Конкурсы для педагогов и детей

Историческое родословие как новая семейная традиция

Историческое родословие как новая семейная традиция. Статья
Автор: Измоденова Людмила Петровна, учитель
Место работы: МАОУ лицей № 100 г. Екатеринбург

Описание:
автором статьи предлагается алгоритм активизации деятельности подростков в историческом родословии семьи.
Предназначение:
материал может быть использован классным руководителем на родительских собраниях, организатором исследовательской деятельности подросткового возраста детей.
Актуальность:
в основу ФГОС(а) основного общего образования заложен системно - деятельностный подход. В стандарте второго поколения определены результаты воспитания: патриотизм, чувство гражданской ответственности учащихся. Принципиальное отличие от традиционного образования сегодня в том, что целью образования является не предметный , а личностный результат. Обязательная предметная область для изучения - основы духовной и нравственной культуры народов России. В структуру основной образовательной программы входит проектная и исследовательская деятельность с учетом возраста учащихся.
Главные мотивационные линии поведения в подростковом периоде связаны с активным стремлением к личному совершенствованию: самопознанию, самоутверждению, самовыражению. У подростков появляется и со временем усиливается стремление быть похожими на старших. Часто дети находят пример для подражания в медийных лицах. Попытки взрослых научить ребёнка жизни терпят неудачу. Только через личностное восприятие педагогическое воздействие становится эффективным и несет в себе мощный воспитательный заряд. Интерес людей к изучению родословных проявился в первобытном строе и сохранился до настоящего времени.
Цель:
изучить историческое родословие для формирования новой семейной традиции.
Задачи:
1. Освоить способы поиска и сбора сведений о семье.
2. Ознакомиться с историческим прошлым семьи и Родины.
3. Овладеть компьютерной программой составления родословной.
4. Зафиксировать семейно - родовую память.
5. Заинтересовать сверстников изучением истории своего рода.
6. Обеспечить сохранение новой семейной традиции.
Новизна исследования:
проблема патриотизма изучается с личностных позиций школьника.
Активная деятельность подростков, на основе универсальных способов познания, выполняется по алгоритму:
I. Диагностический этап:
(поиск сведений о своей семье).
II. Информационно - накопительный этап:
(установление родственных отношений).
III. Практический этап:
(фиксирование семейно - родовой памяти).
IV. Контрольный этап:
(анализирование результатов и подведение итогов работы).
Вывод:
успешно выполнив все действия по заданному алгоритму, подросток может прогнозировать наступление будущих событий и корректировать дальнейшее развитие процесса.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство Семейные традиции Консультация для родителей: Бабушки и дедушки Родительский дом

