Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса «Композиция. Рисование фруктов с натуры»

План-конспект урока изобразительного искусства «Композиция. Рисование фруктов с натуры»
Автор: Максимова Жанна Анатольевна, учитель ИЗО БГОУ СОШ № 411 «Гармония» г. Санкт-Петербург. Петергоф.
Описание материала: Данная работа представляет собой конспект традиционного урока изобразительного искусства во 2-м классе. Работа будет полезна учителям изобразительного искусства и учителям начальных классов, преподающим урок ИЗО. Можно воспользоваться конспектом в оригинале, или опираться на него, самостоятельно выстраивая структуру урока, выбирая интересные решения. Используемую презентацию «Композиция»  учитель составляет по своему усмотрению, учитывая необходимость раскрытия  понятия этого термина в различных областях деятельности человека (изобразительное искусство, музыка, танец, архитектура,  литература, дизайн). Прилагаются изображения слайдов презентации.
План-конспект  урока
Тема: «Композиция. Рисование фруктов с натуры».
Главная дидактическая цель: познакомить с понятием «Композиция».
Цели урока:
1. Обучающие:
• обеспечить понимание изобразительного термина «Композиция»;
• сформировать представление о широком применении понятия «Композиции» в разных видах творчества;
• научить применять законы построения композиции в натюрморте;
• сформировать навыки и умения в самостоятельном построении композиции;
• актуализировать важность применения знаний по составлению композиции в разных сферах изобразительного искусства.
2. Развивающие:
• способствовать развитию эстетического вкуса, чувства меры, формы, цвета и стиля;
• содействовать развитию творческой заинтересованности, активности;
• помочь преодолеть неуверенность в выборе путей решения задачи;
• научить работать коллективно, давать адекватную оценку результатам работ одноклассников, видеть недостатки и ошибки своего рисунка.
3. Воспитательные:
• помочь выявлению и раскрытию неординарных способностей, собственного видения;
• возбуждать интерес к процессу творчества;
• создавать условия для развития устойчивого положительного эмоционального отклика на занятие творчеством;
• убедить в целесообразности, значимости умения видеть окружающую действительность с креативной позиции.

