Конкурсы для педагогов и детей

Историческое родословие как новая семейная традиция

Историческое родословие как новая семейная традиция. Статья
Автор: Измоденова Людмила Петровна, учитель
Место работы: МАОУ лицей № 100 г. Екатеринбург

Описание:
автором статьи предлагается алгоритм активизации деятельности подростков в историческом родословии семьи.
Предназначение:
материал может быть использован классным руководителем на родительских собраниях, организатором исследовательской деятельности подросткового возраста детей.
Актуальность:
в основу ФГОС(а) основного общего образования заложен системно - деятельностный подход. В стандарте второго поколения определены результаты воспитания: патриотизм, чувство гражданской ответственности учащихся. Принципиальное отличие от традиционного образования сегодня в том, что целью образования является не предметный , а личностный результат. Обязательная предметная область для изучения - основы духовной и нравственной культуры народов России. В структуру основной образовательной программы входит проектная и исследовательская деятельность с учетом возраста учащихся.
Главные мотивационные линии поведения в подростковом периоде связаны с активным стремлением к личному совершенствованию: самопознанию, самоутверждению, самовыражению. У подростков появляется и со временем усиливается стремление быть похожими на старших. Часто дети находят пример для подражания в медийных лицах. Попытки взрослых научить ребёнка жизни терпят неудачу. Только через личностное восприятие педагогическое воздействие становится эффективным и несет в себе мощный воспитательный заряд. Интерес людей к изучению родословных проявился в первобытном строе и сохранился до настоящего времени.
Цель:
изучить историческое родословие для формирования новой семейной традиции.
Задачи:
1. Освоить способы поиска и сбора сведений о семье.
2. Ознакомиться с историческим прошлым семьи и Родины.
3. Овладеть компьютерной программой составления родословной.
4. Зафиксировать семейно - родовую память.
5. Заинтересовать сверстников изучением истории своего рода.
6. Обеспечить сохранение новой семейной традиции.
Новизна исследования:
проблема патриотизма изучается с личностных позиций школьника.
Активная деятельность подростков, на основе универсальных способов познания, выполняется по алгоритму:
I. Диагностический этап:
(поиск сведений о своей семье).
II. Информационно - накопительный этап:
(установление родственных отношений).
III. Практический этап:
(фиксирование семейно - родовой памяти).
IV. Контрольный этап:
(анализирование результатов и подведение итогов работы).
Вывод:
успешно выполнив все действия по заданному алгоритму, подросток может прогнозировать наступление будущих событий и корректировать дальнейшее развитие процесса.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство Семейные традиции Консультация для родителей: Бабушки и дедушки Родительский дом