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки о семье

Семейные ценности. Классный час

Стихи о семье для детей

Классный час в 7-8 классе на тему Семья

Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

Сценарий торжественного открытия окружного тура итогового фестиваля международной акции "Марш парков"
Автор: Людмила
Опубликовано: 1084 дня назад (4 сентября 2014)
Просмотров: 1668
Рубрика: Статьи
+3
Голосов: 3
Анна Петровна Золотухина # 5 сентября 2014 в 11:21 +1
v v
Людмила # 5 сентября 2014 в 21:09 +1
Здравствуйте, Анна Петровна.
Благодарю вас за комментарий. Надеюсь на общение в будущем.
В результате исследования по историческому родословию семей у подростков повышается интерес к изучению истории, географии, этнографии Урала. Особое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения имеет использование ресурсов сайта "Мемориал". Здесь можно найти документальные доказательства героизма погибших родственников в ВОВ. Возрастает значимость исследования не только для учащегося, но и для родителей. По мнению родителей, появляется ответственность за воспитательный процесс не только перед ныне здравствующими родственниками, но и перед теми, кто жизнь отдал за наше светлое будущее.
Елена Геннадьевна Епишкина # 5 сентября 2014 в 16:44 +1
Очень интересная, замечательная статья!Обязательно возьму себе на заметку данный материал для работы! Большое спасибо!
Людмила # 5 сентября 2014 в 20:37 +1
Здравствуйте, Елена Геннадьевна!
Благодарю вас за отзыв. Надеюсь на дальнейшее общение.
Изучение исторического родословия своей семьи позволяет подросткам полнее представлять исторические события. Применение в педагогической практике поискового метода дает возможность более эффективного сотрудничества между учеником и учителем. Исследуется судьба именований, выясняется когда и как шло заселение отдельных частей Урала. С помощью слов в основе фамилий раскрывается суть занятий крестьян и ремесленников. А главное, дети гордятся своими предками, понимают, что их трудом воссоздано богатство родного края, Великой России. В истоках родословной настоящий пример для подражания!
Татьяна Волкова # 10 сентября 2014 в 19:44 +1
Доброго времени суток, очень интересный материал, который действительно актуален на данный момент, проблема отцов и детей видимо будет актуальна всегда и опираться человек должен на свою семью. а не на вымышленных персонажей, которых постоянно рекламируют, знания о своих предках действительно повышает авторитет семьи. Голос.
Людмила # 13 сентября 2014 в 20:18 +1
Здравствуйте, Татьяна!
Благодарю вас за отзыв на статью.
В ходе работы по данной теме, я убедилась, что дети приобретают коммуникативные универсальные учебные действия, прописанные в требованиях нового стандарта образования. В поисковой деятельности возникает необходимость учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Обосновывать свою точку зрения и учиться сравнивать точки зрения различных людей, прежде чем принимать решения и формулировать выводы. Осуществлять взаимный контроль в поисковой деятельности и оказывать в сотрудничестве взаимную помощь. А главное, овладевать основами коммуникативной рефлексии, что очень важно для становления личности.
Ирина Михайловна Клаус # 12 сентября 2014 в 17:33 +1
мне понравилась идея развития исследовательских компетенция обучающихся.На уроках биологии я тоже использую исследование при составлении родословной Ребятам нравится такой вид работы! спасибо!
Людмила # 13 сентября 2014 в 20:37 +1
Здравствуйте, Ирина Михайловна!
Благодарю вас за внимание и отзыв.
Очень приятно осознавать, что многие педагоги возглавляют руководство проектно - исследовательской деятельности по актуальной теме. Возможно проводить родословный поиск не только под руководством учителей, эффективно проведение эксперимента под руководством родителей. Вместе с родителями ребёнок устанавливает причинно - следственные связи, объясняет явления и процессы выявленные в ходе исследования. Совместно осуществляются логические операции родовидных отношений. При поддержке взрослых ребёнок учится отстаивать свою позицию, не враждебным для оппонентов образом.
Юлия Геннадьевна.Цыганкова # 12 сентября 2014 в 20:41 +1
Здравствуйте. Мне близка тема организации исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Есть опыт руководителя исследовательских проектов по краеведению и географии. А вот тема составления родословного дерева касается меня лично. Уже на протяжении нескольких лет составляю свою родословную, веду генеалогические карточки. Захватывает. Спасибо Вам за предложенный алгоритм. возьму на вооружение.
Людмила # 13 сентября 2014 в 21:18 +1
Здравствуйте, уважаемая Юлия Геннадьевна.
Спасибо вам за отзыв.
Изучение исторического родословия своей семьи позволило мне учиться принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров с очевидцами событий, по воспоминаниям родственников. Теперь я могу самостоятельно выстраивать в определенной последовательности процессы описываемых событий. Действуя по алгоритму - выбираю наиболее эффективные способы решения поисковых задач в зависимости от конкретных условий.
Расширенный поиск информации мне позволяют осуществлять не только ресурсы сети Интернет, но и использование архивных данных, генеалогических сайтов земляков.
Литвинова Марина Юрьевна # 17 сентября 2014 в 18:30 +1
Людмила Петровна спасибо за статью. Она особенно актуальна при решении задач ФГОС. Исследовательская деятельность помогает активизировать мышление учащихся. А такая работа приведет к большему сплочению семьи. Мой голос Вам.
Людмила # 17 сентября 2014 в 19:30 +1
Доброго времени суток, Марина Юрьевна.
"Изучая дедов, узнаём внуков, то есть изучая предков, узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признавать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём жили,
как и к чему должны стремиться". Василий Осипович Ключевский.
Открывая новую семейную традицию, подростки убеждаются, что биография человека складывается из различных решений и поступков, которые оказывают влияние не только на личность, но и на судьбы страны и мира.
Благодарю за голос.
Марина Ивановна Лахтина # 28 сентября 2014 в 20:31 +2
Людмила Петровна, здравствуйте. Очень хорошо, что Вы ведете данную работу с обучающимися. Приобщение к ИСТОРИИ своей семьи, а значит и в целом - Родины, способствует развитию у школьников не только исследовательских умений, но и, самое главное, поможет их нравственно-духовному развитию. Можно расширить данную работу и в биологическом направлении - составлении родословных и анализ наследования некоторых признаков. Спасибо за работу.
Людмила # 29 сентября 2014 в 00:33 +1
Здравствуйте, уважаемая Марина Ивановна.
Благодарю вас за хороший отзыв.
Изучая курс общей биологии 9 - 11 класс, мы выполняем практические работы по составлению родословной, используя в том числе приведённый мной алгоритм. Заинтересованные учащиеся самостоятельно продолжают работу по историческому родословию, что даёт им возможность успешно участвовать в конкурсах различных уровней.
С уважением, Людмила Петровна.