Конкурсы для педагогов и детей

Методы и приемы на занятиях по внеурочной деятельности на развитие цветовосприятия

Методы и приемы на занятиях по внеурочной деятельности на развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Автор: Шишатова Мария Аркадьевна, учитель по изобразительной деятельности, МБОУ СОШ №3 г.Муром Владимирской области

Данный материал может быть полезен воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования, родителям.

Цель: реализовывать личностные ресурсы детей через цветовосприятие и развитие эмоционального мира ребенка.

Задачи:
1.Формировать отношение детей к цвету, интерес, потребность в использовании цвета в собственном творчестве, умение увидеть его в любом произведении искусства, находить в окружающем природном мире при воздействии цвета на мыслительную, эмоциональную, чувственную сферы детей.
2.Создать условия для осознания ребенком себя как личности, принятия себя и понимание собственной ценности как человека.
3.Воспитывать умение осознавать свои взаимосвязи с миром и своего места в окружающей действительности.
4.Организовать условия для творческой самореализации детей.


Одним из первых ощущений человека после рождения является цветовосприятие. Первый цвет, который мы начинаем воспринимать, - красный. Постепенно развиваясь, ребенок начинает воспринимать один за другим все цвета. Цветоощущение человека – весьма сложный процесс, зависящий от многих факторов его душевного и физического состояния, от воздействия внешней и внутренней среды.
Восприятие цвета человеком осуществляется одновременно на трех уровнях интеллекта:
а) сознательном (дорожные, сигнальные и другие условные знаки)
б) подсознательном (красный – отвага, синий – разум и т.д.)
в) бессознательном (красный ускоряет пульс, синий – замедляет и т.д.)
Красный и желтый осваиваются детьми и отсталыми народами значительно раньше, чем синий и зеленый. Остальные цвета мы называем в соответствии с теми образами, с которыми они ассоциируются, например салатный, кирпичный, малиновый, сиреневый и т.д. Эти цвета вызывают на уровне подсознания ассоциацию с предметом, несущим этот цвет, и мы его или любим, или не любим.
Цвет – это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Влияние одного и того же цвета может быть неодинаково для разных людей. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить.
Дети более восприимчивы к запахам, звукам, цвету. Поэтому, погружая детей в мир цвета, мы помогаем им:
•Осознать особые цветовые пристрастия или неприязни;
•Расширить и углубить восприятие цветовой гаммы;
•Обратить внимание на роль цвета в окружающей жизни;
•Повысить навыки речевого развития, не ограничиваясь понятиями «нравиться – не нравиться», «красиво – не красиво»


Используемые приемы и методы:
1.Эмоциональный настрой и ощущение цвета.
Этот метод предполагает знакомство с новым цветом через встречу со сказочными героями (Король цвета, Фея Фиалка, Гном Цветик и т.д. ). Сказочный герой предлагает почувствовать цвет, ощутить, передать настроение, ассоциации. А также использование музыкальных произведений в соответствии с поставленной задачей.

2.Расслабление и разноцветные физкультминутки.
Перед занятием детям предлагается расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, увеличивает запас энергии.
Разноцветные физкультминутки – это взаимовыгодное сочетание художественного слова и динамичных упражнений, для привлечения внимания детей к художественной литературе и определенным группам мышц (рук, ног, туловища, лица, шеи)

3.Художественное слово и сочинение сказок.
Почти в каждом занятии по цвету, дети знакомятся с загадками, стихами, сказками. Поэтические строки помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, разбудить воображение, развить его мыслительные способности. Это же относится и к сочинению сказок. Превращение в предмет или одушевление предмета имеют очень большое значение для развития творческих способностей детей.

4.Цвет через вкус, запах.
Для любого цвета можно подобрать продукты и набор запахов. Еда доставляет детям массу удовольствия. Медленно пережевывая пищу, ощущая ее языком, небом, губами; вдыхая запах ароматической палочки, масел, трав, цветов, корочек цитрусовых и другого, дети составляют более полную картину о цвете.

5.Использование картинок-схем.
Для изучения нового произведения искусства, соответствующего цветовой тематике, очень удобны для повышения наблюдательности, речевых навыков, познавательности, эстетического восприятия детей картинки-схемы.

6. Пластика и танцы.
Обладая естественностью, свободностью телодвижений, ребенок легче превращается в одушевленное или неодушевленное, проявляя свои мысли, переживания через движения. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Поэтому важно через пластику, танец осеннего листочка, кузнечика, бабочки и других проявить состояние свободы, эмоциональной раскрепощенности.