План урока (45 мин.):
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Сообщение темы (3 мин.)
3. Ознакомление с новым материалом на интерактивном экране (12 мин.)
4. Драматизация (2 мин)
5. Физкультурная минутка.
6. Моделирование у доски (7 мин.)
7. Самостоятельная работа (15 мин.)
8. Подведение итогов (3 мин.)
9. Организационный конец урока (1 мин)
Содержательная часть урока:
1. организационный момент;
2. сообщение темы урока.
Учитель: То, что мы будем сегодня рисовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Мы вкусные, сладкие, сочные.
Мы с солнышком крепко дружны!
К тому же мы очень полезные,
Ведь всем витамины нужны!
Дети: Это фрукты.
Учитель: Из многообразия фруктов я предлагаю вам три, с помощью подсказок вы догадаетесь какие это фрукты.
Первый фрукт – «Жёлтый, жёлтый, кислый, кислый!»
Дети: Лимон!
Учитель: Второй фрукт в известной загадке сравнивается с лампочкой.
Дети: Груша!
Учитель: Почему этому фрукту приписывают такое значение?
Дети: Потому, что груша и лампочка похожи формой.
Учитель: Третий фрукт в русских сказках наделяют волшебным свойством показывать всё на свете, катаясь по тарелочке.
Дети: Яблоко!
Учитель показывает натуральные фрукты большой величины, размещённые на эстампе в одну линию, на некотором расстоянии друг от друга, не составляя композицию (появление фруктов является сюрпризным моментом).
Учитель: Вот они,  какие красивые, нам их нужно нарисовать, хорошо разместив на листе, как это делают  художники. А чтобы это сделать правильно, мы познакомимся с новым для нас понятием – «Композиция» (открывает карточку со словом на доске).
3. Ознакомление с новым материалом на интерактивном экране.
Учитель: Что же означает это слово? Оно пришло к нам из французского языка. Посмотрим, как объясняет значение этого слова составитель Толкового словаря великорусского языка В. И. Даль.
Демонстрируется интерактивная презентация на тему «Композиция»
4. Драматизация «Композитор»  (после первых 5 слайдов).
Ученица, играющая на контр-флейте, представляясь нерадивым композитором, растерявшим все нотки на нотоносце, рассказывает какие ужасные звуки у неё получились в результате этой неразберихи. Но композитору удалось собраться, и расставить ноты в определённом порядке на нотную строку, в результате чего зазвучала гармоничная мелодия.
Продолжение демонстрации презентации «Композиция».
Каждый слайд презентации обсуждается учителем, совместно с учениками.
Задаются поисковые, эвристические вопросы, ставятся проблемные ситуации, решение которых открывается в последующих слайдах. В конце презентации ученикам предлагаются конкретные задачи по составлению композиции. Решать эти задачи ученики будут вместе с учителем путём моделирования у доски.
По завершению презентации звучит вопрос.
Учитель: У вас возникло представление о том, что такое «Композиция»?
Давайте слегка отдохнём и подвигаемся.
5. Физкультурная минутка.
Физкультурную минутку проводит ученик, показывая упражнения под чтение стихотворения:
У дороги яблоня стоит,  (руки вверх, потянулись)
А на ветке яблочко висит. (покачали вверху руками)
Сильно ветку я потряс - (руки через стороны вниз, стряхивая кистями рук)
Вот уж яблочко у нас! (прыжок вверх с хлопком в ладоши над головой)
В сладко яблочко вопьюсь, (вернулись в исходное положение)
Ах, какой приятный вкус!
6. Моделирование у доски.
[/u]Учитель: Мы познакомились с некоторыми правилами составления «Композиции». Давайте поподробнее отработаем их у доски.
Вопрос: А может кто-то уже сейчас хочет попробовать составить композицию из целой семейки фруктов?
Дети: Да!
Учитель: К доске пойдёт тот, кто назовёт три тёплых цвета.
Дети отвечают. Правильно ответивший на вопрос, самостоятельно работает у мольберта.
Ребёнку предлагается набор из пяти плоских изображений фруктов. Он должен разместить фрукты композиционно  на прикрепленном  к мольберту листе с помощью специальной канцелярской липучки, полагаясь на полученные знания.
Учитель, обращаясь ко всему классу: Итак, чтобы гармонично разместить предметы на листе, в самом начале работы нужно задать себе определённые вопросы, которые помогут правильно справиться с постановкой композиции.
Каким вопросом мы задаёмся с самого начала?
Учитель вместе с детьми работает над постановкой вопроса и определяет его:
все вопросы в виде карточек размещаются в перевёрнутом виде на доске, по ходу определения вопроса карточки открываются.
1. Где?    (размещаем изображение).
Дети: В середине.
Учитель показывает на доске нарисованный альбомный лист, поясняя, что середин может быть 4 (слева, справа, сверху, снизу), а центр один.
Учитель: Итак, размещаем композицию в центре листа.
2. Каким образом?
Дети: Дружной семейкой!
Учитель: Дружной семейкой – это как?
Дети: Вместе, дружно, бок о бок, как бы обнимая друг друга, создавая единство, гармонию, лад.
Учитель: А чтобы это получилось, какой приём изображения нужно использовать?
Дети: Приём наложения.
Учитель: Кто поможет напомнить нам, что такое приём наложения, показав это на доске? Это будет тот, кто ответит на вопрос.
Вопрос: Что показывает приём наложения? (приближение и удаление предмета)
Правильно ответивший ребёнок, конструирует приём наложения из двух плоских моделей фруктов на листе, прикреплённом к доске (при помощи липучки).
Учитель: А если все фрукты разместить на одной линии, то это будет не красиво (как зрители в зале, каждый сам по себе, а не дружной семейкой). У художников такое размещение предметов считается ошибкой и называется «шашлык»  
3. Какого размера?
Учитель: А можно ли ошибиться с выбором размера?
Дети: Можно, если мы не будем помнить, что фрукты – главные герои картины, а главные герои должны быть выгодно показаны, во всей своей красе.
Учитель: Кто хочет решить задачу правильного выбора размера фруктов у доски? К доске пойдёт тот, кто правильно ответит на вопрос.
Вопрос: Что показывает на предмете свет и тень? (объём)
Дети отвечают, правильно ответивший ученик выходит к доске. На доске размещаются два листа большого и маленького формата, на парте у доски лежат заготовки двух комплектов плоских моделей фруктов, в каждом по три штуки. Ребёнок должен подобрать к каждому формату листа соответствующий размер фруктов.
В помощь ребёнку можно пригласить к доске ещё одного желающего. Вместе со всем классом анализируем результат работы у доски.
Учитель: А теперь нам не трудно будет ответить на вопрос.
Вопрос: От чего ещё зависит выбор размера предмета?
Дети: От размера листа.
Учитель: Когда мы определились с размером, о чём нужно подумать теперь?
Дети: О форме предмета.
4. Какой формы?
Учитель: Изображать форму этих фруктов мы научились на прошлом уроке, а сейчас наша задача состоит в правильном изображении композиции из фруктов.
Но прежде чем рисовать посмотрим, какая получилась композиция на мольберте.
Дети смотрят на композицию, исправляют ошибки, анализируют.
7. Самостоятельная работа.
Дети рисуют под музыкальное сопровождение. Аудиозапись: П.И. Чайковский «Вальс цветов».
Учитель контролирует процесс самостоятельной работы, помогает, поддерживает в решении, даёт советы в индивидуальном порядке.
8. Подведение итогов.
Учитель кратко обобщает тему, размещает рисунки на доске, делая вместе с ребятами небольшой анализ работ.
9. Организационный конец урока.
Оборудование к уроку:
Для учителя:
• свежие фрукты;
• плоские модели фруктов для моделирования у доски;
• листы бумаги разного формата;
• печатные карточки с вопросами (на доске);
• интерактивный экран для презентации;
• презентация «Композиция»;
• музыкальная установка;
• аудиозапись:  П.И. Чайковский «Вальс цветов»;
• выставка авторских работ учителя на тему: «Композиция в натюрморте»;
Для детей:
Бумага, графический карандаш, акварельные краски, палитра, мольберт для построения композиции.
Фотографии с урока
«Композиция, рисование фруктов с натуры».
Оформление класса – натюрморты, выполненные детьми старших классов и учителем.
  

