Чехов, мучила его, как зубная боль. Слишком рано Антон повзрослел. Из всех сыновей (а их было 5, Антон третий) мать могла посоветоваться только с ним. В 19 лет он стал кормильцем семьи. Долг перед родными был для Чехова святым.
Знанию жизни помогло и то, что он с 16 лет жил среди чужих, зарабатывал себе на хлеб, а затем в Москве, ещё студентом, много толкался в «мелкой прессе», где человеческие недостатки и пороки не очень-то скрываются. К тому же чуть ли не с первых курсов университета стал работать в сельских больницах. «Чехов проводил в больнице целые дни. Он работал с большим вниманием и любовью к больным, которых осматривал. Никогда не повышал он голоса и всегда терпеливо отвечал на все вопросы больных», - так вспоминал о практике Чехова земский врач Архангельских.
4-й ведущий. А вот что писал К. Паустовский о семье Чеховых: «Семья Чеховых была талантливой, шумной и насмешливой. Особенно дурачествам не было конца, когда отдыхали летом в Бабкине, в Подмосковье. Каждый пустяк, даже ловля карасей или прогулка в лес по грибы, разрастался в веселое событие. С утра за чайным столом уже начинались невероятные рассказы. Выдумки, хохот. Он не затихал до позднего вечера. Каждая забавная человеческая черта или смешное слово подхватывались всеми и служили толчком для шуток.
Больше всего доставалось другу Николая Чехова – художнику Исааку Левитану. Его постоянно обвиняли во всяких смехотворных преступлениях и, наконец, однажды устроили над ним суд. Антон Чехов, загримированный прокурором, произнес обвинительную речь. Слушатели падали со стульев от хохота. Николай изображал дурака-свидетеля. Он давал сбивчивые показания, пугался и был похож на чеховского мужичка и рассказа «Злоумышленник» - того, что отвинтил от рельсов гайку, чтобы сделать грузило. Александр Чехов – защитник – произнес высокопарную актерскую речь…
Между прочим, на одной из первых картин Левитана, которая называется «Осенний день в Сокольниках», женскую фигуру написал Николай Чехов.
Итак, у Антона Чехова были прекрасные актерские способности, и он постоянно, еще будучи гимназистом, изображал кого-нибудь: зубного врача, важного чиновника, танцующего на балу».
5-й ведущий. Личность Чехова многих, кто знал его, поражала сочетанием мягкости и несгибаемой воли, доброжелательности и бескомпромиссной требовательности – прежде всего к самому себе. Чехов в юности твердо взялся за самовоспитание. Может быть, сказалось в этом воздействие тургеневского Базарова: Чехов восторженно отзывался об «Отцах и детях».
Но воспитание – великое дело. В письме к брату Николаю двадцатишестилетний Антон Чехов поясняет, что такое самовоспитание:
«Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям:
1.они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, уступчивы…
2.они уважают чужую собственность, а потому платят долги.
3.не лгут даже в пустяках… Они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.
4.они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие…
5.они не суетны…
6.если имеют в себе талант, то уважают его… Они жертвуют для него всем».
Это письмо интересно не только как назидание. Из него можно понять, как воспитывал себя Антон Павлович и как был требователен к себе. Это также объясняет многие стороны его характера.
Например, ему не свойственна была выспренность (напыщенность). «Возвышенные» слова его раздражали. Когда один знакомый пожаловался ему: «Антон Павлович! Что мне делать? Меня рефлексия заела!», он ответил: «А вы поменьше водки пейте».
Однажды его посетили три пышно одетые дамы, наполнив комнату шумом шелковых юбок и запахом крепких духов. Они заговорили о политике и начали «ставить вопросы»:
Антон Павлович! А как вы думаете, чем кончится война?
Чехов покашлял и тоном серьезным и ласковым ответил:
Вероятно, миром…
Ну да, конечно! Но кто же победит? Греки или турки?
Мне кажется, победят те, которые сильнее…
А кто, по-вашему, сильнее? – наперебой спрашивали дамы.
Те, кто лучше питается и более образованны.
А кого вы больше любите – греков или турок?
Антон Павлович ласково посмотрел… и ответил с любезной улыбкой:
Я люблю мармелад… А вы любите?
6-й ведущий. Чехов любил повторять, что человек, который не работает, всегда будет чувствовать себя пустым и бездарным. «Праздная жизнь не может быть чистою», - так говорил доктор Астров о Чехове. Сам же он работал, даже слушая других. Его записные книжки полны сюжетов, схваченных на лету. Иногда он вынимал из стола записную книжку и, блестя очками, нежно говорил: «Ровно сто сюжетов»! Да-с, милсдарь! Не вам чета, молодым! Хотите парочку продам?».
Какие сюжеты он предпочитал? Простые. Например, профессор узнает, что болен неизлечимой болезнью и ведет дневник своих последних месяцев. Чехова поразил контраст между трагизмом надвигающейся смерти и обыденностью последних поступков человека. Так родилась «Скучная история».
Еще сюжет. Человек, у которого колесом вагона отрезало ногу, беспокоится, что в сапоге, надетом на отрезанную ногу, спрятано «21 рублёв».
Сюжеты его просты и ненадуманны, он берет их из жизни. И герои его рассказов – обыкновенные люди со своими повседневными переживаниями.
•Инсценировка рассказа «Ванька».
7-й ведущий. Будучи врачом, он мог наблюдать людей в самых отчаянных и кризисных моментах. Болезнь и нищета не лгут. Человек представляется Чехову существом страдающим и часто в своей гнусности близким к животному.
Ему доводилось видеть мужика с пропоротым вилами животом; женщину, обварившую кипятком ребёнка ненавистной соперницы. Он записывал: когда живёшь дома, в покое, то жизнь кажется обыкновенной, но едва вышел на улицу и расспрашиваешь, например, женщин, то жизнь – ужасна.