7.Самовыражение в цвете.
Своеобразный урок рисования, где не обучают, а разрешают творить и выражать себя всеми возможными способами. Дети могут рисовать, резать, клеить, отображая в цвете свое состояние, настроение, желания. По законченным работам записываются и прослушиваются составленные сказки.
Многообразные приемы и методы имеют характер игры, помогающие развиваться, создавать неповторимый сказочный мир, которому мы – творцы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса «Композиция. Рисование фруктов с натуры» Истоки и современное развитие жостовского промысла
Конспект игрового занятия по ИЗО для детей 7-10 лет | Коробочка сюрприз к 8 марта «Подснежник» пошагово с фото
Опубликовано: 670 дней назад (1 февраля 2015)
Просмотров: 1939
+7
Голосов: 7
Татьяна Евгеньевна Сопина # 2 февраля 2015 в 16:39 +1
Уважаемая Мария Аркадьевна! Сразу видно, что Вы педагог творческий! И немного психолог. Спасибо за Ваш развивающий подход. Я как-то тоже работала в этом направлении, но скорее как художник, детям интересно, но они дальше не знают, что с этим делать, каждый раз приходится напоминать. На интуитивном уровне они это очень хорошо чувствуют. Для взрослых, это иногда, вообще непостижимо. Это очень трудная тема её надо интересно раскрывать, в чем я не сомневаюсь, рассмотрев Ваш. По цветоведению написано очень много книг, но тот, кто не прочувствует этого сам, считает не важным. Мне понравилось - голос
Мария Аркадьевна Шишатова # 2 февраля 2015 в 17:33 +1
Спасибо Татьяна Евгеньевна за ваш отзыв.
Антонина Михайловна Юмашева # 2 февраля 2015 в 19:09 +1
Мария Аркадьевна, поставленная цель реализовывать личностные ресурсы детей через цветовосприятие и развитие эмоционального мира ребенка очень интересна и актуальна. Человечеством давно подмечено, что цвет влияет не только на психоэмоциональное состояние человека, но и на его интеллект. Что уж говорить о маленьком человечке, у которого только-только формируются личные характеристики. Психологи утверждают, что даже цвет одежды, не говоря уже об окружающей среде, способен снизить или повысить самооценку, улучшить или ухудшить его самочувствие. Очень правильно отмечено, что цвет – это помощник в общении людей друг с другом, а самое главное это комфортное пребывание ребёнка и очень важно как ребёнок реализует себя.
Елена Юрьевна Первухина # 2 февраля 2015 в 19:27 +1
Спасибо за приглашение!
Очень полезный и актуальный материал по развитию цветоощущения.
Давно известно , что японские школьники различают несколько сотен оттенков цветов.
А у наших детей с этим имеются проблемы. Я много лет занимаюсь с детьми рисованием.
Многие свое цветоощущение ограничивают палитрой из 6 цветов. Просто потому, что развитием цветоощущения
у них никто не занимался. У вас в материале представлены конкретные приемы и методы, которые любой педагог может взять за основу
в своей работе.
Ваши разработки отличаются высоким профессионализмом! Мой голос за Вас!
Лариса Александровна Коломенцева # 2 февраля 2015 в 19:50 +1
Спасибо огромное, для моих уроков это ценный материал! Мой голос Вам!
Галина Николаевна Долидзе # 2 февраля 2015 в 20:12 +2
Мария Аркадьевна, здравствуйте! Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает настроение. Холодный цвет успокаивает. Цвет может оказаться и раздражителем, если мы, педагоги, не откроем его детям, не научим видеть в предметах цветовое разнообразие. Большое спасибо за приглашение и интересный материал. Я обязательно воспользуюсь им в своей работе! Спасибо! Голос
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 2 февраля 2015 в 20:28 +1
Мария Аркадьевна, спасибо за приглашение и возможность познакомиться с материалом, уверена, который пригодится в работе многим воспитателям. Информация полезная и интересная. Продолжайте свою работу в таком же направлении, я желаю вам успехов!+1
С уважением, Т.Н.
Татьяна Петровна Цуканова # 3 февраля 2015 в 00:36 0
Мария Аркадьевна, спасибо за приглашение на занятия по внеурочной деятельности на развитие цветовосприятия у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Я познакомилась с материалом, который был мне интересен, информация полезная и познавательная. Мой голос.
Ольга Михайловна Кохан # 3 февраля 2015 в 11:09 0
Уважаемая Мария Аркадьевна, спасибо за приглашение. Вами рассмотрен очень важный аспект работы при обучении детей изобразительному. искусству. Без развитого цветовосприятия не возможно полноценно проявить себя как художнику. Спасибо. Мой голос Вам.
Кристина Вячеславовна Штиуи # 3 февраля 2015 в 17:53 0
Вот как надо запоминать цвета - МАССОЙ предметов одного цвета.
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 4 февраля 2015 в 16:50 0
Добрый день Мария Аркадьевна. Познакомилась с новым подходом к развитию цветовосприятия у детей. Узнала несколько новых для себя приёмов и методов.Вы творчески подошли к сложной для детей теме. Психологи могут определить темперамент ребёнка по его любимому цвету, его способности и творческие возможности. С помощью цвета вы возможно сможете откорректировать поведения ребёнка. Спасибо за интересную работу и примите мой голос! v С уважением, Татьяна.
Валентина Сергеевна Вешкина # 28 сентября 2015 в 05:29 +1
Доброе утро, Мария Аркадьевна!Ваша публикация о цветовосприятии очень ценен не только для учителей, но и для психологов, поскольку теория встречается с практикой. Методы и приемы, которые Вы советуете использовать в работе взрослым просты и вместе с тем очень результативны: ребенок анализирует цвет, возникают ассоциации и физические ощущения. Цвет может помочь ребенку отдохнуть или собраться с мыслями; развивается речь маленького человека для созерцания красоты окружающего мира. Примите голос поддержки!
Ольга Станиславовна Средина # 25 ноября 2015 в 21:23 +1
Очень интересный материал.Моя любимая (еще с института) тема. Собираю и стараюсь читать все новое.
Высшую категорию когда-то защищала, представляя игры по цветоведению для дошколят. Но здесь не выложишь - (напечатано было в "Дошкольном воспитании"). Загляните ко мне, посмотрите сценарий развлечения с элементами цветоведения.
Конечно, голос!
Аскар # 12 февраля 2016 в 18:56 0
Мария Аркадьевна спасибо за статью! Меня заинтересовала эта тема. Использование цветов(цветовых гамм) на уроках. Ваша ближе подходит использование в начальных классах. Хочу попробовать на своих уроках английского. Не могли бы выслать или написать дополнительные ссылки по этой тематике. Я имею ввиду приемы, методы итд. Заранее благодарю!Привет из Казахстана) askarman83@mail.ru