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки о семье

Семейные ценности. Классный час

Стихи о семье для детей

Классный час в 7-8 классе на тему Семья

Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

Сценарий торжественного открытия окружного тура итогового фестиваля международной акции "Марш парков"
Опубликовано: 827 дней назад (4 сентября 2014)
Просмотров: 1354
Рубрика: Статьи
+3
Голосов: 3
Анна Петровна Золотухина # 5 сентября 2014 в 11:21 +1
v v
Людмила Петровна Измоденова # 5 сентября 2014 в 21:09 +1
Здравствуйте, Анна Петровна.
Благодарю вас за комментарий. Надеюсь на общение в будущем.
В результате исследования по историческому родословию семей у подростков повышается интерес к изучению истории, географии, этнографии Урала. Особое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения имеет использование ресурсов сайта "Мемориал". Здесь можно найти документальные доказательства героизма погибших родственников в ВОВ. Возрастает значимость исследования не только для учащегося, но и для родителей. По мнению родителей, появляется ответственность за воспитательный процесс не только перед ныне здравствующими родственниками, но и перед теми, кто жизнь отдал за наше светлое будущее.
Елена Геннадьевна Епишкина # 5 сентября 2014 в 16:44 +1
Очень интересная, замечательная статья!Обязательно возьму себе на заметку данный материал для работы! Большое спасибо!
Людмила Петровна Измоденова # 5 сентября 2014 в 20:37 +1
Здравствуйте, Елена Геннадьевна!
Благодарю вас за отзыв. Надеюсь на дальнейшее общение.
Изучение исторического родословия своей семьи позволяет подросткам полнее представлять исторические события. Применение в педагогической практике поискового метода дает возможность более эффективного сотрудничества между учеником и учителем. Исследуется судьба именований, выясняется когда и как шло заселение отдельных частей Урала. С помощью слов в основе фамилий раскрывается суть занятий крестьян и ремесленников. А главное, дети гордятся своими предками, понимают, что их трудом воссоздано богатство родного края, Великой России. В истоках родословной настоящий пример для подражания!
Татьяна Волкова # 10 сентября 2014 в 19:44 +1
Доброго времени суток, очень интересный материал, который действительно актуален на данный момент, проблема отцов и детей видимо будет актуальна всегда и опираться человек должен на свою семью. а не на вымышленных персонажей, которых постоянно рекламируют, знания о своих предках действительно повышает авторитет семьи. Голос.
Людмила Петровна Измоденова # 13 сентября 2014 в 20:18 +1
Здравствуйте, Татьяна!
Благодарю вас за отзыв на статью.
В ходе работы по данной теме, я убедилась, что дети приобретают коммуникативные универсальные учебные действия, прописанные в требованиях нового стандарта образования. В поисковой деятельности возникает необходимость учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Обосновывать свою точку зрения и учиться сравнивать точки зрения различных людей, прежде чем принимать решения и формулировать выводы. Осуществлять взаимный контроль в поисковой деятельности и оказывать в сотрудничестве взаимную помощь. А главное, овладевать основами коммуникативной рефлексии, что очень важно для становления личности.
Ирина Михайловна Клаус # 12 сентября 2014 в 17:33 +1
мне понравилась идея развития исследовательских компетенция обучающихся.На уроках биологии я тоже использую исследование при составлении родословной Ребятам нравится такой вид работы! спасибо!
Людмила Петровна Измоденова # 13 сентября 2014 в 20:37 +1
Здравствуйте, Ирина Михайловна!
Благодарю вас за внимание и отзыв.
Очень приятно осознавать, что многие педагоги возглавляют руководство проектно - исследовательской деятельности по актуальной теме. Возможно проводить родословный поиск не только под руководством учителей, эффективно проведение эксперимента под руководством родителей. Вместе с родителями ребёнок устанавливает причинно - следственные связи, объясняет явления и процессы выявленные в ходе исследования. Совместно осуществляются логические операции родовидных отношений. При поддержке взрослых ребёнок учится отстаивать свою позицию, не враждебным для оппонентов образом.
Юлия Геннадьевна.Цыганкова # 12 сентября 2014 в 20:41 +1
Здравствуйте. Мне близка тема организации исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Есть опыт руководителя исследовательских проектов по краеведению и географии. А вот тема составления родословного дерева касается меня лично. Уже на протяжении нескольких лет составляю свою родословную, веду генеалогические карточки. Захватывает. Спасибо Вам за предложенный алгоритм. возьму на вооружение.
Людмила Петровна Измоденова # 13 сентября 2014 в 21:18 +1
Здравствуйте, уважаемая Юлия Геннадьевна.
Спасибо вам за отзыв.
Изучение исторического родословия своей семьи позволило мне учиться принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров с очевидцами событий, по воспоминаниям родственников. Теперь я могу самостоятельно выстраивать в определенной последовательности процессы описываемых событий. Действуя по алгоритму - выбираю наиболее эффективные способы решения поисковых задач в зависимости от конкретных условий.
Расширенный поиск информации мне позволяют осуществлять не только ресурсы сети Интернет, но и использование архивных данных, генеалогических сайтов земляков.
Литвинова Марина Юрьевна # 17 сентября 2014 в 18:30 +1
Людмила Петровна спасибо за статью. Она особенно актуальна при решении задач ФГОС. Исследовательская деятельность помогает активизировать мышление учащихся. А такая работа приведет к большему сплочению семьи. Мой голос Вам.
Людмила Петровна Измоденова # 17 сентября 2014 в 19:30 +1
Доброго времени суток, Марина Юрьевна.
"Изучая дедов, узнаём внуков, то есть изучая предков, узнаём самих себя. Без знания истории мы должны признавать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём жили,
как и к чему должны стремиться". Василий Осипович Ключевский.
Открывая новую семейную традицию, подростки убеждаются, что биография человека складывается из различных решений и поступков, которые оказывают влияние не только на личность, но и на судьбы страны и мира.
Благодарю за голос.
Марина Ивановна Лахтина # 28 сентября 2014 в 20:31 +2
Людмила Петровна, здравствуйте. Очень хорошо, что Вы ведете данную работу с обучающимися. Приобщение к ИСТОРИИ своей семьи, а значит и в целом - Родины, способствует развитию у школьников не только исследовательских умений, но и, самое главное, поможет их нравственно-духовному развитию. Можно расширить данную работу и в биологическом направлении - составлении родословных и анализ наследования некоторых признаков. Спасибо за работу.
Людмила Петровна Измоденова # 29 сентября 2014 в 00:33 +1
Здравствуйте, уважаемая Марина Ивановна.
Благодарю вас за хороший отзыв.
Изучая курс общей биологии 9 - 11 класс, мы выполняем практические работы по составлению родословной, используя в том числе приведённый мной алгоритм. Заинтересованные учащиеся самостоятельно продолжают работу по историческому родословию, что даёт им возможность успешно участвовать в конкурсах различных уровней.
С уважением, Людмила Петровна.