Демонстрация первых слайдов презентации «Композиция».


Драматизация  «Композитор».


Физкультминутка «У дороги яблонька стоит».


Работа у мольберта. Моделирование композиции из 5-ти изображений фруктов.
  


Поэтапное определение  вопросов, помогающих в правильной постановке композиции.  
  Раскрытие карточек с вопросами.


Работа над выбором размера изображений фруктов (два формата – два набора изображений фруктов, разного размера).




Коллективное обсуждение результата моделирования композиции одним из
учеников.


Детские работы

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Аппликация. Портрет человека

Опубликовано: 987 дней назад (25 марта 2014)
Просмотров: 16346
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Ирина Васильевна Федотова # 26 марта 2014 в 09:15 0
Жанна Анатольевна! Интересный урок! Особенно мне понравилось моделирование! Детям не надо долго объяснять перспективу как правильно расположить предметы, они самостоятельно составляют композицию! Возьму на заметку!!!Отличные работы получились! Спасибо! Мой голос вам!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 26 марта 2014 в 13:38 0
Жанна Анатольевна, очень интересный урок! Учтены возрастные особенности детей. Уверена, что детям было интересно, а это самое главное! Творческих успехов Вам!
Нина Сергеевна Ситникова # 7 мая 2015 в 09:03 0
Здравствуйте, Жанна Анатольевна. Очень интересная разработка. Все четко, доступно и очень наглядно. Применение моделирования - это здорово. Посмотрев фотоотчет, проникаешь в атмосферу творчества, при чем ,вы, выбрали очень интересный путь для изучения тонкостей выполнения натюрморта, чтобы не было скучно, а наоборот весьма познавательно. Обязательно возьму на заметку. Дальнейших, Вам, творческих успехов! +1!