Но если жизнь ужасна, как вынести её самому и как помочь другим? Прежде всего, активным состраданием. Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов – врач и советник. Он пытался облегчить людские страдания. Кстати, доктором он был превосходным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и монастырь. Часто приходилось ходить пешком по осеннему бездорожью, по двое суток не ночевать дома.
Обращавшихся к нему людей Чехов лечил бесплатно.
Знания врача помогали ему в литературной работе. Чехов неоднократно повторял, что «медицина его жена, а литература – любовница». Поэтому при всей поэтичности ум его был прежде всего аналитическим и смотрел он на людей и на вещи, как врач. Так, например, «простой человек смотрит на луну и умиляется как перед чем-то ужасно загадочным и непостижимым… Но астроном не может иметь на этот счёт дорогих иллюзий… И у меня, - ибо не много… И мне, конечно, очень жаль, потому что это иссушает жизнь».
8-й ведущий. При всей аналитичности ума у Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Иначе и не получилось бы из него писателя. Потребность делать добро была в нём подлинной и устойчивой. И хотя его жизнь была нелёгкой: он был долгое время беден и всегда болен, - никто не слышал, чтобы он жаловался. В дни его самых острых страданий окружающие ни о чём на догадывались. Когда его жалели, он переводил беседу на другую тему и с мягким задушевным юмором говорил о пустяках. Да, Чехов оставил о себе самую добрую память. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю, жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова.
А его поездка на Сахалин была настоящим гражданским подвигом. Он и сам внутренне гордился ею. Гордился тем, что у него появилась книга «Остров Сахалин», которая заставила правительство задуматься об этой далёкой окраине и принять определённые меры.
Вы только что были свидетелями того, как Антон Павлович был способен на активное сострадание, проявленное в рассказе «Ванька».
Чехов любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Так и видишь его в то время: высокого, изящного, гибкого, очень подвижного, со светло-карими весёлыми глазами, магнетически влекущими к себе. К своей неугомонной весёлости он приобщал всех. Например, мог сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обёрнутый бумагой, и сказать: «Бомба! – неси в участок да смотри поосторожнее…».
9-й ведущий. Всех изумляли свобода и лёгкость, с которой могучая энергия творчества воплощалась в несметное количество разнообразных рассказов… Сколько сменилось литературных мод, а Чехов живёт и живёт себе и заставляет нас так же смеяться и грустить над своими страницами, как и своих современников.
Что же всё-таки сделало его произведения вечными, неувядающими?
Прежде всего, бесконечная влюблённость в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художественному взгляду такую неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно всё: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться.
«Чехов – один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, друг, любящий её, сострадающий ей во всём» (А. М. Горький).
•Звучит запись отрывка из повести «Степь».
А вот какими словами выразил он любовь к Петру Ильичу Чайковскому:
«Посылаю вам и фотографию, и книгу, послал бы даже солнце, если б оно принадлежало мне».
•Звучит один из романсов П. И. Чайковского.
10-й ведущий. А театр Чехова? В чём его своеобразие? Как здесь проявляется личность автора? И тут он так же прост, как и во всём. Интрига сведена к минимуму. Текст в его пьесах важен не столько тем, что говорится, сколько тем, о чём умалчивается. Лишь изредка герой осмеливается кричать о своей боли и ярости…
Большую роль играют паузы. Иногда один герой пускается в монолог, его перебивает другой со своим монологом – в жизни люди тоже не всегда умеют слушать друг друга.
«Высшим выражением счастья или несчастья, - писал он,- является чаще всего безмолвие: влюблённые понимают друг друга лучше, когда молчат».
В этом он подобен великим музыкантам, которые с помощью паузы вызывают или поддерживают волнение или дают необходимую передышку, чтобы перейти к другой теме. У Чехова паузы нередко заполнены музыкой. Кто-то из героев насвистывает, напевает, играет на гитаре. Замирают вдали звуки оркестра. В пьесе «Чайка» поют романсы, в «Вишнёвом саде» слышатся грустные песни, щебет птиц, звук лопнувшей струны, который предвещает несчастье: вишнёвый сад вырубают.
•На фоне «Лунной сонаты» Бетховена выступление ведущего
11-й ведущий. В самом деле, пьеса Чехова – это музыкальная композиция. Он любил «Лунную сонату» Бетховена и «Ноктюрн» Шопена. Думается, что он хотел подчеркнуть своими пьесами грустную мелодию жизни вообще и задумчивую красоту, присущую ей. Его авторские ремарки удивительны. Это тоже – высокое искусство. Чехов не любил лишнего на сцене. Не выносил оживляющих жестов.
Драма внутри человека, считал он.
Сюжеты пьес могут уместиться в трёх фразах: люди несчастны, их положение безысходно, но они хранят надежду на неведомое будущее. По музыкальности своих пьес Чехов – Шопен в драматургии. Воспитательное значение их огромно. После них каждый задумается и спросит себя: так ли я живу? Какой должна быть моя жизнь? Как изменить её к лучшему?
Чехов писал, что большой писатель должен вести читателя к большой цели. Какую же цель ставил он? Вот его слова: «… свобода от силы и лжи, в чём бы последние две не выражались. Вот программа, которой Я держался бы, если бы был большим художником».
Плюс активное сострадание. Плюс вера в человека и подлинное чувство любви. А чеховская мечта о человеке, в котором должно быть «всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Долго будет она путеводной звездой человечества, и чем дальше, тем более яркой и зримой.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 6-8 классах Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 5 класса

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра по литературе

Интеллектуальная игра Умницы и умники для 5 класса

Интеллектуальная игра по творчеству Пушкина для 5-6-7 классов

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству Н. А. Некрасова

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина

Золотая осень в школе, 6-9 класс | Сценарий общешкольного мероприятия к 9 мая, для учащихся 5-11 классов с презентацией
Опубликовано: 743 дня назад (21 ноября 2014)
Просмотров: 1246
+3
Голосов: 3
Евгения Вячеславовна Лелекова # 9 февраля 2015 в 15:36 0
Людмила Михайловна, здравствуйте. Спасибо за разработку. Очень интересно и познавательно.
Людмила Михайловна Колмакова # 9 февраля 2015 в 17:50 0
Здравствуйте, Евгения Вячеславовна! А Вам спасибо за отзыв!
Луиза Рашитовна Салихова # 20 февраля 2015 в 16:31 0
Спасибо за работу. Интересный материал.
Людмила Михайловна Колмакова # 20 февраля 2015 в 19:42 0
Здравствуйте! Благодарю за оценку!
Лариса Владимировна Петрухина # 25 сентября 2015 в 21:36 0
Замечательная разработка "Литературной гостиной"! Всё тонко и со вкусом было организовано. Много интересной и познавательной информации. Прекрасное оформление зала, музыка. Спасибо вам. Взяла себе на заметочку.
Людмила Михайловна Колмакова # 27 сентября 2015 в 09:24 0
Благодарю за комментарий, рада стараться!